Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию)
Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию)
В целях реализации инициативы социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, осуществляющим предоставление и распределение субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на мероприятия, реализуемые в том числе на сельских территориях, потребуется обеспечить:
(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)
единство подходов к определению потребности в размещении новых или модернизации существующих объектов социальной, инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры не только исходя из отраслевых принципов их локации, но и с учетом текущего и перспективного уровня занятости населения, демографических прогнозов, потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов и сопутствующей инфраструктуры, а также инвестиционной активности территорий;
(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)
приоритетное рассмотрение и финансирование заявок субъектов Российской Федерации в отношении мероприятий, реализуемых и заявляемых к реализации на территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.
(Абзац дополнительно включен с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119)
Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития страны требует проведения эффективной государственной политики регионального развития, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения. Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.
Абзац утратил силу с 24 июня 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию;
Программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2031 году:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)
доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации должна составить 25 процентов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно возрасти до 70 процентов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)
доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах должна достичь 54 процента.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2248. - См. предыдущую редакцию)
Основные направления Программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Программы.
На динамику достижения целевых показателей Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Потребуется взаимная синхронизация государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, затрагивающих развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций, а также инвестиционных программ субъектов естественных монополий в части мероприятий по строительству и реконструкции распределительных газовых сетей, систем отопления, сетей водоснабжения и водоотведения.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализацию государственных программ Российской Федерации.
Соответствующая методическая поддержка, обучение государственных и муниципальных служащих, представителей бизнес-сообщества и общественности, проживающих на сельских территориях, практическая помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по тиражированию лучших практик развития села оказываются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации как координатором мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
Одновременно функции по информационно-аналитическому сопровождению Программы осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.