ПРИКАЗ
от 1 марта 2019 года N 131
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтруда России от 19 мая 2020 года N 266
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 3025-р,
приказываю:
Министр
М.Топилин
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 1 марта 2019 года N 131
Типовые рекомендации по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста
1. Настоящие типовые рекомендации разработаны в целях оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения по разработке региональных программ по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года (далее - региональные программы), а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста (далее - перечень).
2. Настоящие типовые рекомендации содержат:
основные направления по разработке мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года (далее - обучение), а также по составлению перечней;
возрастное ограничение целевой группы граждан предпенсионного возраста, являющихся участниками мероприятий по организации обучения;
рекомендуемые показатели для оценки эффективности мероприятий, реализуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, по организации обучения;
сведения об источниках финансирования.
3. Настоящие типовые рекомендации определяют основные направления мероприятий по организации обучения, механизмы организации обучения, а также мероприятия по составлению перечня.
4. В соответствии с настоящими типовыми рекомендациями органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения разрабатываются региональные программы, утверждаемые нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые могут включать следующие направления:
а) проведение анализа потребности в обучении и возможностей рынка образовательных услуг в сфере профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
б) составление перечня как для работающих граждан предпенсионного возраста, так и для граждан предпенсионного возраста, ищущих работу;
в) формирование и актуализация банка образовательных программ для обучения;
г) организация профессиональной ориентации и профилирования граждан предпенсионного возраста в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности и уровня образования в целях подбора образовательной программы;
д) организация взаимодействия с работодателями с целью определения потребности в организации обучения для актуализации региональных программ на очередной год;
е) организация информирования граждан предпенсионного возраста о возможности участия в образовательных программах;
ж) организация информирования работодателей о возможности участия в региональных программах;
з) привлечение центров опережающей профессиональной подготовки на базе лучших профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, оснащенных современным оборудованием, для организации обучения по наиболее востребованным профессиям (реализуется в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование");
и) организация обучения с использованием дистанционных современных средств информационного обеспечения и коммуникации;
к) участие в чемпионате профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше 50-ти лет "НАВЫКИ МУДРЫХ";
л) мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, и граждан предпенсионного возраста, ищущих работу, прошедших обучение;
м) иные направления.
5. Разработка региональной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, программе содействие занятости населения, других программах) не предусмотрена реализация мероприятий по организации обучения.
6. Региональные программы рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет.
7. Финансовое обеспечение расходов на реализацию региональных программ из федерального бюджета осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"), в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
8. Распределение и предоставление иных межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по обучению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", предусмотренными приложением N 30 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее соответственно - Правила, иные межбюджетные трансферты), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298. При этом уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт за счет средств федерального бюджета, устанавливается в размере 95 процентов.
9. Финансирование мероприятий по оставлению перечней осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в части реализации мер активной политики занятости.
10. Участниками региональных программ являются граждане предпенсионного возраста (лица в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). При этом участниками региональных программ являются как работники предпенсионного возраста, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане предпенсионного возраста, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения с целью прохождения обучения. Граждане предпенсионного возраста, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных, не могут являться участниками мероприятия по обучению.
11. Информационные и образовательные услуги гражданам предпенсионного возраста могут оказываться, в том числе в электронном виде с использованием Общероссийской базы вакансий "Работа в России" и ее подсистемы "Общероссийская социальная сеть деловых контактов Skillsnet".
12. В реализации мероприятий по организации обучения принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в сфере образования, Союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Союз "Ворлдскиллс Россия"), образовательные организации, работодатели.
13. Для организации обучения рекомендуется использовать три основных механизма:
а) первый механизм - обучение граждан предпенсионного возраста, самостоятельно обратившихся в органы службы занятости населения и получивших направление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам и участвующие в соответствующих региональных программах (далее - образовательная организация, участвующая в региональной программе), включающий следующие этапы:
обращение гражданина предпенсионного возраста, желающего пройти обучение, в органы службы занятости населения;
проведение органами службы занятости населения работы по профессиональной ориентации с гражданином предпенсионного возраста по их профилированию в зависимости от профиля его предыдущей или настоящей профессиональной деятельности и уровня образования в целях подбора образовательной программы;
выбор органами службы занятости населения из имеющихся в банке данных образовательных программ наиболее подходящего по уровню квалификации, форме и срокам обучения варианта и заключение с гражданином предпенсионного возраста и образовательной организацией, участвующей в региональной программе, договора на обучение;
получение гражданином предпенсионного возраста направления в образовательную организацию, участвующую в региональной программе.
Субъектами Российской Федерации может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда гражданин предпенсионного возраста самостоятельно определяет вариант образовательной программы из возможных вариантов и обращается в органы службы занятости населения для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить эту образовательную программу в пределах субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в региональной программе.
Органы службы занятости населения формируют для граждан предпенсионного возраста, получивших образовательный сертификат, рекомендуемый перечень образовательных организаций, участвующих в региональной программе, для самостоятельного выбора образовательной организации.
Образовательный сертификат выдается при наличии заключенного соглашения между получателем сертификата и представителем органа службы занятости населения. В соглашении указываются условия использования сертификата, проведение оплаты обучения, контроль за результатом обучения и другая информация.
