АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2013 года N 2929


Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2027 года"

(с изменениями на 18 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Администрации г. Нижний Тагил от 26.05.2014 N 962-ПА, от 30.07.2014 N 1489-ПА, от 09.12.2014 N 2640-ПА, от 14.01.2015 N 64-ПА, от 26.02.2015 N 511-ПА, от 20.05.2015 N 1208-ПА, от 28.07.2015 N 1925-ПА, от 25.08.2015 N 2112-ПА, от 08.12.2015 N 3197-ПА, от 10.02.2016 N 371-ПА, от 16.05.2016 N 1420-ПА, от 12.07.2016 N 1989-ПА, от 14.09.2016 N 2638-ПА, от 18.10.2016 N 2887-ПА, от 19.12.2016 N 3529-ПА, от 11.01.2017 N 24-ПА, от 02.05.2017 N 1006-ПА, от 01.08.2017 N 1846-ПА, от 25.12.2017 N 3183-ПА, от 17.01.2018 N 108-ПА, от 09.06.2018 N 1693-ПА, от 06.08.2018 N 2075-ПА, от 13.11.2018 N 2788-ПА, от 19.12.2018 N 3096-ПА, от 28.12.2018 N 3237-ПА, от 22.04.2019 N 793-ПА, от 17.05.2019 N 990-ПА, от 15.07.2019 N 1473-ПА, от 04.10.2019 N 2190-ПА, от 20.12.2019 N 2809-ПА, от 13.01.2020 N 9-ПА, от 06.03.2020 N 430-ПА, от 21.05.2020 N 915-ПА, от 08.09.2020 N 1654-ПА, от 15.01.2021 N 60-ПА, от 12.02.2021 N 300-ПА, от 01.06.2021 N 980-ПА, от 19.07.2021 N 1320-ПА, от 16.08.2021 N 1545-ПА, от 21.10.2021 N 1942-ПА, от 14.01.2022 N 63-ПА, от 01.03.2022 N 397-ПА, от 30.05.2022 N 1116-ПА, от 25.08.2022 N 1825-ПА, от 08.11.2022 N 2379-ПА, от 10.01.2023 N 5-ПА, от 08.02.2023 N 273-ПА, от 16.06.2023 N 1296-ПА, от 02.11.2023 N 2752-ПА, от 19.12.2023 N 3264-ПА, от 17.01.2024 N 65-ПА, от 25.06.2024 N 1661-ПА, от 02.10.2024 N 2610-ПА, от 18.10.2024 N 2773-ПА)




В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала города Нижний Тагил, удовлетворения потребностей граждан города Нижний Тагил в услугах сферы культуры, в соответствии с Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30.10.2013 N 2580 "Об утверждении Порядка формирования и реализации муниципальных программ в городе Нижний Тагил", руководствуясь Уставом города Нижний Тагил, постановляю:


1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2027 года" (далее - Программа) (Приложение).


(в ред. Постановлений Администрации г. Нижний Тагил от 09.06.2018 N 1693-ПА, от 25.08.2022 N 1825-ПА, от 02.11.2023 N 2752-ПА)


2. Экономическому управлению Администрации города включить Программу в Реестр муниципальных программ.


3. Опубликовать данное Постановление в газете "Тагильский рабочий" и разместить на официальном сайте города Нижний Тагил.


4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальной политике В.Г. Сурова.


Промежуточный срок контроля - 1 марта 2015 - 2020 годов.


Срок контроля - 1 марта 2021 года.



Глава города
С.К.НОСОВ



Приложение



Утверждена
Постановлением
Администрации города
от 11 декабря 2013 г. N 2929



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ ДО 2027 ГОДА"

(в ред. Постановлений Администрации г. Нижний Тагил от 02.11.2023 N 2752-ПА, от 19.12.2023 N 3264-ПА, от 17.01.2024 N 65-ПА, от 25.06.2024 N 1661-ПА, от 02.10.2024 N 2610-ПА, от 18.10.2024 N 2773-ПА)




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Управление культуры Администрации города Нижний Тагил

Сроки реализации муниципальной программы

2014 - 2027 годы

Цели и задачи муниципальной программы

Цель: расширение участия жителей города Нижний Тагил в культурной жизни города Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям.

Задачи:

1) повышение качества и доступности услуг, оказываемых населению в сфере культуры;

2) развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры;

3) создание условий для сохранения кадрового и творческого потенциала сферы культуры;

4) создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи;

5) развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования;

6) создание условий для сохранения кадрового потенциала учреждений дополнительного образования;

7) создание условий для развития кадрового потенциала сферы культуры

Перечень подпрограмм муниципальной программы

подпрограмма N 1 "Развитие культуры и искусства";

подпрограмма N 2 "Развитие образования в сфере культуры и искусства";

подпрограмма N 3 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Нижний Тагил 2027 года" и прочие мероприятия"

Перечень основных целевых показателей муниципальной программы

1. Увеличение посещаемости учреждений культуры (по сравнению с 2014 годом).

