ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2011 года N 1009-ПП


О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2010 году, управлении риском для здоровья населения и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области

(с изменениями на 12 апреля 2012 года)

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 12.04.2012 N 370-ПП)




По данным доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2010 году", в результате реализации комплекса мер по управлению риском для здоровья населения, направленных на решение задач и достижение основных социальных приоритетов Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья"), одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 N 830-ПП "О Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 8-2, ст. 1280) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2008 N 350-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 4-2, ст. 516), от 23.01.2009 N 33-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 1-1, ст. 64), от 14.04.2009 N 411-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 4-1, ст. 452), от 01.03.2010 N 283-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 3, ст. 264), от 16.03.2011 N 259-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2011, N 3-2, ст. 286), санитарно-эпидемиологическая обстановка в Свердловской области в 2010 году продолжала оставаться стабильной, и поддерживалась тенденция к улучшению медико-демографической ситуации.


В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности среды обитания для здоровья населения в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:


1. Принять к сведению выводы доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2010 году" (прилагаются).


2. Министерству экономики Свердловской области (Софрыгин Е.А.), Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.), Министерству промышленности и науки Свердловской области (Петров А.Ю.), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (Маренков Г.В.), Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Жеребцов М.В.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Бондарев И.Э.), Министерству природных ресурсов Свердловской области (Крючков К.В.), Министерству здравоохранения Свердловской области (Белявский А.Р.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Ноженко Д.Ю.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Биктуганов Ю.И.), Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Рапопорт Л.А.), Министерству культуры и туризма Свердловской области (Бадаев А.Ф.) во взаимодействии с Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" (Пумпянский Д.А.), Федерацией профсоюзов Свердловской области (Ветлужских А.Л.) и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Кузьмин С.В.) использовать при осуществлении деятельности выводы доклада Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2010 году".


3. Управляющим управленческими округами Свердловской области Клевцу Н.А., Ершову М.П., Вольфу В.А., Граматику И.И., Крупину Н.М. обеспечить использование при осуществлении деятельности на территориях соответствующих управленческих округов Свердловской области выводов доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2010 году".


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области обратить внимание на реализацию мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях муниципальных образований в Свердловской области, направленных на профилактику инфекционных и социально значимых неинфекционных заболеваний, обеспечение благоустройства и санитарной очистки территорий, организацию зон санитарной охраны водоисточников и снабжение населения питьевой водой стандартного качества, организацию и благоустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, санитарно-гигиеническое образование, информирование населения о рисках для здоровья и мерах по их предотвращению и снижению, формированию здорового образа жизни.


5. Рекомендовать организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Свердловской области, обеспечить реализацию мер по выполнению санитарного законодательства в сфере управления риском для здоровья населения и снижению негативного воздействия на окружающую среду, включая организацию санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, проведение реабилитационных мероприятий для населения, проживающего в зонах влияния промышленных предприятий, создание безопасных условий труда и аттестации рабочих мест, проведение профилактических мероприятий для работающих во вредных условиях труда и в организованных детских коллективах, реализацию вакцинопрофилактики.


6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области - министра социальной защиты населения Свердловской области Власова В.А.



Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.ГРЕДИН



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 3 августа 2011 г. N 1009-ПП



ВЫВОДЫ ДОКЛАДА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ"

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 12.04.2012 N 370-ПП)



В 2010 году была организована и продолжена деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, направленная на реализацию комплекса мер по обеспечению снижения влияния факторов среды обитания на здоровье населения, поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранению здоровья населения на основе предложений для муниципальных образований в Свердловской области по управлению риском для здоровья населения, одобренных Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2010 N 1258-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2009 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 8-2, ст. 1244).


Адресное решение задач по управлению риском для здоровья населения осуществлялось с учетом достижения целевых показателей Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года "Уральская семья", одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 N 830-ПП "О Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 8-2, ст. 1280) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2008 N 350-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 4-2, ст. 516), от 23.01.2009 N 33-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 1-1, ст. 64), от 14.04.2009 N 411-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 4-1, ст. 452), от 01.03.2010 N 283-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 3, ст. 264), от 16.03.2011 N 259-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2011, N 3-2, ст. 286) (далее - программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")). Продолжалась реализация национального проекта в сфере здравоохранения.


