ЗАКОН

 НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 марта 2021 года N 691-ОЗ


О внесении изменений в областной закон "О стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года"

Принят
Постановлением
Новгородской областной Думы
от 24.03.2021 N 1210-ОД



Статья 1


Внести в Стратегию социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденную областным законом "О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года" от 04.04.2019 N 394-ОЗ (газета "Новгородские ведомости" от 05.04.2019, 29.12.2020) следующие изменения:


1) в абзаце первом подраздела 1.2 раздела 1 слова "один городской округ и 21 муниципальный район, в состав которых входят 19 городских поселений и 101 сельское поселение. Общее число муниципальных образований составляет 142." заменить словами "один городской округ, 4 муниципальных округа и 17 муниципальных районов, в состав которых входят 17 городских поселений и 81 сельское поселение. Общее число муниципальных образований составляет 120.";


2) в разделе 2:


а) в абзаце двадцатом подраздела 2.1 слова "превысит 800 тыс. человек" заменить словами "превысит 1100 тыс. человек";


б) подраздел 2.2 изложить в следующей редакции:



"2.2. Приоритетные направления социально-экономического развития Новгородской области

2.2.1. Демография


Стратегической целью реализации государственной политики в области демографии будет являться устойчивый прирост населения области, при этом к 2025 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни достигнет 67 лет для граждан.


За 2012 - 2016 годы естественная убыль населения в среднем составила 3,5 тыс. человек в год. Население Новгородской области по состоянию на 1 января 2018 года составляла 606,5 тыс. человек (на 1 января 2017 года - 612,8 тыс. человек). За 2017 год численность населения рекордно сократилась на 6,3 тыс. человек. По численности населения Новгородская область занимает 10-е место (из 11 регионов) по Северо-Западному федеральному округу и 70-е место (из 85 регионов) по Российской Федерации.


Проблемами в сфере демографии являются:


низкий уровень рождаемости. За 2015 - 2017 годы родилось на 1084 ребенка меньше, указанная тенденция сохраняется. Основными причинами являются снижение общей численности населения Новгородской области, уменьшение количества женщин репродуктивного возраста. За 2017 год суммарный коэффициент рождаемости в Новгородской области снизился на 10,0 процентов и составил 1,608 (2016 год - 1,776). При этом Северо-Западный федеральный округ занимает 7 место по суммарному коэффициенту рождаемости, его значение составляет 1,523, что ниже среднего по Российской Федерации (1,621);


позднее рождение первого ребенка. Этот показатель отстает от среднероссийского показателя. Средний возраст матери при рождении первого ребенка в Новгородской области приблизился к 29 годам, десять лет назад средний возраст матери составлял 27 лет, в 90-х годах - 25 лет. Наибольшая доля рождений приходится на женщин в возрасте 25 - 33 года - 60,0 процентов от всех рождений. На долю молодых женщин, не достигших двадцатилетнего возраста, приходится 4,0 процента рождений, на молодых женщин в возрасте 20 - 24 года - 17,0 процентов. Необходимо создавать условия для женщин, стимулирующие их к рождению детей в более раннем возрасте;


снижение доходов в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, сложности с поиском подходящей работы в связи с утратой навыков и знаний, а также сложности с решением вопроса по присмотру и уходу за детьми;


высокая смертность населения, тенденция к старению населения Новгородской области. 29,5 процента общей численности населения области - граждане старше трудоспособного возраста. По прогнозам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области при общем уменьшении численности населения области доля лиц старше трудоспособного населения будет увеличиваться в среднем на 0,3 процента в год и составит к 2025 году более 200 тыс. человек. В то же время остается низким уровень вовлеченности граждан старше трудоспособного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом. По итогам 2017 года данный показатель составляет 3,7 процента от численности данной категории населения (5600 человек);


высокая миграционная убыль населения. Динамика миграционных процессов на территории области в 2012 - 2016 годах имела неустойчивый характер. Миграционная убыль наблюдалась в 2012 году (234 чел.) и в 2014 году (385 чел.), миграционный прирост установлен в 2013 году (314 чел.), в 2015 году (439 чел.) и в 2016 году (362 чел.). По итогам 2017 года миграционная убыль составила 1871 человек (прибыло - 23491 человек, выбыло - 25362 человека). Половину (49,6 процента) от числа выбывших за пределы региона составляют лица молодого возраста от 15 до 34 лет. Ограниченное влияние на миграционные потоки оказывает прибытие на территорию региона соотечественников из-за рубежа (в период с 2012 по 2017 годы в область прибыло более 6,5 тысяч переселенцев).


