Программа предусматривает реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению развития экономики выше мировых темпов, увеличению внутреннего валового продукта на душу населения в полтора раза, а также по закреплению России в пятерке крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.
Абзац утратил силу с 25 октября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию.
Программа основана на действующих нормативных правовых актах с сохранением статус-кво на рынке грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок до 2025 года, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а также на иных нормативных документах и поручениях Правительства Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)
Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта приведены в приложении N 1.
Для расчета показателей Программы были использованы параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол N 34, раздел II, пункт 2). Основным источником роста экономики является повышение производительности труда, а также увеличение инвестиций в несырьевой сектор экономики. При этом предусматривается рост внутреннего производства и увеличение перевозок сырья и продукции высокого передела. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Для расчета показателей Программы в сфере грузовых перевозок было предусмотрено принятие на период 2019-2025 года следующих тарифных решений:
установление ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен за 4 года) минус 0,1 процентного пункта;
сохранение установленной в 2017 году дополнительной целевой надбавки в размере 2 процентов на выполнение капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры;
установление на долгосрочный период дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства в виде дополнительной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры для грузовых железнодорожных перевозок, к тарифам 2017 года в размере 1,44 процента на 2018 год и в размере 1,5 процента на период до 2025 года;
установление повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов (за исключением нефтяных грузов и алюминия) на уровне 1,08;
установление коэффициента 1,06 на порожний пробег полувагонов с 1 января 2019 г.;
минимизация количества понижающих коэффициентов, установленных прейскурантом N 10-01 по отдельным видам грузов и (или) направлениям перевозок до 2025 года (в том числе с учетом изменения размера повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов).
Кроме того, в указанной сфере деятельности предусмотрено:
сохранение действующей модели осуществления грузовых перевозок, в том числе интеграция перевозочной деятельности и инфраструктуры в рамках единого хозяйствующего субъекта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (после утверждения целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование ее влияния на параметры Программы с выводом о необходимости корректировки);
развитие механизма государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте (включая использование концессий) в целях организации финансирования строительства новых линий с привлечением для этого средств государственных источников, инвестиций владельца инфраструктуры, заинтересованных грузовладельцев и иных лиц;
целесообразность проведения эксперимента по допуску локальных (частных) перевозчиков на сеть российских железных дорог определяется только после проведения комплексного аналитического моделирования условий функционирования железнодорожного транспорта, обеспечивающих максимальную эффективность для экономики России в целом, и проводится с учетом накопленного опыта работы собственных поездных формирований на сети российских железных дорог;
сохранение публичности договора перевозки и недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Также необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка обеспечить решение следующих вопросов:
обеспечение сбалансированности обязательств грузоотправителей и владельца инфраструктуры - перевозчика по приему грузов к перевозке при наличии ограничений пропускной способности;
обеспечение финансирования эксплуатации и модернизации малоинтенсивных линий (участков) сети российских железных дорог общего пользования, в том числе за счет средств выгодоприобретателей (государства, грузовладельцев и др.), в случае подтверждения экономической неэффективности эксплуатации этих участков открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при действующих среднесетевых тарифах и с учетом результатов анализа влияния таких линий на грузооборот открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в зависимости от результатов анализа, а также подготовка механизма и нормативно-правовых условий для организации такого финансирования;
формирование и применение долгосрочных контрактов между грузоотправителями и перевозчиком с закреплением гарантированных объемов перевозки и взаимных обязательств сторон.
Для расчета показателей Программы в сфере пассажирских перевозок предусмотрено:
сохранение существующей модели рынка (после утверждения целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании на период до 2025 года и (или) принятие федерального закона об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование влияния целевой модели на параметры Программы с выводом о необходимости ее корректировки);
применение параметров индексации тарифов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р;
обеспечение эффективной работы акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с учетом ежегодной субсидии в размере 8,5 млрд. рублей на возмещение потерь перевозчика в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в регулируемом сегменте;
возможное установление в целях осуществления перевозок по вновь построенным (реконструированным) отдельным участкам железнодорожной инфраструктуры общего пользования для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" инвестиционных тарифов, применяемых в отношении отдельных инфраструктурных проектов, в частности на Московском центральном кольце;
государственная поддержка пригородных пассажирских перевозок в регулируемом сегменте из бюджетов всех уровней в полном объеме.