Действующий

Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок - это вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона N 41-ФЗ, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона N 44-ФЗ, а именно:

достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации);

исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;

выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.2. Задачи аудита в сфере закупок:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее - расходы на закупки);

выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из государственных контрактов, являющихся предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в отдельных случаях средств региональных и муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее - бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок;

законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

эффективность и результаты использования бюджетных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и иных средств (с учетом особенностей статьи 15 Закона N 44-ФЗ);

автономные учреждения, государственные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных средств в объекты государственной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок);

юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций);

бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения - в соответствии с Законом N 44-ФЗ).

В рамках контрольных мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.6. Порядок действий при организации и проведении аудита в сфере закупок установлен СГА 101.

2.7. При проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона N 44-ФЗ (статьи 112, 114).