МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 мая 2019 года N 362
Об автоматизированной системе взаимодействия с гражданами в социальной сфере
В целях повышения эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
приказываю:
1. Утвердить Положение об автоматизированной системе взаимодействия с гражданами в социальной сфере согласно приложению.
2. Департаменту информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечить:
создание автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере не позднее IV квартала 2020 года;
разработку регламента функционирования автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Скляра.
Министр
М.Топилин
Положение об автоматизированной системе взаимодействия с гражданами в социальной сфере
1. Настоящее Положение определяет цели и задачи автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в социальной сфере (далее - АСВ), структуру и основные функции АСВ, участников АСВ, порядок обеспечения доступа к АСВ, правила информационного взаимодействия АСВ с иными информационными системами.
2. АСВ предназначена для обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане) с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - меры социальной защиты).
3. Порядок функционирования АСВ устанавливается регламентом, утверждаемым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Регламент).
4. АСВ создается в целях:
а) повышения уровня информированности граждан о мерах социальной защиты и реализации прав граждан на них;
б) обеспечения получения мер социальной защиты гражданами;
в) сокращения сроков получения гражданами необходимой информации по вопросам предоставления мер социальной защиты;
г) обеспечения мониторинга и контроля удовлетворенности граждан уровнем предоставления мер социальной защиты;
д) оптимизации способов получения гражданами необходимой информации по вопросам представления мер социальной защиты;
е) повышения доступности информации в социальной сфере.
5. Задачами АСВ являются:
а) предоставление гражданам персонифицированной информации о мерах социальной защиты, на которые у них возникают права получения в связи с наступлением жизненного события, формирование которой осуществляется единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и иными информационными системами в соответствии с Регламентом;
б) возможность направления гражданами через АСВ запросов по вопросам предоставления мер социальной защиты Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - запрос) в случае затруднения определения гражданином органа, предоставляющего меры социальной защиты, к компетенции которого отнесено рассмотрение запроса;
в) предоставление гражданину комплексного ответа по запросу за счет его обработки одновременно Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
г) обеспечение для граждан возможности получения информации по различным каналам связи, в том числе посредством информационно-коммуникационной сети "Интернет", голосового чата, включающего средства распознавания и синтеза речи, текстового чата;
д) обеспечение получения гражданами консультаций, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с учетом персонифицированной информации;
е) проактивное уведомление гражданина по выбранным им каналам связи об истечении срока установления инвалидности и иных событиях;
ж) мониторинг взаимодействия органов, предоставляющих меры социальной защиты, с гражданами на основании аналитической информации, формируемой в АСВ;
з) ведение истории взаимодействий гражданина со всеми участниками обработки его запроса;
и) осуществление контроля предоставления информации по поступающим запросам;
к) передача необходимой информации для отображения в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) в соответствии с Регламентом;
л) обеспечение возможности совместной обработки запросов Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
м) обеспечение возможности проведения опросов по вопросам, касающимся предоставления мер социальной защиты;
н) получение гражданами истории их взаимодействия по вопросам реализации прав на получение мер социальной защиты, в том числе истории консультаций при их обращении в информационную систему "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - ЕКЦ) по телефону или в текстовом чате, при посещении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и их территориальных органов, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
о) объединение доступа к существующим у граждан личным кабинетам, иным информационным сервисам на информационных ресурсах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в рамках взаимодействия с гражданами через личный кабинет АСВ;
п) классификация поступающих запросов и установление предельного времени их обработки в соответствии с положениями Регламента;
р) уведомление гражданина о состоянии рассмотрения направленного им запроса, подтверждение гражданином принятого решения по запросу, а также оценка принятого решения;
с) обеспечение взаимодействия с добровольцами (волонтерами) и добровольческими (волонтерскими) организациями в рамках оказываемой социальной помощи;
т) ведение единой системы записи для посещения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
у) формирование и направление гражданам уведомлений о необходимости осуществления действий в рамках получения мер социальной защиты, проведения медико-социальной экспертизы, в том числе содержащих перечень необходимых документов, время записи;
ф) предварительная проверка представленных гражданами документов до обращения за получением мер социальной защиты в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их территориальные органы, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в целях уменьшения количества отказов гражданам в предоставлении мер социальной защиты, оказании услуг.
6. При создании, развитии и эксплуатации АСВ реализуются следующие принципы:
а) доступность и индивидуализация информации за счет понимания потребностей граждан в получении полной, подробной, понятной, достоверной информации удобным способом и удовлетворении этих потребностей;
б) полнота информации - обеспечение граждан исчерпывающей информацией по всем мерам социальной защиты;
в) омниканальность - осуществление взаимодействия с гражданами по единым правилам независимо от используемого канала связи;
г) проактивность - заблаговременное, инициативное информирование граждан о мерах социальной защиты и иных событиях;
д) учет и контроль всех запросов, поступающих от граждан различными способами;
е) обеспечение полного цикла обработки запросов, направленных на предоставление решения по запросу;
ж) однократность ввода информации и многократность ее использования;
з) защита информации от несанкционированного доступа;
и) повышение эффективности расходов за счет использования единого программного решения вне зависимости от количества пользователей участников АСВ;
к) осуществление каждым участником АСВ необходимых расходов по обеспечению выполнения своих функций участника АСВ.
7. АСВ включает следующие функциональные подсистемы:
а) главная страница АСВ, предназначенная для обеспечения свободного доступа к размещенной на ней информации;
б) личный кабинет гражданина, предназначенный для предоставления персонифицированной информации о мерах социальной защиты с разъяснениями о порядке их предоставления и способах получения, содержащий историю запросов и полученных по ним решений, сервисы для интерактивного взаимодействия в объеме наиболее распространенных жизненных событий, а также функциональные области существующих личных кабинетов;
в) подсистема идентификации и аутентификации граждан, предназначенная для определения личности обратившегося гражданина для предоставления персонифицированного ответа на запрос;
г) подсистема интеграции, предназначенная для информационного взаимодействия с внешними информационными ресурсами и системами, обеспечивающими представление данных в АСВ и получение информации из АСВ;
д) подсистема учета, обработки и мониторинга запросов, предназначенная для:
регистрации и учета запросов, поступающих по различным каналам, и ответов на них;
маршрутизации запросов ответственным государственным органам и организациям, в том числе для организации совместной обработки запросов;
обеспечения аналитической информацией о взаимодействии граждан с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
е) подсистема уведомления, предназначенная для информирования граждан о мерах социальной защиты, права на которые возникают при наступлении определенных жизненных событий;
ж) подсистема сбора мнений, предназначенная для проведения опросов;
з) подсистема администрирования и обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации от несанкционированного доступа, неправомерного уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий, настройки параметров работы АСВ, параметров представления информации, протоколирования действий граждан, имеющих доступ к АСВ, поиска и просмотра информации о действиях граждан в АСВ;
и) мобильное приложение АСВ, предназначенное для получения справочной, персонифицированной информации о мерах социальной защиты, получения обратной связи от гражданина и обеспечения интерактивного взаимодействия гражданина с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и их территориальными органами, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы посредством мобильных устройств.
8. Государственным заказчиком АСВ является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
9. Участниками АСВ являются:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы;
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы;
Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
10. Полномочия оператора АСВ осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации. Для осуществления функций по созданию, развитию и техническому сопровождению функционирования АСВ привлекается организация в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
11. Оператор АСВ осуществляет следующие функции:
а) участие в согласовании функциональных требований к АСВ, формируемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;