2. Увеличение посещаемости учреждений культуры (по сравнению с 2012 годом).

3. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом).

4. Рост ежегодной посещаемости муниципальных музеев в городе Нижний Тагил, количество посещений на 1000 человек.

5. Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.

6. Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом).

7. Количество реализованных выставочных музейных проектов.

8. Число передвижных музейных выставок.

9. Уровень удовлетворенности населения города Нижний Тагил качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг в сфере культуры от общего количества опрошенных посетителей.

10. Уровень удовлетворенности населения города Нижний Тагил качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг в сфере культуры от общего количества обслуженных посетителей.

11. Количество библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек города Нижний Тагил (по сравнению с предыдущим годом).

12. Увеличение количества ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих получать информацию об отечественной культуре, отвечающих требованиям нормативных актов о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

13. Доля электронных изданий в общем количестве поступлений в фонды муниципальной библиотеки.

14. Количество действующих виртуальных музеев.

15. Уменьшение доли муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры.

16. Соотношение заработной платы работников муниципальных учреждений культуры к средней заработной плате по экономике Свердловской области.

17. Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей.

18. Доля учащихся детских школ искусств, привлекаемых к участию в конкурсных творческих мероприятиях, от общего числа учащихся детских школ искусств.

19. Доля обучающихся, ставших победителями и призерами городских, региональных, всероссийских, международных мероприятий.

20. Доля детских школ искусств, находящихся в удовлетворительном состоянии в общем количестве таких (организаций) учреждений.

21. Соотношение заработной платы работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате по экономике Свердловской области.

22. Укомплектованность кадрами учреждений культуры.

23. Удельный вес специалистов учреждений культуры, принявших участие в профессиональных конкурсах.

24. Удельный вес специалистов учреждений культуры, получивших дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации, семинары).

25. Средний возраст специалистов учреждений культуры.

26. Доля доходов муниципальных учреждений культуры от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в общем объеме доходов таких учреждений.

27. Прирост числа лауреатов международных, региональных, областных, городских конкурсов и фестивалей в сфере культуры.

28. Доля фильмов российского производства в общем объеме проката.

29. Число посещений культурных мероприятий.

30. Количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры".

31. Количество обращений к порталу "Культура Урала. РФ".

32. Количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования

Объемы финансирования муниципальной программы по годам реализации

Всего на реализацию Программы - 15183192,3 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 599173,1 тыс. рублей;

2015 год - 641619,6 тыс. рублей;

2016 год - 660410,9 тыс. рублей;

2017 год - 765859,2 тыс. рублей;

2018 год - 892069,6 тыс. рублей;

2019 год - 994513,0 тыс. рублей;

2020 год - 992707,8 тыс. рублей;

2021 год - 1016049,1 тыс. рублей;

2022 год - 1396897,1 тыс. рублей;

2023 год - 1606541,3 тыс. рублей;

2024 год - 1998533,5 тыс. рублей;

2025 год - 1279928,6 тыс. рублей;

2026 год - 1322791,5 тыс. рублей;

2027 год - 1016098,0 тыс. рублей;

из них:

федеральный бюджет - 384799,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 243,0 тыс. рублей;

2015 год - 206,3 тыс. рублей;

2016 год - 50,0 тыс. рублей;

2017 год - 2463,3 тыс. рублей;

2018 год - 1554,2 тыс. рублей;

2019 год - 17172,0 тыс. рублей;

2020 год - 9091,2 тыс. рублей;

2021 год - 7621,0 тыс. рублей;

2022 год - 158135,9 тыс. рублей;

2023 год - 77316,4 тыс. рублей;

2024 год - 110945,7 тыс. рублей;

2025 - 2027 год - 0,0 рублей;

областной бюджет - 277443,9 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 5594,8 тыс. рублей;

2015 год - 300,0 тыс. рублей;

2016 год - 300,0 тыс. рублей;

2017 год - 12844,8 тыс. рублей;

2018 год - 43261,6 тыс. рублей;

2019 год - 32752,5 тыс. рублей;

2020 год - 9819,2 тыс. рублей;

2021 год - 7323,4 тыс. рублей;

2022 год - 17947,9 тыс. рублей;

2023 год - 71470,3 тыс. рублей;

2024 год - 75829,4 тыс. рублей;

2025 - 2027 год - 0,0 рублей;

местный бюджет - 13249958,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 538842,0 тыс. рублей;

