РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов" на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 07.11.2014 N 500.
В разработке Руководства по безопасности принимали участие С.Г.Радионова, С.А.Жулина, В.Л.Титко (Ростехнадзор), А.С.Печеркин, М.В.Лисанов, А.И.Гражданкин, Д.В.Дегтярев, А.В.Савина, Е.А.Самусева (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"), С.И. Сумской (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").
Руководство по безопасности содержит порядок количественной и балльной оценки риска и определения степени опасности промышленных аварий на линейных частях и площадочных сооружениях опасных производственных объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, перечень основных показателей риска аварии для этих частей и сооружений, а также методики расчета или оценки таких показателей. Руководство по безопасности распространяется на указанные объекты, на которых обращаются опасные вещества - нефть и нефтепродукты (бензины, дизельные топлива и авиационные керосины).
1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520.
2. Основные положения настоящего Руководства по безопасности соответствуют требованиям Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений (РД-03-14-2005), утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893, Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144, дополняют и развивают положения Методических рекомендаций по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (РД 03-357-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. N 23, и иных нормативных правовых актов и нормативных документов в области анализа риска аварий при эксплуатации ОПО МН и МНПП.
3. Настоящее Руководство по безопасности содержит порядок количественной и балльной оценки риска и определения степени опасности (чрезвычайно высокая, высокая, средняя и низкая) промышленных аварий на объектах ЛЧ* и площадочных сооружениях ОПО МН и МНПП, перечень основных показателей риска аварии для ЛЧ и площадочных объектов ОПО МН и МНПП, а также методики их расчета или оценки.
________________
* Сведения о сокращениях и обозначениях приведены в пункте 7 Руководства по безопасности. (Примеч. изд.)
4. Настоящее Руководство по безопасности распространяется на ОПО МН и МНПП, на которых обращаются опасные вещества - нефть и нефтепродукты.
5. Под нефтепродуктами в настоящем Руководстве по безопасности понимают бензины, дизельные топлива и авиационные керосины.
6. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для организаций, участвующих в:
разработке деклараций промышленной безопасности ОПО МН и МНПП, в том числе ЛЧ, насосных станций, резервуарных парков, перевалочных нефтебаз и терминалов;
разработке обоснования безопасности ОПО МН и МНПП;
разработке специальных технических условий на проектирование и строительство ОПО МН и МНПП;
проектировании ОПО МН и МНПП;
обосновании условий обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ОПО МН и МНПП;
иных работах, связанных с определением степени опасности и проведением количественной и балльной оценки риска аварий с выбросом нефти и нефтепродуктов на ОПО МН и МНПП.
7. Перечень используемых сокращений и обозначений приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности*.
________________
* Расшифровки обозначений приведены также в пояснениях к формулам. (Примеч. изд.)
8. Используемые термины и их определения приведены в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
9. Методические принципы оценки риска аварий на ОПО МН и МНПП основываются на положениях Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" и заключаются в:
использовании метода балльной оценки факторов, влияющих на частоту разрыва (целостность) ЛЧ, анализируемого ОПО МН и МНПП;
численном моделировании аварийного нестационарного истечения сжимаемой жидкости из дефектного отверстия протяженного трубопровода с учетом действий по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти, нефтепродукта;
оценке последствий аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на объектах ЛЧ ОПО МН и МНПП и площадочных сооружениях ОПО МН и МНПП, связанных с потерями нефти, нефтепродуктов, загрязнением окружающей среды и травмированием людей;
алгоритмизации расчета удельных (на единицу длины трассы ОПО МН и МНПП и интегральных (по всей трассе) показателей риска аварии;
ранжировании участков и составляющих анализируемого ОПО МН и МНПП по показателям риска с учетом среднестатистического (фонового) уровня аварийности на ОПО МН и МНПП.
10. Оценку риска аварий на ОПО МН и МНПП проводят на основе идентификации опасностей и результатов количественной оценки значений показателей риска аварий для однотипных участков ЛЧ ОПО МН и МНПП или составляющих площадочных объектов ОПО МН и МНПП:
для ЛЧ ОПО МН и МНПП вне подводных и иных переходов рассматривают однокилометровые участки, а для подводных и иных переходов длину участка определяют размером перехода, прилегающих жилых, общественно-деловых или рекреационных зон или территорий, с чувствительными к аварийным выбросам нефти и нефтепродуктов компонентами окружающей среды;
для площадочных объектов рассматривают составляющие, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому принципу (насосное и емкостное оборудование, технологические трубопроводы опасных веществ).
11. Расчет пожарного риска на объектах защиты ОПО МН и МНПП и сравнение его с законодательно установленным допустимым значением пожарного риска осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
12. Результаты оценки риска аварий на ОПО МН и МНПП рекомендуется обосновать и оформить таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной процедуре оценки риска аварии на ОПО МН и МНПП.
13. Показатели риска аварии на объектах ЛЧ (участках) и площадочных сооружениях (составляющих) ОПО МН и МНПП количественно характеризуют опасность аварии и используются для ранжирования участков и составляющих ОПО МН и МНПП по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО МН и МНПП (риск-ориентированный подход).
Показатели риска аварии на ОПО МН и МНПП разделяют на основные и дополнительные. Основные показатели риска аварии на ОПО МН и МНПП рассчитывают при выполнении каждой оценки риска аварии на ОПО МН и МНПП. Перечень рассчитываемых дополнительных показателей риска аварии на ОПО МН и МНПП определяется соответствующими задачами оценки риска аварии на ОПО МН и МНПП, указанными в пункте 22 настоящего Руководства по безопасности.
Расчет количественных показателей риска аварии осуществляют по алгоритмам, изложенным в пунктах 51-65* настоящего Руководства по безопасности.
