РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОГЕННЫХ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА"
1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, 4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; N 49, ст.7015, 7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3478; 2015, N 1, ст.67; N 29, 4359; 2016, N 23, ст.3294; N 27, ст.4216; 2017, N 9, ст.1282; N 11, ст.1540) и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).
2. В Руководстве применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях N 1 и 2 к настоящему Руководству.
3. Настоящее Руководство содержит рекомендации по классификации техногенных событий промышленной безопасности на ОПО НГК (далее - техногенные события в области промышленной безопасности).
4. Под техногенными событиями в области промышленной безопасности в настоящем Руководстве понимаются аварии, инциденты, предпосылки к инцидентам и нарушения в системе управления промышленной безопасностью/производственном контроле и (или) опасные отклонения технологических параметров.
5. Настоящее Руководство рекомендуется применять при расследовании и учете аварий и инцидентов; оценке эффективности СУПБ и ПК; определении уровня безопасности ОПО НГК; анализе опасностей и оценке риска аварий; разработке документов эксплуатирующих организаций по учету аварий, по расследованию и учету инцидентов, учету и предупреждению нарушений требований промышленной безопасности; разработке ПМЛА, деклараций промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО НГК; разработке мероприятий по обеспечению дистанционного контроля на ОПО НГК.
6. Техногенные события в области промышленной безопасности рекомендуется классифицировать исходя из технологических особенностей ОПО НГК, признаков реализации опасности аварий, тяжести последствий на четыре уровня опасности:
1-й уровень - авария;
2-й уровень - инцидент;
3-й уровень - предпосылка к инциденту (далее - предпосылка);
4-й уровень - нарушения в СУПБ/ПК и (или) отклонения технологических параметров выше регламентированных, но без превышения предельно допустимых значений, в том числе регистрируемые дистанционным контролем на ОПО НГК.
7. Классификацию техногенных событий по уровням опасности рекомендуется осуществлять посредством идентификации признаков опасности техногенного события с сопоставлением возможных последствий события, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.
8. Пороговые количества выбросов ОВ на ОПО НГК (кроме ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетям газораспределения/газопотребления) представлены в таблице N 1 приложения N 4 к настоящему Руководству.
9. В таблице N 2 приложения N 4 к настоящему Руководству представлены пороговые количества выбросов ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетей газораспределения/газопотребления, без нарушения условий жизнедеятельности, устанавливаемых в соответствии с Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795, с изменениями на 14 июля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2012 г., регистрационный N 23433).
10. Массу выброса ОВ при техногенном событии рекомендуется определять с использованием моделей, соответствующих специфике объекта и изложенных в следующих руководствах по безопасности для ОПО НГК:
руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности", утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. N 272;
руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. N 228;
руководство по безопасности "Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ", утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 158;
руководство по безопасности "Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах", утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 160;
руководство по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 августа 2015 г. N 317;
руководство по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах морского нефтегазового комплекса", утвержденное приказом Ростехнадзора от 16 сентября 2015 г. N 364;
руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 365;
руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 366.
11. Показатели, характеризующие техногенные события 4-го уровня, рекомендуется определять внутренними документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК. При этом могут быть использованы показатели из числа указанных в приложении N 5 к настоящему Руководству, дополненные иными показателями, наиболее репрезентативно характеризующими работу СУПБ/ПК или организационно-технические меры безопасности на ОПО НГК.
12. Описание примеров техногенных событий на ОПО НГК с учетом их технологической специфики приведены в приложениях N 6-10 к настоящему Руководству. Данные примеры будут соответствовать указанному уровню события при наличии последствий, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.
13. Организация, эксплуатирующая ОПО, на котором произошло техногенное событие 1-го или 2-го уровня, информирует о событии и проводит другие мероприятия в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).
14. В случае если событие 1-го или 2-го уровня, произошедшее на объектах магистрального трубопроводного транспорта, связанное с несанкционированной врезкой, классифицировано правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, то данное событие может быть отнесено к событию уровнем ниже.
15. Порядок учета и анализа событий 3-го и 4-го уровней рекомендуется определять локальными документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК.
16. Результаты анализа причин возникновения техногенных событий 1-го - 4-го уровня рекомендуется использовать при оценке и принятии на ОПО НГК превентивных мер предупреждения аварий, инцидентов при ежегодном анализе функционирования СУПБ и подготовке отчетов по СУПБ и ПК, реализации системы дистанционного контроля на ОПО НГК.