(с изменениями на 31 мая 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.09.2019 N 560, от 24.01.2020 N 28, от 31.05.2021 N 283, от 29.06.2022 N 415, от 27.12.2022 N 873, от 31.05.2023 N 335, от 31.05.2024 N 345)
В целях снижения смертности от болезней системы кровообращения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2019 - 2026 годы".
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 31.05.2023 N 335, от 31.05.2024 N 345)
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития) Воронину Е.А.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.06.2022 N 415)
Губернатор
Кемеровской области - Кузбасса
С.Е.ЦИВИЛЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "БОРЬБА С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА 2019 - 2026 ГОДЫ"
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 31.05.2024 N 345)
Наименование программы | Региональная программа "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2019 - 2026 годы" (далее - Программа) |
Куратор Программы | Заместитель председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития) Воронина Е.А. |
Руководитель Программы | Министр здравоохранения Кузбасса Беглов Д.Е. |
Администратор Программы | Заместитель министра здравоохранения Кузбасса Херасков В.Ю. |
Исполнители (координаторы) Программы | Министерство здравоохранения Кузбасса (далее - Минздрав Кузбасса); Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С.Барбараша" (далее - ГБУЗ "КККД"); Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" (далее - ФГБНУ НИИ КПССЗ) (по согласованию); государственные медицинские организации; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее - ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса); страховые медицинские организации; Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - НГИУВ - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) (по согласованию); Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Кузбасский медицинский колледж" (далее - ГБПОУ "КМК"); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России) (по согласованию); Администрация Правительства Кузбасса (департамент информационной политики); Министерство социальной защиты населения Кузбасса; Министерство экономического развития Кузбасса |
Цели Программы | Улучшение качества жизни, сохранение здоровья и снижение смертности населения Кемеровской области по причине болезней системы кровообращения (далее - БСК) до 626,1 случая (на 100 тыс. населения) к 2026 году за счет осуществления комплекса мероприятий по развитию приоритетных направлений повышения эффективности медицинской помощи при БСК |
Задачи Программы | 1. Внедрение и соблюдение клинических рекомендаций и протоколов ведения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (далее - ССЗ). 2. Организация и совершенствование системы внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи. 3. Совершенствование работы с факторами риска развития ССЗ. 4. Совершенствование системы оказания первичной медико-санитарной помощи при ССЗ. 5. Совершенствование вторичной профилактики ССЗ. 6. Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование организации диспансерного наблюдения больных ССЗ. 7. Совершенствование оказания скорой медицинской помощи (далее - СМП) при БСК. 8. Развитие структуры специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. 9. Организация и совершенствование службы реабилитации пациентов с ССЗ. 10. Разработка стратегии ликвидации кадрового дефицита и обеспечения системы оказания медицинской помощи больным с ССЗ квалифицированными кадрами. 11. Организационно-методическое обеспечение качества оказания медицинской помощи |
Срок реализации Программы | 2019 - 2026 годы |
Объемы и источники финансирования Программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 4 162 790,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 291 200,4 тыс. рублей; 2020 год - 949 299,0 тыс. рублей; 2021 год - 490 690,40 тыс. рублей; 2022 год - 619 573,80 тыс. рублей; 2023 год - 480 471,1 тыс. рублей; 2024 год - 689 640,5 тыс. рублей; 2025 год - 296 146,5 тыс. рублей; 2026 год - 345 768,6 тыс. рублей; в том числе по источникам финансирования: средства областного бюджета 746 891,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 84 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 371 765,6 тыс. рублей; 2021 год - 9 013,6 тыс. рублей; 2022 год - 8 791,6 тыс. рублей; 2023 год - 8 841,8 тыс. рублей; 2024 год - 151 855,1 тыс. рублей; 2025 год - 8 893,4 тыс. рублей; 2026 год - 103 730,6 тыс. рублей; средства федерального бюджета 3 415 898,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 207 200,4 тыс. рублей; 2020 год - 577 533,4 тыс. рублей; 2021 год - 481 676,8 тыс. рублей; 2022 год - 610 782,2 тыс. рублей; 2023 год - 471 629,3 тыс. рублей; 2024 год - 537 785,4 тыс. рублей; 2025 год - 287 253,1 тыс. рублей; 2026 год - 242 038,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | К 2026 году планируется достижение следующих значений целевых показателей (индикаторов): смертность от болезней системы кровообращения - 626,1 случая на 100 тыс. населения; смертность от инфаркта миокарда - 36,5 случая на 100 тыс. населения; смертность от острого нарушения мозгового кровообращения - 90,8 случая на 100 тыс. населения; больничная летальность от инфаркта миокарда - 16,5%; больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения - 21%; отношение числа рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях к общему числу выбывших больных, перенесших острый коронарный синдром, - 60%; количество рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях - 5 367 единиц; доля профильных госпитализаций пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, доставленных автомобилями скорой медицинской помощи, - 95%; доля лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, бесплатно получавших в отчетном году необходимые лекарственные препараты в амбулаторных условиях, - 90%; доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, - 80%; летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением (умершие от БСК/число лиц с БСК, состоящих под диспансерным наблюдением), - 3,54%; смертность населения от ишемической болезни сердца - 308,2 случая на 100 тыс. населения; смертность населения от цереброваскулярных болезней - 210,2 случая на 100 тыс. населения; доля лиц 18 лет и старше, у которых выявлены хронические сердечно-сосудистые заболевания (функциональные расстройства, иные состояния), состоявших под диспансерным наблюдением, - 96,7% |
Кемеровская область - Кузбасс расположен на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Географически регион занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком. Входит в шестой часовой пояс.