Для реализации стратегической цели по обеспечению устойчивого прироста населения области необходимо реализовать следующие задачи:


1. По повышению рождаемости:


внедрить механизм финансовой поддержки семей при рождении детей в зависимости от очередности рождения, направленный на стимулирование рождаемости детей;


создать эффективную схему маршрутизирования женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, в системе медицинских организаций и организаций социальной защиты;


создать условия для осуществления трудовой занятости женщин с детьми, включая ликвидацию очереди в ясли для детей до трех лет;


внедрить механизм социального контракта для оказания семьям с детьми помощи в выходе из трудной жизненной ситуации.


2. По снижению смертности:


создать систему поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;


сформировать у населения потребность к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;


сформировать у населения потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.


3. По обеспечению миграционного прироста:


создать условия для переселения в Новгородскую область на постоянное место жительства граждан из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа;


уменьшить отток населения области, создав комфортные условия для проживания и трудовой деятельности.


Достижение указанных результатов будут обеспечивать пять проектных инициатив:


"Финансовая поддержка семей при рождении детей";


"Содействие занятости";


"Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения";


"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, в Новгородской области";


"Улучшение миграционной ситуации на территории Новгородской области".


Проектная инициатива "Финансовая поддержка семей при рождении детей" включает в себя региональную составляющую федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", приоритетный региональный проект "Сохраняя жизни", приоритетный региональный проект "Формула успеха моей семьи" и направлена на минимизацию последствий изменения материального положения семей в связи с рождением детей и осуществление долгосрочного планирования личных финансов на всех этапах жизнедеятельности семьи, связанных с рождением детей.


Проектная инициатива "Финансовая поддержка семей при рождении детей" будет реализовываться через следующие меры социальной поддержки:


предоставление семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума ребенка, устанавливаемой ежегодно областным законом;


предоставление семьям ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;


предоставление семьям единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей;


предоставление семьям регионального капитала при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 29 лет на улучшение жилищных условий;


предоставление нуждающимся семьям и семьям с детьми-инвалидами компенсационной выплаты в виде частичной компенсации расходов на питание (завтраки, обеды) обучающимся в муниципальной общеобразовательной организации, в том числе на дому;


предоставление нуждающимся семьям компенсационной выплаты в виде компенсации расходов на приобретение одежды, обуви, школьных ранцев (портфелей, рюкзаков, сумок), для обучающихся в муниципальной или государственной общеобразовательной организации, в том числе на дому (за исключением организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без родителей), необходимых обучающимся к началу учебного года.


По итогам реализации региональной составляющей федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей":


количество семей, в которых родился первый ребенок и которым оказана финансовая поддержка, к 2022 году составит не менее 4100 семей в год (100,0 процентов нуждающихся или 60,0 процентов от общего числа семей с первым ребенком), к 2025 году составит не менее 4300 семей в год (100,0 процентов нуждающихся или 63,0 процента от общего числа семей с первым ребенком). В 2018 году получили выплату 1041 семья (100,0 процентов нуждающихся или 50,0 процентов от общего числа семей с первым ребенком);


количество семей, в которых родился третий и последующий ребенок и которым оказана финансовая поддержка, к 2022 году составит не менее 3776 семей в год (100,0 процентов нуждающихся или 90,0 процентов от общего числа семей, в которых родился третий и последующий ребенок), к 2025 году - не менее 4200 семей в год (100,0 процентов нуждающихся или 92,0 процента от общего числа семей, в которых родился третий и последующий ребенок). В 2018 году получили выплату 4222 семьи (100,0 процентов нуждающихся или 83,0 процента от общего числа семей, в которых родился третий и последующий ребенок).


В целях повышения информированности семей о мерах социальной поддержки в 2021 году будет обеспечен доступ населения к информационной системе "Социальный паспорт Новгородской области", содержащей информацию обо всех мерах поддержки, предоставляемых на территории Новгородской области. Информационная система будет доступна в качестве мобильного приложения, а также информационного портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


В целях улучшения положения семей с детьми продолжится развитие системы социального обслуживания, внедрение новых форм работы, в том числе выездных. Для этого активизируется сотрудничество с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будет реализовано не менее двух комплексов мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. За счет привлеченных средств будет приобретено современное реабилитационное оборудование, повышена компетенция специалистов, что позволит улучшить качество предоставления социальных услуг.


В результате к 2022 году:


удельный вес безнадзорных детей составит 0,15 процента;


удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания, составит не менее 90,0 процентов;


доля семей, получивших социальные услуги, от обратившихся составит 100,0 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»