Омская область неоднократно успешно участвовала в реализации федеральных проектов в области образования.
В рамках государственного контракта, связанного с разработкой и реализацией программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", были реализованы программы дополнительного образования для специалистов образовательных учреждений системы дошкольного образования: руководителей, заместителей руководителей, методистов и воспитателей.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р, в Омской области прошли обучающие мероприятия, в рамках которых 337 педагогических работников осуществили повышение квалификации.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1227 "Об объявлении конкурсного отбора на 2014 и 2015 годы региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2014 года N 157-р, утвердившим распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей", на основании анализа результатов готовности образовательных организаций, расположенных на территории Омской области, к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС для обучающихся с ОВЗ) с января 2014 года в Омской области началась апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ на базе 14 общеобразовательных организаций. С января 2015 года данные общеобразовательные организации стали частью федеральной стажировочной площадки по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ (далее - федеральная стажировочная площадка). В бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - БОУ ДПО "ИРООО") в рамках деятельности в качестве федеральной стажировочной площадки были разработаны и реализованы программы курсов повышения квалификации. Всего разработано 9 программ, обучено 348 человек, в том числе 72 педагогических работника из других регионов Российской Федерации: Республика Алтай, Красноярский край, Новосибирская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В 2015 году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, в сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" на базе БОУ ДПО "ИРООО" организовано обучение специалистов Уральского и Сибирского федеральных округов по теме "Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы". Практическая часть данных курсов повышения квалификации проходила на базе пилотных образовательных организаций Омской области - участников федерального эксперимента. Всего было обучено 74 человека, в том числе представители других субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Пермский край, Томская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В рамках реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497, в целях формирования единого информационного банка лучших практик проведен Всероссийский конкурс успешных практик деятельности тьюторов по вопросам модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации. По результатам экспертной оценки из 226 материалов, представленных 51 субъектом Российской Федерации, в рейтинговый список 10 лучших практик вошла практика "Система повышения квалификации педагога в области организации и содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", представленная БОУ ДПО "ИРООО".
В период с 10 по 14 октября 2016 года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации в Омской области организован IV Всероссийский конкурс "Лучший по профессии" среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Участие в конкурсе приняли 150 обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) из 34 субъектов Российской Федерации.
В 2017 году Омская область прошла отбор субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии на создание условий для качественного образования детей-инвалидов. В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" реализуется региональный проект дополнительного образования детей "Сетевой центр равных возможностей" в целях создания условий для организации и обеспечения эффективной внеурочной деятельности детей особой заботы с использованием дистанционных образовательных технологий и увеличения количества детей, охваченных моделями социализации, учитывающими общие и индивидуальные особенности (в результате создана региональная информационно-развивающая среда https://crv.obr55.ru/), электронный контент которой сегодня составляют 38 электронных обучающих и развивающих курсов, пользователями являются 1056 человек, из них - 871 обучающийся и 185 педагогов из 28 образовательных организаций адаптивного образования).
В этом же году Омская область по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации, приняла участие в реализации мероприятия "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497. Реализация указанного мероприятия направлена на развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования, в том числе на материально-техническое оснащение регионального центра обработки информации на базе регионального центра обработки информации казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - РИАЦ) и пунктов проведения экзаменов.
По результатам проведенных действий в 2017 году уровень оснащенности пунктов проведения экзаменов оборудованием вырос на 50%, при этом РИАЦ оснащен техническим оборудованием для повышения скорости обработки экзаменационных материалов на 61% (в декабре 2016 года - на 31%).
Также БОУ ДПО "ИРООО" разработало 8 дополнительных профессиональных программ для педагогических и руководящих работников системы образования, по которым обучено 680 членов региональной команды оценки качества образования.
Важным показателем выполнения вышеуказанного мероприятия стала разработка 15 пакетов оценочного инструментария по определению уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам и метапредметных результатов.
В период с февраля по октябрь 2017 года в апробации 12 пакетов оценочного инструментария приняло участие более 35000 обучающихся общеобразовательных организаций.