Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



1.2. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Новгородской области


Новгородская область включает в себя один городской округ, 4 муниципальных округа и 17 муниципальных районов, в состав которых входят 17 городских поселений и 81 сельское поселение. Общее число муниципальных образований составляет 120. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3696 сельских населенных пунктов.


(в ред. Областного закона Новгородской области от 29.03.2021 N 691-ОЗ)


Численность постоянного населения Новгородской области на 1 января 2019 года составила 600,3 тыс. человек, в том числе городское - 428,2 тыс. человек (71,3 процента), сельское - 172,1 тыс. человек (28,7 процента). Плотность населения - 11 человек на квадратный километр.


Крупнейшие города Новгородской области на 1 января 2019 года: Великий Новгород (224,3 тыс. человек); Боровичи (49,1 тыс. человек); Старая Русса (28,1 тыс. человек); Пестово (15,2 тыс. человек); Валдай (14,1 тыс. человек); Чудово (14,1 тыс. человек).


Регион имеет индустриально-аграрную специализацию, располагаясь на расстоянии 192 километров и 547 километров от Санкт-Петербурга и Москвы соответственно, что обусловливает роль области как транспортно-логистического, а также производственно-экспортного центра.


Территория области богата полезными ископаемыми нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют разведанные месторождения огнеупорных глин, известняков, строительных и кварцевых песков, валунно-гравийно-песчаного материала. Разведано 282 месторождения озерного сапропеля и 102 месторождения (участка месторождений) пресных подземных вод. Общая площадь лесов области составляет 4,1 млн. гектар, в том числе покрытая лесной растительностью - 3,5 млн. гектар. В составе лесов области преобладают мягколиственные насаждения - 65 процентов, доля хвойных - 35 процентов, твердолиственные породы практически отсутствуют, их доля - 0,07 процента.


На территории Новгородской области располагается 128 особо охраняемых природных территорий регионального значения.


(в ред. Областного закона Новгородской области от 28.02.2023 N 282-ОЗ)


Анализ российских рейтингов оценки уровня и качества социально-экономического, инвестиционного, экологического развития регионов России, а также данных Росстата, показывает, что Новгородская область занимает средние позиции как в целом по Российской Федерации, так и среди регионов Северо-Западного федерального округа, а именно:


рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации - 60-е место (2017 год). Указанное положение характеризуется прежде всего сложившимися факторами социально-экономического развития - объемом и составом производительных сил на территории Новгородской области, а также численностью населения региона, в том числе численностью занятых в экономике. Значения большинства показателей Новгородской области, используемых при формировании рейтинга, ниже среднероссийских (например: доходы консолидированного бюджета на одного жителя в среднем по России - 73,3 тыс. рублей на человека, в Новгородской области - 57,4 тыс. рублей на человека; доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета в среднем по России - 83,5 процента, в Новгородской области - 76,2 процента; доля прибыльных предприятий в среднем по России - 74 процента, в Новгородской области - 66 процентов). Рейтинг подготовлен Рейтинговым агентством "РИА Рейтинг";


рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки - 59-е место (2017 год). Положение региона ниже медианного значения (43-е место) обусловлено тем, что по большинству показателей Новгородская область находится ниже среднероссийского уровня, в том числе - по отношению государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам бюджета - 74,6 процента (в России почти в 2,5 раза ниже - 30,5 процента), объем налоговых и неналоговых доходов в 2017 году снизился к уровню 2016 года на 5,9 процента (в то время как по России наблюдалось увеличение в среднем на 9,1 процента), а их доля в суммарном объеме бюджетных поступлений в 2017 году составила 72 процента (общероссийский показатель выше на 9 процентных пунктов - 81 процент). Рейтинг подготовлен Рейтинговым агентством "РИА Рейтинг";


рейтинг инновационных регионов России - 24-е место (2018 год). По сравнению с предшествующим периодом Новгородская область демонстрирует снижение своей позиции на 1 пункт. При этом составляющие данного рейтинга: научные исследования и разработки, инновационная деятельность организаций, социально-экономические условия инновационной деятельности и инновационная активность региона имеют более высокие значения по сравнению с 2017 годом, что говорит об увеличении в целом уровня инновационного развития Новгородской области. Рейтинг подготовлен Ассоциацией инновационных регионов России;


рейтинг эффективности региональных госзакупок - 75-е место (2016 год). Несмотря на высокую эффективность планирования госзакупок (показатель основывается на объеме закупок, заключенных в конце года, количестве изменений в планах закупок заказчиками региона в течение отчетного периода), для региона характерен высокий уровень конфликтности закупок (отражает количество выявленных процедурных нарушений в регионе), а также низкий уровень экономии при их осуществлении. Кроме того, уровень подозрительности закупок в Новгородской области, учитывающий в частности "тесноту" работы крупными поставщиками региона и долю контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса или запроса предложений, находится чуть ниже среднероссийского уровня. Рейтинг подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации;


рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) - 53-е место (2017 - 2018 годы). По сравнению с предыдущим рейтингом позиция региона возросла на 5 пунктов. Тем не менее улучшение направлений, по которым оценивается уровень развития государственно-частного партнерства в регионе (развитие институциональной среды, нормативно-правовое обеспечение, опыт реализации проектов государственно-частного партнерства), не позволило региону пересечь медианный ранг в рейтинге. Рейтинг подготовлен Платформой поддержки инфраструктурных проектов "Росинфра";