2015 год - 574016,4 тыс. рублей;

2016 год - 585739,9 тыс. рублей;

2017 год - 672281,6 тыс. рублей;

2018 год - 764196,3 тыс. рублей;

2019 год - 849666,2 тыс. рублей;

2020 год - 891146,3 тыс. рублей;

2021 год - 919018,6 тыс. рублей;

2022 год - 1098660,5 тыс. рублей;

2023 год - 1320065,8 тыс. рублей;

2024 год - 1693919,0 тыс. рублей;

2025 год - 1187791,2 тыс. рублей;

2026 год - 1230654,1 тыс. рублей;

2027 год - 923960,6 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 1270990,9 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 54493,3 тыс. рублей;

2015 год - 67096,9 тыс. рублей;

2016 год - 74321,0 тыс. рублей;

2017 год - 78269,5 тыс. рублей;

2018 год - 83057,5 тыс. рублей;

2019 год - 94922,3 тыс. рублей;

2020 год - 82651,1 тыс. рублей;

2021 год - 82086,1 тыс. рублей;

2022 год - 122152,8 тыс. рублей;

2023 год - 137688,8 тыс. рублей;

2024 год - 117839,4 тыс. рублей;

2025 год - 92137,4 тыс. рублей;

2026 год - 92137,4 тыс. рублей;

2027 год - 92137,4 тыс. рублей

(в ред. Постановления Администрации г. Нижний Тагил от 18.10.2024 N 2773-ПА)

Адрес размещения государственной программы в сети Интернет

www.ntagil.org



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ


В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной и муниципальной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайное значение на всех уровнях власти. Политика в сфере культуры может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой.


Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры, культурно-досуговые учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса государства. Неотъемлемым компонентом культурной среды города выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система дополнительного художественно-эстетического воспитания.


Гордостью города по праву можно назвать муниципальные музеи: Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и "Нижнетагильский музей изобразительных искусств". В настоящее время в состав музея-заповедника входят девять структурных подразделений, расположенных в Нижнем Тагиле и за его пределами, в том числе Нижнетагильский историко-краеведческий музей, Музей природы и охраны окружающей среды, Музей быта и ремесел горнозаводского населения (Господский дом), Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых), Музей-завод истории развития техники черной металлургии, Историко-технический музей (Дом Черепановых), Мемориально-литературный музей А.П. Бондина, Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка (поселок Висим), музей "Демидовская дача".


Коллекции муниципальных тагильских музеев насчитывают около 130000 уникальных экспонатов. Музеи используют разные возможности для пополнения фондов - при существующем финансовом дефиците важной составной частью музейной деятельности в области собирания является увеличение коллекции за счет поступлений из музейного фонда Министерства культуры Российской Федерации, а также получение в дар произведений от художников и их наследников, жителей города и организаций. Однако помещения музеев не достаточно приспособлены для хранения фондов и не имеют требуемого количества выставочных площадей. Состояние зданий и устаревшее музейное оборудование не позволяют эффективно использовать существующие площади, в том числе фондохранилищ. В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам позволяют электронные каталоги и информационные системы.


Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими - одна из задач, стоящая на сегодня перед музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы.


Музейные сотрудники строят занятия, опираясь на принцип интерактивности посетителей в музейной среде, когда они активно принимают участие в мероприятии, включают в богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности и форм организации детей инновационные технологии, мультимедийные средства.


С целью дальнейшего развития инновационных проектов музеев необходимо определить такие приоритетные направления в информационном обслуживании, как:


- поддержание и расширение банков и баз данных по объектам культурного наследия, музейным коллекциям;


- представление культурных ценностей в печатных изданиях, кино и видеопродукции;


- создание электронных выставок, виртуального музея;


- разработка и запись электронных каталогов;


- представительство и реклама инновационных проектов в сетях Интернет.


Во всем мире оптимальной, научно обоснованной формой сохранения и музейного использования памятников индустриального наследия является форма индустриально-ландшафтного парка, которая органична с окружающей средой и предусматривает создание музейно-парковых зон культурно-развлекательного отдыха, способствующего реализации музейного принципа "Познавая - отдыхай". Как правило, музейные комплексы такого типа становятся не только местными достопримечательностями активно-познавательного отдыха, но и заметными центрами туризма. В целях реновации территории металлургического завода XVIII - XX веках (единственного в России Музея-завода) предполагается создание экоиндустриального технопарка "Старый Демидовский завод", как Всероссийского центра металлургических инноваций, использующий и демонстрирующий передовые процессы в металлургии и машиностроении XVIII - XXI веках. Сохранение, адаптация и использование выведенной из оборота бывшей производственной территории делают ее востребованной в структуре города, региона, России. Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города.


