Статус документа
Статус документа

     
     СП 318.1325800.2017

     

СВОД ПРАВИЛ

ДОРОГИ ЛЕСНЫЕ

Правила эксплуатации

Forest roads. Service regulation

     

ОКС 93.080

Дата введения 2018-06-26

     

Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1713/пр и введен в действие с 26 июня 2018 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан с учетом требований федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р "Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов", Лесного кодекса Российской Федерации и правил пожарной безопасности в лесах.

Авторский коллектив свода правил СП "Дороги лесные. Правила эксплуатации": ЗАО "Промтрансниипроект" (руководитель темы - академик PAT , доктор техн. наук Л.А.Андреева, кандидат техн. наук А.Г.Колчанов, инженеры Ю.И.Норштейн, И.П.Потапов, А.Е.Данченко, А.С.Букреева) и ОАО "ЦНИИМЭ" (доктор техн. наук Н.С.Еремеев, кандидат техн. наук Ю.А.Котельников).

     1 Область применения


Настоящий свод правил распространяется на эксплуатацию и капитальный ремонт лесных дорог необщего пользования и предназначенных для движения определенных категорий транспортных средств.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.1.3.06-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод

ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" (с изменением N 1)

СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменением N 1)

СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" (с изменением N 1)

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением N 1)

СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" (с изменением N 1)

СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверять в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения


В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лесная дорога: Объект лесной инфраструктуры, создаваемый в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3.2 лесная дорога лесовозная: Лесная дорога, предназначенная для вывозки древесины.

3.3 лесная дорога лесохозяйственная: Лесная дорога, предназначенная для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3.4

лесовозные ветки: Дороги, примыкающие к лесовозной магистрали и являющиеся основными дорогами больших секторов лесосырьевой базы.

Примечание - В отдельных случаях ветки примыкают к дорогам общей сети.


[СП 288.1325800.2016, пункт 3.3]

3.5

лесовозные усы: Дороги постоянного или временного действия, примыкающие к лесовозной ветке (в отдельных случаях - к лесовозной магистрали).

[СП 288.1325800.2016, пункт 3.4]

3.6 лесная дорога зимняя (зимник): Лесная дорога, предназначенная для проезда в зимний период.

3.7 транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной лесной дороги: Комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства.

3.8 трещины: Наиболее частые деформации покрытий дорог с нежесткими дорожными одеждами.

Примечание - Деформации провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин. Сквозные трещины (преимущественно температурные) со временем все больше раскрываются и способствуют снижению прочности дорожной конструкции.

3.9 поперечные и продольные косые трещины на цементобетонном покрытии: Вид деформации, зависящий от множества факторов (опоздание с нарезкой швов, недостаточная их глубина, недостаточная толщина плиты, увеличенные размеры плиты, неудовлетворительное состояние земляного полотна и т.д.).

3.10 просадка покрытия: Плавная вертикальная просадка без образования трещин как результат деформаций уплотнения грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоев дорожных одежд.

3.11 пучина: Деформация увеличения объема грунта в рабочем слое земляного полотна, проявляющаяся зимой в виде появления бугров и потере ровности покрытия, в период оттаивания при проезде автомобилей - в проломах дорожного покрытия, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов.

3.12 колейность: Искажение поперечного профиля покрытия.

Примечание - Колейность возникает из-за появления остаточных деформаций в рабочем слое земляного полотна, несвязных слоях основания и самом покрытии. Под воздействием движения остаточные деформации суммируются, что сопровождается ростом глубины колеи и высоты выпора покрытия по краям колеи.

3.13 истирание асфальтобетонного покрытия: Процесс уменьшения его толщины под воздействием колес движущихся транспортных средств в комплексе с влиянием неблагоприятных климатических условий.

3.14 потеря шероховатости: Недостаточное сопротивление движению (коэффициент сцепления ниже требуемого) в результате процесса полируемости каменных материалов покрытия, "выпотевания битума", образования на покрытии пленки (слоя) из материалов с низким коэффициентом сцепления.

3.15 шелушение поверхности цементобетонного покрытия: Разрушение поверхности на глубину до 30 мм за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала в результате недостаточной морозостойкости бетона, нарушения технологии производства строительных работ, применения противогололедных реагентов.

3.16 выбоины: Локальные разрушения поверхности покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями.

Примечание - Выбоины являются следствием образования и развития сетки трещин, действия шины с шипами, нарушения технологии производства работ, недостаточной прочности покрытия.

3.17 проломы: Разрушения дорожной одежды на всю толщину на отдельных участках разной площади, растрескивание покрытия на отдельные блоки с просадкой их части в результате резкого снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, воздействия ненормативной нагрузки.

3.18 нарушение ровности цементобетонного покрытия: Нарушения в технологии бетонирования, выпучивание покрытия в швах расширения или сжатия, качание плит, образование перекосов плит в продольном и поперечном направлениях в результате конструктивных нарушений, воздействия нерасчетных нагрузок и интенсивности движения, нарушения прочности основания и земляного полотна и т.д.

3.19 сколы кромок и разрушения в зоне швов цементобетонных покрытий: Местные разрушения из-за засорения швов твердыми предметами, отсутствия в швах герметика, низкого качества бетона и т.д.

3.20 "гребенка" на покрытии: Нарушение ровности в виде чередования поперечных выступов и углублений с плавными очертаниями переходов.

Примечание - "Гребенка" является следствием возникновения в материале покрытия недопустимых сдвигающих напряжений, низкой сдвигоустойчивости материала покрытия, воздействия повышенной положительной температуры, повышенной влажности материала покрытия (дороги с переходными и низшими типами покрытий).

3.21 пылимость: Разрушение поверхности покрытия с образованием на нем слоя мелкодисперсного материала (частицы менее 1 мм), образующегося под действием температуры, воды и колес движущихся автомобилей.

     4 Классификация лесных дорог

     4.1 Назначение лесных дорог


Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги согласно разделу 4 СП 288.1325800.2016.

     4.2 Сроки действия лесных дорог


Лесовозные лесные дороги подразделяются на дороги постоянного действия и временные со сроком действия до трех лет. В свою очередь. дороги временного действия подразделяются по временам года на зимние и летние согласно СП 288.1325800.

Лесохозяйственные лесные дороги проектируются и строятся как дороги постоянного действия без сезонного подразделения.

     4.3 Категории лесных дорог


Категории лесных дорог приняты согласно таблице 4.1 СП 288.1325800.2016.

     5 Мониторинг состояния лесных дорог


Территориально лесные дороги расположены в государственном лесном фонде России, и их учет и мониторинг должен осуществляться на основании действующего лесного законодательства и подзаконных актов государственных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Лесные дороги являются объектом лесной инфраструктуры [6].

Учет и мониторинг лесных дорог, расположенных в государственном лесном фонде в соответствии с лесным законодательством осуществляется при разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проведении лесоустройства, разработке проекта освоения лесов в рамках договора аренды лесного участка.

При таксации лесов приводят описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги указывают назначение (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования), тип (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск), ширину трассы и земляного полотна, протяженность и состояние дороги. Указывают также наличие и состояние мостов и других дорожных сооружений. Все дороги отображаются на картах лесов.

При проведении мониторинга используют:

- данные спутниковых изображений местности;

- данные метеонаблюдений;

- визуальный осмотр состояния дороги;

- отчеты эксплуатирующих организаций о состоянии дороги;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs