Недействующий

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 21 марта 2013 года N 53

Об утверждении Порядка организации работ по доработке прикладного программного обеспечения в информационных системах Федерального казначейства

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Казначейства России от 2 июля 2018 года N 188
____________________________________________________________________

В целях обеспечения эффективной организации работ по реализации доработок существующего прикладного программного обеспечения в соответствии с государственными стандартами и внедрению прикладного программного обеспечения для Федерального казначейства

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок организации работ по доработке прикладного программного обеспечения в информационных системах Федерального казначейства (далее - Порядок доработки ППО) согласно Приложению N 1 к настоящему Приказу;

1.2. Положение о Фонде алгоритмов и программ Федерального казначейства согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.

2. Управлению финансовых технологий (В.В.Ткаченко) обеспечить доработку прикладного программного обеспечения Федерального казначейства в соответствии с Порядком доработки ППО.

3. Структурным подразделениям центрального аппарата Федерального казначейства, ответственным за разработку проектов нормативных правовых и иных актов, регулирующих деятельность Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства, а также разъяснительных писем Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, обеспечить согласование и визирование необходимых для доработки прикладного программного обеспечения документов в соответствии с Порядком доработки ППО.

4. Управлению информационных систем (С.Г.Павлов) обеспечить техническое оснащение и сопровождение прикладного программного обеспечения Федерального казначейства, доработанного в соответствии с Порядком доработки ППО.

5. Признать утратившим силу Приказ Федерального казначейства от 15 июня 2006 года N 104 "О порядке разработки (доработки) прикладного программного обеспечения для Федерального казначейства".

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства С.Б.Гуральникова.

Руководитель

Р.Е.Артюхин

Приложение N 1

к Приказу Федерального казначейства

от 21 марта 2013 года N 53

Порядок организации работ по доработке прикладного программного обеспечения в информационных системах Федерального казначейства (далее - порядок доработки ППО)

I. Общие положения

1. Настоящий порядок организации работ по доработке прикладного программного обеспечения в информационных системах Федерального казначейства определяет процедуры организации работ по:

- оценке необходимости и организации реализации доработки прикладного программного обеспечения Федерального казначейства Управлением финансовых технологий Федерального казначейства на основании проектов нормативных правовых и иных актов, а также разъяснительных писем Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (далее - разъяснительные письма);

________________

В рамках настоящего Порядка доработки ППО под разъяснительными письмами понимаются письма, подписанные руководителем Федерального казначейства, и письма Министерства финансов Российской Федерации, предоставляющие разъяснения положений действующих НПА, требующие доработки ППО.

- оценке необходимости и организации реализации доработки прикладного программного обеспечения Федерального казначейства Управлением финансовых технологий Федерального казначейства на основании утвержденных нормативных правовых и иных актов, принятых органами власти, за исключением Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации, положения которых влияют на правила выполнения текущих полномочий, возложенных на Федеральное казначейство;

- уточнению и согласованию изменений правил выполнения операций в прикладном программном обеспечении Федерального казначейства согласно Заявкам структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства;

- согласованию и утверждению состава, сроков, оценки трудозатрат доработок прикладного программного обеспечения и планов мероприятий;

- формированию и внесению изменений в планы выпуска версий прикладного программного обеспечения Федерального казначейства;

- согласованию и утверждению проектных решений прикладного программного обеспечения, постановок задач на доработку прикладного программного обеспечения, технических заданий, разрабатываемых в связи с вводом в действие положений нормативных правовых и иных актов, а также разъяснительных писем;

- формированию, согласованию и утверждению технологических регламентов, Требований к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федеральным казначейством и участниками бюджетного процесса, неучастниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, Счетной палатой;

- проведению предварительных приемочных испытаний, опытно-промышленной эксплуатации и приеме-передаче в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения Федерального казначейства;

- внедрению версий прикладного программного обеспечения Федерального казначейства;

- эксплуатации фонда алгоритмов и программ Федерального казначейства.

2. В рамках настоящего Порядка доработки ППО применяются следующие термины и сокращения:

N

Термин/

Сокращение

Содержание

1.

Версия ППО

Совокупность программных модулей и пакетов документации, связанная с доработкой прикладного программного обеспечения Федерального казначейства и принимаемая в Фонд алгоритмов и программ Федерального казначейства согласно положению о Фонде алгоритмов и программ Федерального казначейства (Приложение N 2 к настоящему Приказу)

2.

Внешний разработчик НПА

Не являющийся структурным подразделением Федерального казначейства разработчик нормативных правовых актов, положения которых влияют на изменение выполняемых в прикладном программном обеспечении Федерального казначейства казначейских функций

3.

Заявка на доработку ППО

Заявка структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства или территориального органа Федерального казначейства на доработку прикладного программного обеспечения, не связанная с изменениями нормативных правовых актов

4.