_______________
* Возможно, имеются в виду пункты 53-67 (Примеч. изд.)
14. Для определения степени опасности аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП в настоящем Руководстве по безопасности используют основные показатели риска аварии (индивидуальный , потенциальный , коллективный и социальный риски гибели человека при аварии согласно Руководству по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", а также дополнительные показатели, приведенные в табл.1 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
15. Показатели риска аварии ЛЧ-1, ЛЧ-5, ЛЧ-10 и ЛЧ-16 рассчитывают для всей трассы ОПО МН и МНПП, а ЛЧ-12, ЛЧ-13, ЛЧ-14, ЛЧ-15, ЛЧ-18 и ЛЧ-20 - для участков с приближением ЛЧ ОПО МН и МНПП к жилым, общественно-деловым или рекреационным зонам (населенные пункты, автомобильные и железные дороги, маршруты водного транспорта, сельскохозяйственные угодья и пастбища, туристические территории и акватории, другие места возможного появления человека и массового скопления людей - людские тропы, кладбища, ярмарки выходного дня, объекты религиозных культов, концертные площадки и прочее). Дистанции такого приближения участков ЛЧ ОПО МН и МНПП к жилой, общественно-деловой или рекреационной зонам составляют:
для МНПП - 1000 м и менее;
для МН - 500 м и менее.
Дистанции с приближением участков ЛЧ ОПО МН и МНПП к жилым, общественно-деловым или рекреационным зонам необходимы только для установления участков ЛЧ ОПО МН и МНПП, для которых рассчитывают показатели риска гибели людей в авариях, в том числе ЛЧ-12, ЛЧ-13, ЛЧ-14, ЛЧ-15 и ЛЧ-18.
Дистанции c приближением участков ЛЧ ОПО МН и МНПП к жилым, общественно-деловым или рекреационными зонам не являются минимально безопасными расстояниями для ЛЧ ОПО МН и МНПП.
Показатель риска аварии ЛЧ-17 представляют в виде изолиний на ситуационном плане участков с приближением участков ЛЧ ОПО МН и МНПП к жилым, общественно-деловым или рекреационным зонам - распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности в соответствии с Руководством по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденным приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144.
Показатель социального риска аварии (ЛЧ-19) представляется в виде графика ступенчатой функции, определяемой согласно пунктам 69-75* настоящего Руководства по безопасности.
________________
* Возможно, имеется в виду пункт 66. (Примеч. изд.)
Показатели риска аварии ЛЧ-2, ЛЧ-3, ЛЧ-4, ЛЧ-6, ЛЧ-7, ЛЧ-8, ЛЧ-9 и ЛЧ-11 определяют для каждого участка ЛЧ ОПО МН и МНПП и графически представляют в виде распределения по профилю трассы ОПО МН и МНПП.
При отсутствии достоверных оценок числа лиц, подверженных риску, из числа иных физических лиц допускается вместо показателя ЛЧ-15 использовать показатель ЛЧ-12.
16. Для определения степени опасности аварии на площадочных сооружениях (составляющих площадочных объектов) ОПО МН и МНПП в настоящем Руководстве по безопасности используют основные показатели риска аварии (, , и гибели человека при аварии согласно Руководству по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденному приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144) а также дополнительные (удельные и интегральные) показатели риска аварии, приведенные в табл.2 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
17. Все показатели риска аварии, за исключением Пл-17, представляют в виде значений, рассчитанных для каждой составляющей и просуммированных для площадочного сооружения ОПО МН и МНПП в целом.
Показатель риска аварии Пл-17 представляют в виде изолиний на ситуационном плане площадочного объекта - распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности в соответствии с Руководством по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".
Показатель социального риска аварии Пл-19 представляют в виде графика ступенчатой функции, определяемой согласно пункту 64* настоящего Руководства по безопасности.
________________
* Возможно, имеется в виду пункт 66. (Примеч. изд.)
Показатели риска аварии Пл-3 - Пл-9 в части определения степени опасности для населения и иных физических лиц рассчитывают:
а) только для составляющих площадочного сооружения ОПО МН и МНПП с приближением к жилым, общественно-деловым или рекреационным зонам вокруг ОПО МН и МНПП. При этом дистанция, определяющая приближение границы площадочного сооружения ОПО МН и МНПП к жилой, общественно-деловой или рекреационной зонам, составляет:
1) для МНПП - 2000 м и менее;
2) для МН - 750 м и менее.
Дистанции приближения составляющих площадочного сооружения ОПО МН и МНПП к жилой, общественно-деловой или рекреационной зоне не являются минимально безопасными расстояниями для ОПО МН и МНПП;
б) для составляющих площадочного сооружения ОПО МН и МНПП с возможностью временного нахождения иных физических лиц (например, строители, ремонтный персонал) на его территории и в зонах приближения, аналогичных указанным в подпункте "а" настоящего пункта, только для установленного периода пребывания людей (например, строительство, реконструкция, ремонт, ввод в эксплуатацию, испытания).
При отсутствии достоверных оценок числа лиц, подверженных риску, из числа иных физических лиц допускается вместо показателя ПЛ-8 использовать показатель ПЛ-3.
18. На основе сравнения показателей риска со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии определяют степень опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП и устанавливают необходимость и очередность внедрения организационно-технических мероприятий обеспечения безопасности ОПО МН и МНПП.
19. Проведение количественного анализа риска аварий на ОПО МН и МНПП проводят в четыре этапа:
1) планирование и организация работ;
2) идентификация опасностей аварий на ОПО МН и МНПП;
3) количественная оценка риска аварии на ОПО МН и МНПП:
а) оценка частоты возможных сценариев аварий;
б) оценка возможных последствий по рассматриваемым сценариям аварий;