В целом санитарно-эпидемиологическая обстановка в Свердловской области в 2010 году, как и в предыдущие годы, характеризуется как стабильная. В результате выполнения мер по управлению риском для здоровья населения, проведения эффективной социально ориентированной политики и усиления мотивации трудоспособного населения к труду поддерживается растущая тенденция к улучшению медико-демографической ситуации. Снижаются показатели смертности среди населения, в том числе в трудоспособном возрасте, и повышается показатель рождаемости (диаграмма 1).



Диаграмма 1. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЕРТНОСТИ И РОЖДАЕМОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (КОЛИЧЕСТВО УМЕРШИХ И РОДИВШИХСЯ НА 1000 ЧЕЛОВЕК)*

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Негативные факторы финансово-экономического кризиса второй половины 2008 года и в 2009 году не оказали существенного влияния на медико-демографические показатели. В 2010 году около 78,4 процента населения (3,45 млн. человек) было подвержено риску воздействия санитарно-гигиенических и 25,9 процента (1,19 млн. человек) - социально-экономических факторов. Продолжается тенденция увеличения влияния на здоровье поведенческих факторов риска и факторов, связанных с образом жизни. По данным социально-гигиенического мониторинга и оценки риска для здоровья населения в последние годы увеличивается соотношение воздействия на здоровье населения социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска в сторону увеличения доли последних (диаграмма 2).


Реализация комплекса мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и управлению риском для здоровья населения позволила в течение последних лет достигнуть относительной стабилизации ряда показателей санитарно-эпидемиологической обстановки:


1) снижается показатель заболеваемости населения с временной утратой трудоспособности в случаях и днях, в 2010 году он составил 52,75 и 713,98 на 100 работающих (2009 год - 75,2 и 1001,2 соответственно), сократилась средняя продолжительность 1 случая заболевания до 13,5 дня (2009 год - 14,3);


2) снижается распространенность острых отравлений в быту, показатель составил в 2010 году 158,4 случая на 1000 населения (2009 год - 171,2);


3) благодаря реализации программы "Вакцинопрофилактика" в 2010 году предотвращено более 182,6 тысячи заболеваний дифтерией, коклюшем, полиомиелитом, корью, эпидемическим паротитом, краснухой, гепатитом B, клещевым энцефалитом и гепатитом A, и величина предотвращенного экономического ущерба составила по области за 2010 год 3070,3 млн. рублей;



Диаграмма 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА*

________________
     * Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



4) снижается численность детей, подверженных влиянию неудовлетворительных факторов риска, связанных с условиями обучения и воспитания детей (микроклимат, освещенность, сменность занятий, медицинское обеспечение), улучшается организация питания детей в образовательных учреждениях (выполнение норм по основным продуктам питания достигает 100 процентов);


5) доля трудоспособного населения, работающего во вредных и опасных условиях труда, в 2010 году составила 34,8 процента от числа работающих (в 2009 году - 35,2 процента, 2008 году - 34 процента), доля работающих в условиях воздействия канцерогенных факторов риска составила 4,1 процента (в 2009 году - 5,8 процента, 2008 году - 5,0 процента).


Тенденция стабилизации показателей санитарно-эпидемиологической обстановки по совокупности санитарно-гигиенических, социально-экономических и поведенческих факторов риска, улучшение медико-демографической ситуации в Свердловской области не обеспечивают достижения значений, требуемых для выполнения целевых показателей программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья"), в частности в 2010 году:


1) доля неудовлетворительных проб питьевой воды в разводящей сети по санитарно-химическим и микробиологическим показателям составила 13,8 и 5,3 процента соответственно (в 2008 году - 15,2 и 4,5 процента, 2009 году - 11,6 и 3,8);


2) доля неудовлетворительных проб продуктов питания по микробиологическим показателям достигла 5,9 процента (в 2008 году - 4,8 процента, 2009 году - 5,2 процента), по химическим показателям - 7,6 процента (в 2008 году - 6,6 процента, 2009 году - 6,6 процента);


3) доля неудовлетворительных проб атмосферного воздуха по санитарно-химическим показателям составила 2,1 процента (в 2008 году - 2,33 процента, 2009 году - 1,5 процента);


4) доля неудовлетворительных проб почвы составила по санитарно-химическим показателям - 24,1 процента (в 2009 году - 30,1 процента, 2008 году - 32,2 процента), по микробиологическим показателям - 15,3 процента (в 2009 году - 12,5 процента, 2008 году - 12,4 процента), по паразитологическим показателям - 3,3 процента (в 2009 году - 2,4 процента, 2008 году - 2,5 процента).