Курирующий заместитель руководителя Федерального казначейства

Заместитель руководителя Федерального казначейства, курирующий вопросы финансовых технологий и вопросы информационно-технического обеспечения, возложенные на Федеральное казначейство функций и полномочий

5.

Инициатор доработки ППО (Инициатор)

Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства или территориальный орган Федерального казначейства, создавшее Заявку на доработку прикладного программного обеспечения, не связанную с изменениями нормативных правовых актов

6.

Интеграционное тестирование

Процесс проверки информационного взаимодействия между прикладным программным обеспечением Федерального казначейства и смежным прикладным программным обеспечением в рамках выполнения сквозного технологического процесса, выявления и устранения недостатков в действиях смежного прикладного программного обеспечения и в разработанной документации

7.

Информационное взаимодействие

Процесс взаимодействия двух и более информационных систем, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одной из них

8.

ИС

Информационная система Федерального казначейства.

Комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, прикладное программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, обеспечивающий автоматизацию функциональной деятельности Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства

9.

ИТ-инфраструктура

Комплекс взаимосвязанных систем передачи данных, аппаратных и программных информационных систем, служб, набор средств управления настольными и переносными компьютерами, серверами, системами хранения данных, сетевыми устройствами, операционными системами и приложениями, действующих в режиме повышенной готовности, отказоустойчивости и безопасности и имеющих потенциал для масштабирования, не снижающего эффективность управления информационной системой

10.

Нагрузочное тестирование

Определение или сбор показателей производительности (в том числе аппаратного комплекса) при выполнении операций прикладного программного обеспечения с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к ИС

11.

НПА

Нормативный правовой и иной акт Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, иных органов государственной власти, в том числе разъяснительные письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства в целях обеспечения реализации возложенных на Федеральное казначейство полномочий

12.

ОПЗ

Описание постановки задачи

13.

Отказоустойчивость

Свойство ИС сохранять свою работоспособность после отказа одного или нескольких компонентов комплекса. Отказоустойчивость определяется количеством любых последовательных единичных отказов компонентов комплекса, после которых сохраняется работоспособность системы в целом

14.

ОПЭ

Опытно-промышленная эксплуатация.

Процесс выполнения операций в прошедшей ППИ версии ППО на рабочих экземплярах аппаратно-программного обеспечения в целях проверки соответствия количественных и качественных характеристик прикладного программного обеспечения поставленной задаче, выявления и устранения недостатков в действиях прикладного программного обеспечения и в разработанной документации, который проводится для определения работоспособности версии прикладного программного обеспечения и для принятия решения о приемке версии прикладного программного обеспечения в ПЭ

15.

ПВВ

План выпуска версий прикладного программного обеспечения Федерального казначейства, представляющий собой документ с идентификационными номерами доработок прикладного программного обеспечения, их описанием, трудоемкостью и прочими реквизитами, в разрезе версий, спланированных по основным этапам процесса реализации доработки прикладного программного обеспечения

16.

ПиМ

Программа и методика предварительных приемочных испытаний прикладного программного обеспечения

17.

График выпуска версий

График выпуска версий прикладного программного обеспечения Федерального казначейства, представляющий собой документ с номерами версий, датами начала ППИ, ОПЭ, ПЭ каждой из версий

18.

ППИ

Предварительное приемочное испытание. Процесс проверки структурными подразделениями и территориальными органами Федерального казначейства выполнения функций прикладным программным обеспечением Федерального казначейства, определения и проверки соответствия количественных и качественных характеристик прикладного программного обеспечения поставленной задаче, выявления и устранения недостатков в действиях прикладного программного обеспечения и в разработанной документации, который проводится для определения работоспособности версии прикладного программного обеспечения и для принятия решения о приемке версии прикладного программного обеспечения в ОПЭ

19.

ППО

Прикладное программное обеспечение ИС Федерального казначейства, используемое Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства при исполнении возложенных функций

________________

Под понятие ППО не попадают интегрированные и другие ИС (например, ИАС ФК (КПЭ)), разработка проектных решений и технологических требований к которым относится к компетенции Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального казначейства.

20.

ПР

Проектное решение.

В проектном решении указываются требования к изменяемому технологическому процессу выполнения функции Федерального казначейства, в рамках которого затрагивается несколько функциональных областей ППО и/или регламентируемому несколькими НПА и/или предполагающему использование нескольких ППО Федерального казначейства и/или имеющему несколько вариантов реализации в ППО

21.

ПЭ

Промышленная эксплуатация.

Процесс постоянного использования версии программного обеспечения и поддержания ее в работоспособном состоянии путем устранения недостатков в действиях прикладного программного обеспечения и в разработанной документации

22.

РВЦ

Резервный вычислительный центр

23.

Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за разработку (согласование) проекта НПА

Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за разработку проектов нормативных правовых и иных актов, а также разъяснительных писем, регулирующих деятельность Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства.

