Государственная программа Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга |
2 | Соисполнители государственной программы | Администрация Губернатора Санкт-Петербурга; |
3 | Участники государственной программы | Садоводческие и дачные некоммерческие объединения жителей Санкт-Петербурга |
4 | Цели государственной программы | Повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан; |
5 | Задачи государственной программы | Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; |
6 | Целевые показатели государственной программы | Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Санкт-Петербурга. |
7 | Основания разработки государственной программы | Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"; |
8 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1); |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации | Мероприятия государственной программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств. |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Выполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан; |
2. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Санкт-Петербурга
Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки и (или) социальных услуг, виды и формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.
Государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На развитие института социальной защиты населения оказывает влияние ряд факторов:
экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, уровень развития производительных сил);
демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни);
социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания, состояние социальной инфраструктуры);
экологические (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
нравственно-психологические;
природно-климатические;
факторы, связанные с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.
К настоящему времени в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге сформирована система социальной защиты населения, структурными элементами которой являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки и социальных услуг;
органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной защиты населения (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);
учреждения, подведомственные уполномоченным органам государственной власти, предоставляющие социальную поддержку и социальные услуги гражданам;
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации);
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
СО НКО, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии со своими уставами;
юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам.
В последние годы в Российской Федерации и Санкт-Петербурге приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая базы. Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие оказание поддержки СО НКО и ведение реестра СО НКО - получателей поддержки.
В 2011-2016 годах принято пять законов Санкт-Петербурга, в том числе Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга), устанавливающих предоставление мер социальной поддержки.
Действующая система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге базируется на ряде принципиальных положений, к которым относятся:
предоставление мер социальной поддержки с учетом принципов адресности и нуждаемости;