В 2010 году экономический ущерб для здоровья населения в связи загрязнением среды обитания составил 11,9 млрд. рублей (в 2009 году - 12,2 млрд. рублей), экономический ущерб от инфекционных заболеваний - 4,9 млрд. рублей (в 2009 году - 5,6 млрд. рублей). Предпринимаемые действия не обеспечивают в полной мере предотвращения или существенного снижения реальной угрозы для здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов риска, определяющих санитарно-эпидемиологическую обстановку. Первое место среди санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения в течение последних лет стабильно занимает комплексная химическая нагрузка, которой подвержено 75,2 процента населения области, или 3,31 млн. человек (в 2009 и 2008 годах - 79,5 процента и более 3,49 млн. человек).


К территориям риска по комплексному химическому загрязнению относятся (картограмма 1): Асбестовский городской округ, Березовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование "Город Каменск-Уральский", Карпинский городской округ, Качканарский городской округ, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ.


К проблемам, определяющим комплексную химическую нагрузку, относятся качество питьевой воды (в 2010 году воздействию подвержено 1,95 млн. человек, 2009 году - 1,15 млн. человек, 2008 году - 1,08 млн. человек), атмосферного воздуха (в 2010 году воздействию подвержено около 2,64 млн. человек, 2009 году - 2,41 млн. человек, 2008 году - 2,76 млн. человек), почвы (в 2010 году воздействию подвержено 2,67 млн. человек, 2009 году - 2,35 млн. человек, 2008 году - 2,75 млн. человек) и продуктов питания (в 2010 году воздействию подвержено 0,92 млн. человек, 2009 году - 1,19 млн. человек, 2008 году - 1,02 млн. человек).


По результатам оценки многосредового химического риска для здоровья численность населения, подверженного риску в связи с загрязнением среды обитания, в 13 экологически неблагополучных территориях (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ) составила около 2,3 млн. человек (более, чем 220 тысячам из них, прежде всего детям, требуется первоочередная реабилитационная помощь в связи с высоким риском развития экологически обусловленных заболеваний).



Картограмма 1. КОМПЛЕКСНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА НАСЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ*

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Второе место (после комплексной химической нагрузки) по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой, в 2010 году их воздействию было подвержено 46,8 процента населения, или 2,06 млн. человек (в 2009 году - 46,8 процента, или более 2,05 млн. человек, 2008 году - 66,4 процента, или 2,92 млн. человек). Биологическая нагрузка формируется в первую очередь за счет некачественной питьевой воды и продуктов питания, а также почвенного загрязнения (наибольшее воздействие оказывается на детей дошкольного возраста).


К территориям риска по уровню эпидемиологической опасности питьевой воды относятся (картограмма 2): муниципальное образование город Алапаевск, муниципальное образование город Ирбит, городской округ Красноуфимск, Кушвинский городской округ, город Нижний Тагил.



Картограмма 2. КОМПЛЕКСНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА НАСЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ*

________________
     * Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



На третьем месте по степени влияния на здоровье населения - радиационная дозовая нагрузка (в 2010 году воздействию было подвержено 77,5 процента населения, или около 3,4 млн. человек, в 2008 и 2009 годах - 77,1 процента населения, или около 3,39 млн. человек). Основными источниками коллективной дозы облучения населения являются естественные источники (в 2010 году - 81,4 процента, 2009 году - 80,05 процента от общей дозы облучения населения) и медицинские исследования (в 2010 году - 18,4 процента, 2009 году - 19,7 процента от общей дозы облучения населения). Прямых эффектов от воздействия радиационных факторов на здоровье населения в 2010 году, как и в предыдущие годы, не отмечалось.


Повышенная индивидуальная дозовая нагрузка характерна для территорий с высоким выделением радона и значительным воздействием медицинских рентгенорадиологических процедур. К таким территориям относятся: Белоярский городской округ, Березовский городской округ, городской округ Верхний Тагил, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Верхотурский, муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, Невьянский городской округ, Новолялинский городской округ, городской округ Первоуральск, Режевской городской округ, Серовский городской округ, Сосьвинский городской округ, Сысертский городской округ, Тавдинский городской округ.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»