В случае, когда разработчиком НПА является Внешний разработчик НПА, под данным термином следует понимать структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за согласование НПА со стороны Федерального казначейства и/или курирующее данное направление

24.

Смежное ППО

ППО Федерального казначейства, взаимодействующее с другими НПО Федерального казначейства в процессе выполнения своих функций посредством интерфейсов, доработка одного из которых влечет за собой необходимость проверки информационного взаимодействия с другим НПО

25.

Тестовый сценарий

Под тестовым сценарием подразумевается описание теста (проверки), в который, в том числе, включаются исходные данные, условия и последовательность выполнения определенных действий и ожидаемые результаты. Тестовыми данными являются данные, необходимые для выполнения тестовых сценариев.

Тестовый сценарий предназначен для выявления ошибок, возникающих в процессе доработки НПО, в том числе функциональных возможностей НПО, не подвергающихся изменениям в соответствии с доработками ППО

26.

ТЗ

Техническое задание

27.

Тестирование безопасности

Оценка уязвимости ППО к несанкционированному доступу к информации и соответствия регламентам, связанным с защитой информации

28.

ТОФК

Территориальный орган Федерального казначейства.

К территориальным органам Федерального казначейства относятся - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации

29.

ТР

Технологический регламент

30.

ТФФ

Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, неучастниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, Счетной палатой

31.

УИС

Управление информационных систем Федерального казначейства

32.

УРСиБИ

Управление режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства

33.

УФК

Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации

34.

УФТ

Управление финансовых технологий Федерального казначейства

35.

ФАП ФК

Фонд алгоритмов и программ Федерального казначейства

36.

ФК

Федеральное казначейство

37.

ЦАФК

Центральный аппарат Федерального казначейства

3. Участники процесса реализации положений НПА в ИС Федерального казначейства и их задачи

N

Участник

Зона ответственности

1.

Курирующий заместитель руководителя ФК

Утверждение плана мероприятий доработки ППО, графика выпуска версии, протокола предварительных приемочных испытаний ППО, акта приемки версии ППО в опытно-промышленную эксплуатацию, протокола проведения опытно-промышленной эксплуатации версии ППО, акта приемки версии ППО в промышленную эксплуатацию, ПР, ОПЗ, ТЗ, ТР, ПВВ, ТФФ, ПиМ и Методики с описанием альтернативного технологического процесса по выполнению операций в ППО

2.

УФТ

Организация работ по реализации в ИС Федерального казначейства измененных требований к функциональности ППО, организация проведения ППИ, ОПЭ, передачи в ПЭ и внедрения доработанного ППО, а также организация ОПЭ, передачи в ПЭ и внедрения доработанных ТР, подписание плана мероприятий доработки ППО, графика выпуска версии, протокола предварительных приемочных испытаний ППО, акта приемки версии ППО в опытно-промышленную эксплуатацию, протокола проведения опытно-промышленной эксплуатации версии ППО, акта приемки версии ППО в промышленную эксплуатацию

3.

УИС

Согласование проектных документов на доработку ППО в части изменений эксплуатационных характеристик ППО и требований к ИТ-инфраструктуре, участие в проведении ППИ, ОПЭ, а также организация работ по тиражированию и эксплуатации ППО ЦАФК и ТОФК, подписание протокола предварительных приемочных испытаний ППО, акта приемки версии ППО в опытно-промышленную эксплуатацию, протокола проведения опытно-промышленной эксплуатации версии ППО, актаприемки версии ППО в промышленную эксплуатацию

________________

Здесь и далее под проектной документацией понимаются следующие документы: Планы мероприятий по реализации доработок ППО, ПР, ОПЗ, ТЗ, ТР, ПВВ, ТФФ, ПиМ.

4.

УРСиБИ

Согласование проектных документов на доработку ППО в части изменений требований к ППО, связанных с реализацией функций по защите информации

5.

Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за разработку (согласование) проекта НПА

Разработка проекта НПА, согласование проекта НПА, подготовленного Внешним разработчиком НПА, предоставление дополнительных разъяснений по положениям НПА, согласование проектных документов в части требований к изменениям функциональности ППО, а также участие в проведении ППИ, ОПЭ и ПЭ, подписание протокола предварительных приемочных испытаний ППО ЦАФК, протокола проведения опытно-промышленной эксплуатации версии ППО ЦАФК

6.

Структурное подразделение ЦАФК, ТОФК, инициировавшее доработку ППО

Формирование требований к доработкам ППО, создание Заявки на доработку ППО, согласование перечня доработок, плана мероприятий, проектных документов в части требований к изменяемой согласно доработкам функциональности, подписание протокола предварительных приемочных испытаний ППО, протокола проведения опытно-промышленной эксплуатации версии ППО ЦАФК

7.

Пилотные ТОФК

Согласование ТЗ, ПиМ, проведение ППИ, ОПЭ

8.

Федеральное казначейство, ТОФК

Внедрение и ПЭ доработанного ППО и соответствующих ему версий ТР

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»