(с изменениями на 24 сентября 2024 года)
(в ред. решений Пермской городской Думы от 17.12.2019 N 328, от 17.11.2020 N 242, от 24.08.2021 N 199, от 24.09.2024 N 168, с изм., внесенными решением Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 93)
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение об участии граждан в осуществлении местного самоуправления в городе Перми согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившими силу:
3. Рекомендовать администрации города Перми до 20.12.2019 внести на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проект решения Пермской городской Думы, регулирующий порядок работы с наказами избирателей депутатам Пермской городской Думы.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Опубликовать настоящее решение в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" и разместить на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет Пермской городской Думы по местному самоуправлению и регламенту.
Председатель
Пермской городской Думы
Ю.А.УТКИН
Глава города Перми
Д.И.САМОЙЛОВ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ПЕРМИ
(в ред. решений Пермской городской Думы от 17.12.2019 N 328, от 17.11.2020 N 242, от 24.08.2021 N 199, от 24.09.2024 N 168, с изм., внесенными решением Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 93)
1.1. Участие граждан города Перми (далее - граждане) в осуществлении местного самоуправления в городе Перми - совокупность организационных форм, обеспечивающих право на активное формирование и (или) выражение мнения населением посредством прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления города Перми.
1.2. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления основано на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, свободы участия граждан в процессе формирования и (или) выражения общественного мнения, открытости и объективности процесса общественного участия.
Реализация форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, в том числе препятствовать реализации предоставленных прав.
1.3. Никто не может быть принужден к участию или к отказу от участия в процессе формирования и (или) выражения общественного мнения. Граждане вправе самостоятельно, на основе внутреннего убеждения определять позицию по вопросам местного значения, распространять ее в не запрещенных законом содержании и формах. При этом гражданам должна быть предоставлена возможность ознакомления с существующими мнениями по вопросам местного значения, в том числе с использованием полной и достоверной информации, представляемой органами, должностными лицами местного самоуправления.
1.4. В случаях, предусмотренных законодательством, учет мнения граждан является обязательным для органов, должностных лиц местного самоуправления.
1.5. Правовую основу участия граждан в осуществлении местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Пермского края и города Перми.
1.6. Органы, должностные лица местного самоуправления города Перми (далее - органы, должностные лица местного самоуправления) с целью привлечения граждан к непосредственному участию в жизни города информируют всех заинтересованных лиц о планируемых и реализуемых мероприятиях, деятельности в пределах своей компетенции.
1.7. Порядок информирования граждан устанавливается органами, должностными лицами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами города Перми.
2.1. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления проводится в следующих формах:
2.1.1. местный референдум;
2.1.2. муниципальные выборы;
2.1.3. голосование по вопросам изменения границ, преобразования города Перми;
2.1.4. правотворческая инициатива граждан;
2.1.5. территориальное общественное самоуправление;
2.1.6. публичные слушания, общественные обсуждения;
2.1.7. собрание и конференция граждан;
2.1.8. опрос граждан;
2.1.9. обращения граждан в органы, к должностным лицам местного самоуправления;
2.1.10. участие в совещательных органах, образуемых при органах, должностных лицах местного самоуправления;
2.1.11. общественная экспертиза;
2.1.12. приемы граждан должностными лицами местного самоуправления;
2.1.13. общественная инициатива;
2.1.14. наказы избирателей депутату Пермской городской Думы;
2.1.15. инициативные проекты.
(пп. 2.1.15 введен решением Пермской городской Думы от 17.11.2020 N 242)
2.2. Порядок реализации форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления регулируется законодательством Российской Федерации, Уставом города Перми, муниципальными нормативными правовыми актами города Перми, за исключением форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, порядок реализации которых регулируется настоящим Положением об участии граждан в осуществлении местного самоуправления в городе Перми (далее - Положение).
2.3. Наряду с предусмотренными пунктом 2.1 Положения формами непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в городе Перми в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу города Перми.
3.1. Под правотворческой инициативой граждан (далее - правотворческая инициатива) понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение в органы, должностным лицам местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (далее - проекты правовых актов).
Не могут являться предметом правотворческой инициативы проекты правовых актов, процедура принятия которых определена законодательством и не предусматривает возможности внесения и принятия таких правовых актов в порядке правотворческой инициативы.
3.2. Не допускается принятие органом или должностным лицом местного самоуправления поступившего в порядке правотворческой инициативы проекта правового акта, если его принятие в соответствии с правовыми актами должно осуществляться иным органом, должностным лицом местного самоуправления. В этом случае поступивший проект правового акта должен быть направлен в течение 3 рабочих дней после дня его поступления в орган или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта.
3.3. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан численностью не менее 450 человек, проживающих на территории города Перми, а также органы территориального общественного самоуправления (далее - органы ТОС), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
3.4. Формирование инициативной группы граждан по реализации правотворческой инициативы (далее - Инициативная группа) осуществляется на основе добровольного волеизъявления граждан.
Инициативная группа по реализации правотворческой инициативы формируется путем сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы.
3.5. Решение о формировании Инициативной группы принимается на собрании группы выдвижения правотворческой инициативы (далее - Группа выдвижения) в количестве не менее 5 человек.
3.6. Группа выдвижения на своем собрании:
3.6.1. избирает из своего состава председателя и секретаря собрания;
3.6.2. принимает решения о формировании Инициативной группы и о назначении уполномоченного(ых) представителя(ей) Инициативной группы (далее - уполномоченный(е) представитель(и)) в количестве не более 2 человек, который(е) вправе представлять интересы Инициативной группы при рассмотрении проекта правового акта;
3.6.3. формулирует и утверждает текст проекта правового акта, пояснительной записки к нему, содержащей обоснование необходимости принятия правового акта, его целей и основных положений, финансово-экономического обоснования (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат), решает вопрос о необходимости проведения иных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации, предшествующих внесению правотворческой инициативы (оценка регулирующего воздействия, публичные слушания и т.д.), и инициирует в установленном порядке их проведение.