Приобщение к информационно-культурному потенциалу общества жители осуществляют через общедоступные библиотеки. В городе в целом созданы условия для создания единой библиотечной информационной среды, которая открывает населению возможность свободного получения информации. В состав Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека" входит центральная библиотека и 23 филиала, 5 из которых располагаются в сельских населенных пунктах. Повысить качество услуг и более рационально использовать имеющиеся ресурсы позволит переход на внестационарное библиотечное обслуживание жителей сельских территорий. Приобретение библиобуса - первой передвижной библиотеки на колесах могла бы предоставлять фонды Централизованной городской библиотечной системы жителям малонаселенных окраин, где открытие стационарной библиотеки нецелесообразно.


К настоящему времени на уровне муниципальной власти сформировалось определенное понимание, что информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. Библиотека предоставляет электронный доступ к справочно-поисковому аппарату библиотеки, электронным базам данных. Центральная библиотека и филиалы, находящиеся в черте города подключены к сети Интернет, объединены в единую компьютерную сеть. Это дает возможность управлять удаленными компьютерами (филиалы расположены в разных концах города), использовать общие информационные ресурсы библиотеки в удаленных филиалах (например, доступ к справочной правовой системе "КонсультантПлюс", доступ в библиотеке к сайту по локальной сети). Пользователи библиотек имеют доступ к электронному каталогу книг Центральной городской библиотеки через сайт библиотеки и к электронным каталогам Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В.Г. Белинского.


Одним из основных препятствий увеличения числа читателей в библиотеках является сокращение и моральное старение библиотечных фондов, сокращение наименований выписываемых периодических изданий по экономике, политике, праву, поскольку не позволяет в полной мере удовлетворять запросы читателей. Сокращение фондов составляет в среднем 4,5% в год от общего библиотечного фонда, поскольку, несмотря на ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, библиотеки получают недостаточное количество денежных средств на комплектование книжными и периодическими изданиями.


В соответствии с запросами времени происходит модернизация библиотечного обслуживания населения за счет оптимизации ресурсов, повышения качества услуг и создания привлекательного библиотечного пространства. В рамках празднования 100-летия с создания Центральной городской библиотеки планируется капитальный ремонт и реконструкция публичных библиотек, однотипные массовые библиотеки необходимо преобразовать в информационные и культурно-просветительские центры с разнообразными направлениями деятельности в соответствии с запросами пользователей.


Нижний Тагил уникален тем, что обладает сильным потенциалом театрально-зрелищных учреждений. В нашем городе функционируют четыре муниципальных учреждения данного типа: Нижнетагильская филармония и три муниципальных театра: Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильский театр кукол и Молодежный театр. Каждое учреждение несет свою функциональную нагрузку, обеспечивая адресное удовлетворение потребностей различных слоев зрительской аудитории.


Ежегодно проходят спектакли на сценах театров города, концертные программы филармонии, которые посещают более 150 тысяч зрителей. Театр кукол дает возможность детям получить первые впечатления о театре. Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка - центральная сценическая площадка города, в котором наряду со спектаклями проходят официальные городские мероприятия. Репертуар Молодежного театра разнообразен и рассчитан на зрителя разных возрастов и вкусов. Нижнетагильская муниципальная филармония со своими творческими коллективами - поистине уникальное явление для города. За время существования филармонии в Нижнем Тагиле состоялись тысячи концертов. Появилась возможность регулярных встреч с мастерами академического музыкального исполнительского искусства, лучшими образцами мирового музыкального наследия разных направлений. Филармонией ведется активная просветительская деятельность: со дня основания действует музыкальный лекторий для школьников, студентов и молодых мам города, большое внимание уделяется детскому творчеству, организации программ с участием детей, являющимися противовесом отрицательному влиянию массовой культуры на формирование мировоззрения подрастающего поколения.


К сожалению, отсутствие оснащенного современным оборудованием концертного зала препятствует работе и воплощению в жизнь интересных творческих проектов Нижнетагильской филармонии.


Исходя из современных стандартов, с каждым днем все более остро чувствуется необходимость модернизации сценического оборудования театрально-зрелищных учреждений, отсутствие высокого уровня комфорта при предоставлении данного вида услуг, что препятствует раскрыть всю многогранность данного направления и становится необходимым, так как за последние годы интерес горожан к театральному искусству колоссально возрос и этому подтверждение полные залы театров.


По-прежнему в числе приоритетных направлений деятельности остается создание условий для организации досуга жителей города, которое осуществляют культурно-досуговые учреждения. Сеть муниципальных учреждений культуры в сфере организации досуга состоит из 14 культурно-досуговых учреждений (Дворцы, Дома культуры, досуговый и киновидеодосуговый центры), в том числе 5 учреждений находятся в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»