Площадь региона - 95,7 тыс. кв. км. Это составляет 4% территории Западной Сибири и 0,56% территории России.
На севере Кузбасс граничит с Томской областью, на востоке - с Красноярским краем и Республикой Хакасия. На юге границы с Республикой Алтай и Алтайским краем проходят по хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа, на западе с Новосибирской областью - по равнинной местности. Протяженность Кузбасса с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км.
В составе региона находятся 15 городских округов, 17 муниципальных округов, 1 муниципальный район, 6 городских поселений и 10 сельских поселений. Регион отличается самой высокой за Уралом плотностью населения (26,8 чел./кв. м). 86,5% населения сосредоточено в городской местности. В Кузбассе расположено 4 городских округа с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово).
Численность населения муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса на 01.01.2024 (с учетом итогов Всероссийской переписи населения (далее - ВПН) - 2020; человек)
Таблица 1
Муниципальные образования | Оценка численности населения на 01.01.2024 |
1 | 2 |
Кемеровская область - Кузбасс | 2547684 |
Анжеро-Судженский городской округ | 69293 |
Беловский городской округ | 119175 |
Березовский городской округ | 45757 |
Калтанский городской округ | 29026 |
Кемеровский городской округ | 544600 |
Киселевский городской округ | 85300 |
Ленинск-Кузнецкий городской округ | 90570 |
Междуреченский городской округ | 96216 |
Мысковский городской округ | 41229 |
Новокузнецкий городской округ | 531186 |
Осинниковский городской округ | 43655 |
Полысаевский городской округ | 27901 |
Прокопьевский городской округ | 172618 |
Тайгинский городской округ | 23065 |
Юргинский городской округ | 78009 |
Беловский муниципальный округ | 24823 |
Гурьевский муниципальный округ | 36402 |
Ижморский муниципальный округ | 9689 |
Кемеровский муниципальный округ | 45263 |
Крапивинский муниципальный округ | 21713 |
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ | 21399 |
Мариинский муниципальный округ | 50597 |
Новокузнецкий муниципальный округ | 51873 |
Прокопьевский (включая Краснобродский городской округ) | 43200 |
Промышленновский муниципальный округ | 45477 |
Тисульский муниципальный округ | 17957 |
Топкинский муниципальный округ | 40525 |
Тяжинский муниципальный округ | 18381 |
Чебулинский муниципальный округ | 12997 |
Юргинский муниципальный округ | 19321 |
Яйский муниципальный округ | 15502 |
Яшкинский муниципальный округ | 26089 |
Таштагольский муниципальный район | 48876 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу, расчетная численность населения Кемеровской области - Кузбасса на 01.01.2024 составила 2547,7 тыс. человек. За 2023 год население области сократилось на 20,6 тыс. человек, или на 0,8% (за 2022 год - на 23,8 тыс. человек, или на 0,9%). В большей степени уменьшилась численность сельского населения - на 1,0% (городского - на 0,8%). Удельный вес сельских жителей в численности населения Кузбасса остался на уровне предыдущего года - 13,5%.
Таблица 2
2023 | 2024 | Изменения за 2023 год | |
Численность населения на начало года, человек | 2568238 | 2547684 | -20554 |
в том числе | |||
городское | 2222194 | 2204971 | -17223 |
сельское | 346044 | 342713 | -3331 |
Как и в 2022 году, сокращение численности населения произошло в большей степени из-за естественной убыли населения, которая составила 17064 человека и уменьшилась по сравнению с 2022 годом на 1536 человек (на 8,3%). Миграционная убыль населения составила 3490 человек и сократилась за год на 1686 человек (на 32,6%).
Изменение численности населения за 2023 год по компонентам
Таблица 2-1