Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 12 декабря 2024 года)

Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, механизмы их эффективного решения для обеспечения развития сельских территорий


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию)

Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию)

В целях реализации инициативы социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, осуществляющим предоставление и распределение субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на мероприятия, реализуемые в том числе на сельских территориях, потребуется обеспечить:

(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)

единство подходов к определению потребности в размещении новых или модернизации существующих объектов социальной, инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры не только исходя из отраслевых принципов их локации, но и с учетом текущего и перспективного уровня занятости населения, демографических прогнозов, потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов и сопутствующей инфраструктуры, а также инвестиционной активности территорий;

(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)

приоритетное рассмотрение и финансирование заявок субъектов Российской Федерации в отношении мероприятий, реализуемых и заявляемых к реализации на территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.

(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)

Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития страны требует проведения эффективной государственной политики регионального развития, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения. Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта (начиная с 2026 года), определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2024 года N 1767. - См. предыдущую редакцию)

Абзац утратил силу с 24 июня 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию;

Программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2031 году:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)

доля населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Российской Федерации должна составить 34,7 процента;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2024 года N 1767. - См. предыдущую редакцию)

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно возрасти до 70 процентов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах должна достичь 54 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)

Основные направления Программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Программы.

На динамику достижения целевых показателей Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.

Потребуется взаимная синхронизация государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, затрагивающих развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций, а также инвестиционных программ субъектов естественных монополий в части мероприятий по строительству и реконструкции распределительных газовых сетей, систем отопления, сетей водоснабжения и водоотведения.

Основными инструментами, позволяющими реализовать комплексный подход при планировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, а также необходимую синхронизацию стратегических документов, включая государственные программы Российской Федерации, станут долгосрочные планы социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, формирование и мониторинг реализации которых будут осуществляться с использованием комплексной информационной системы сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса, входящей в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства".

(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2024 года N 1767)