Для незанятых граждан предпенсионного возраста, ищущих работу, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", увеличенному на районный коэффициент. Стипендия выплачивается ежемесячно за дни фактического обучения. При расчете стоимости сертификата стипендия учитывается;
б) второй механизм - обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей. В целях развития профессиональных навыков (компетенций) работников предпенсионного возраста работодатель обращается в органы службы занятости населения для заключения соглашения об организации обучения своих работников. Такой работодатель самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении, имеющем лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в региональной программе;
в) третий механизм - организация обучения граждан предпенсионного возраста по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза "Ворлдскиллс Россия". Гражданин предпенсионного возраста, желающий пройти обучение по одной из профессий, заявленных Союзом "Ворлдскиллс Россия", обращается на специальный сайт Союза "Ворлдскиллс Россия" ("Академия Ворлдскиллс") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть интернет). При заполнении заявления гражданин предпенсионного возраста проходит тестирование в целях определения уровня профессиональной компетенции, по результатам которого определяется образовательная программа. По итогам обучения проводится экзамен и выдается отдельный документ - "Скиллс Паспорт" с "профилем профессиональных компетенций", который по желанию гражданина предпенсионного возраста может использоваться при составлении резюме, которое автоматически размещается в Общероссийской базе вакансий "Работа в России".
14. Отбор работников предпенсионного возраста для участия в региональной программе осуществляется на основе информации, предоставляемой работодателями в органы службы занятости населения о статусе работника (относится ли данный гражданин к категории граждан предпенсионного возраста) на основании данных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, получаемых в рамках соглашений, заключенных в электронной форме между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и работодателями.
15. Отбор граждан предпенсионного возраста, самостоятельно обратившихся в органы службы занятости населения для участия в региональной программе, осуществляется на основе информации, получаемой органами службы занятости населения от органов Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
16. Отбор граждан предпенсионного возраста для участия в профессиональном обучении по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза "Ворлдскиллс Россия" осуществляется на основе информации, получаемой Союзом "Ворлдскиллс Россия" от граждан предпенсионного возраста, которые имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
17. Выбор образовательной организации, участвующей в региональной программе, осуществляется органами службы занятости населения на конкурсной основе в случае организации профессионального обучения по направлению органов службы занятости населения. При этом обязательным требованием к образовательной организации, участвующей в региональной программе, является наличие лицензии на образовательную деятельность.
С образовательными организациями, участвующими в региональной программе, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в региональной программе, заключаются договоры об обучении. В договоре указываются сведения о наименовании образовательной организации, образовательных программах, включающих в том числе информацию о возможности организации дистанционного обучения, профессиях (специальностях), продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов. Срок обучения может варьироваться от 16 до 500 часов.
При организации обучения возможно использование дистанционного обучения, которое позволяет обеспечить экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учебы), снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений), возможность одновременного обучения большого количества учащихся, повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий.
18. По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится экзамен, по итогам которого выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями, участвующими в региональной программе.
19. Первый и третий механизм организации обучения граждан предпенсионного возраста финансируется в соответствии с заключенными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и Союзом "Ворлдскиллс Россия" соглашениями (договорами) с образовательными организациями, участвующими в региональных программах, из средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджете субъекта Российской Федерации на организацию обучения, при условии оказания услуг в полном объеме за фактический период обучения.
20. Второй механизм организации обучения предусматривает компенсацию расходов на обучение работников предпенсионного возраста работодателю из средств, предусмотренных на реализацию региональной программы в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, в соответствии с заключенными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения соглашениями (договорами) с работодателями при условии, что обучение будет проведено полностью, и работники, прошедшие обучение, сохранят занятость в отчетном году (за исключением случая, когда работники увольняются по собственному желанию).
21. В рамках реализации мероприятий по обучению повторное обучение граждан предпенсионного возраста не допускается. Обучение граждан предпенсионного возраста должно быть завершено до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения разрабатывает и утверждает порядок расходования средств по каждому механизму организации обучения.
23. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения разрабатывается реестр участников региональной программы (далее - реестр) и организуется их учет, который позволит избежать дублирования участия граждан предпенсионного возраста в мероприятиях по обучению при содействии органов службы занятости населения и при содействии Союза "Ворлдскиллс Россия", а также двойного финансирования. В реестр предлагается включать персонифицированные данные граждан предпенсионного возраста.
24. Составление перечня обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения. В этих целях органом службы занятости населения проводится анализ регионального рынка труда и банка вакансий. При составлении перечня используется список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831, и государственный информационный ресурс "Справочник профессий".
При составлении перечня также следует учитывать высокий спрос на профессии и специальности на рынке труда, имея в виду:
высокую долю вакансий по конкретной профессии (должности) в общем числе вакансий на рынке труда субъекта Российской Федерации;
длительно наблюдаемое превышение числа вакансий по конкретной профессии (должности) над численностью безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения (рассчитывается следующим образом: в числителе сумма вакансий по конкретным профессиям, например швея, а в знаменателе численность безработных, состоящих на учете);