ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2019 года N 181
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289; 2018, N 22, ст.3042; N 32, ст.5135; N 53, ст.8452; 2019, N 12, ст.1230), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; 2016, N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847; 2018, N 29, ст.4438),
приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19).
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 ноября 2019 года,
регистрационный N 56468
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), устанавливают требования к содержанию планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) и определяют порядок их разработки и внесения изменений и дополнений.
2. Настоящие Требования распространяются на мероприятия по защите персонала, осуществляемые на площадках ИЯУ и эксплуатирующей ее организации, а также в санитарно-защитной зоне.
3. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем.
4. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в 10 лет.
5. План мероприятий должен быть разработан исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся радиационными последствиями, приводящими к максимальному облучению, и с учетом специфики этапа жизненного цикла ИЯУ.
6. План мероприятий должен состоять из основной части и приложений. Текст основной части должен включать следующие разделы:
"Общие положения";
"Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала";
"Основные мероприятия по защите персонала";
"Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию".
7. Требования к содержанию основной части Плана мероприятий установлены в главе III настоящих Требований.
Требования к содержанию приложений Плана мероприятий (в том числе требования к плану площадки ИЯУ и плану санитарно-защитной зоны) приведены в главе IV и приложениях NN 1-4 к настоящим Требованиям.
8. План мероприятий должен быть разработан и утвержден до завоза ядерного топлива на площадку ИЯУ.
9. Изменения и дополнения в План мероприятий вносятся:
при вводе в эксплуатацию новых ИЯУ;
после реконструкции действующих ИЯУ;
при выводе ИЯУ из эксплуатации;
в случае внесения изменений в штатное расписание эксплуатирующей организации, а также при изменении должностных обязанностей ответственных работников или при изменении организационно-распорядительных документов эксплуатирующей организации, указанных в Плане мероприятий;
в случае вступления в силу новых нормативных правовых актов, содержащих положения, относящиеся к аварийному реагированию (или к его планированию) на радиационно опасные ситуации, возможные на ИЯУ, а также в случае внесения в них изменений;
по результатам проверки готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений;
по результатам анализа аварий на ИЯУ, а также на других объектах использования атомной энергии, находящих на площадке эксплуатирующей организации;
в случае изменения запланированных организационных или технических мер аварийного реагирования на других объектах использования атомной энергии на площадке ИЯУ, в отношении которых эксплуатирующей организацией ИЯУ осуществляются виды деятельности в области использования атомной энергии.
Порядок утверждения вышеуказанных изменений и дополнений аналогичен порядку утверждения Плана мероприятий.
10. Наличие средств противоаварийной защиты на ИЯУ должно соответствовать информации, представленной в Плане мероприятий.
11. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку Плана мероприятий для каждой ИЯУ. Мероприятия по защите прикомандированных на ИЯУ лиц и лиц из организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации, должны приводиться в плане мероприятий по защите персонала в случае аварии в эксплуатирующей организации.
12. В разделе "Общие положения" должна содержаться следующая информация:
12.1 краткое описание выполняемых на ИЯУ ядерно- и радиационно опасных работ, а также перечень объектов использования атомной энергии, находящихся на площадке эксплуатирующей организации;
12.2 схема созданной в эксплуатирующей организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также реквизиты организационно-распорядительных документов, в соответствии с которыми:
а) устанавливаются полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ), обеспечивающей организацию и руководство над выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;
б) назначаются члены КЧС и ПБ и руководитель аварийных работ;
в) определяются полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
г) устанавливаются полномочия дежурно-диспетчерской службы, осуществляющей повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;
д) функции экспертно-аналитической группы, обеспечивающей научно-техническую и консультативную поддержку при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
е) процедура допуска персонала к аварийно-спасательным и другим неотложным работам с повышенным облучением, обусловленным ионизирующими излучениями. Должно быть указано, в какую медицинскую организацию будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения, обусловленного ионизирующими излучениями.
13. В разделе "Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала" должны содержаться следующие подразделы:
- "Общие сведения об ИЯУ";
- "Организация аварийного радиационного контроля";
- "Радиационная обстановка";
- "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий";
- "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".
________________
Определение данного термина и иных терминов, использованных в настоящих Требованиях, приведены в приложении N 5 к настоящим Требованиям.
14. В подразделе "Общие сведения об ИЯУ" должны содержаться:
- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;
- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также относительно водных объектов, план площадки ИЯУ, санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) (при ее наличии);
- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;
- описание зданий, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;
- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;
- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.
15. В подразделе "Организация аварийного радиационного контроля" должны содержаться:
- информация о составе, возможностях и режимах функционирования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за их пределами и технических средствах передачи информации по каналам указанной системы;
- схема размещения оборудования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за ее пределами;
- информация о хранении результатов радиационного контроля (место и срок их хранения, формат представления);
- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля и порядке ее функционирования в условиях аварии на ИЯУ.
16. В подразделе "Радиационная обстановка" должны содержаться:
- данные о радиационной обстановке в основных технологических помещениях ИЯУ и в СЗЗ (при ее наличии), определенные по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;
- результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;
- краткое описание сценариев возможных аварий, а именно:
возможные проектные и запроектные аварии на ИЯУ с максимальными радиационными последствиями;
ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;
ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ, территории СЗЗ и зоны планирования защитных мероприятий (при их наличии);
возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;
максимально возможное количество пострадавших из числа персонала, для которых потребуется медицинская помощь;
- оценка ожидаемой радиационной обстановки при погодных условиях, приводящих к наибольшим дозам облучения, обусловленным ионизирующим излучением (для ИЯУ I-III категорий потенциальной радиационной опасности).
17. В подразделе "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий" должен содержаться перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций, и Планом мероприятий, и методы обеспечения связи с указанными организациями. Указанный перечень должен быть составлен с учетом тяжести последствий возможных аварий.
18. В подразделе "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" должны содержаться установленные в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций: