Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2016-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 августа 2016 года N 230 (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 5 августа, N 0500201608050002).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 2016-2020 ГОДЫ"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2016-2020 годы" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА НА 2016-2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 2016-2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан | |
Участники Программы | - | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан; Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан; Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан; Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан | |
Цели Программы | - | создание условий для устойчивого и динамичного функционирования рыбного хозяйства республики; обеспечение перехода к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий; обеспечение конкурентоспособности дагестанской рыбной продукции на региональном и общероссийском рынках | |
Задачи Программы | - | обеспечение населения безопасной рыбной продукцией; повышение уровня рентабельности в рыбохозяйственном комплексе; восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, в том числе путем воспроизводства водных биологических ресурсов и стимулирования развития аквакультуры; восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы осетровых видов рыб в акватории Каспийского моря; развитие научно-технического потенциала рыбохозяйственного комплекса республики; стимулирование модернизации основных производственных фондов в рыбохозяйственном комплексе; создание благоприятных условий для развития предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности отрасли; инфраструктурное обеспечение инновационного развития рыбохозяйственного комплекса; повышение занятости и уровня жизни населения республики; создание условий для повышения эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | реализация Программы будет осуществляться в 2016-2020 годах; этапы реализации Программы не предусматриваются | |
Перечень подпрограмм | - | отсутствует | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, тыс. тонн; объем производства продукции товарной аквакультуры, тыс. тонн; объем выпуска водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения, млн. шт.; объем производства продуктов рыбных, переработанных и консервированных, тыс. тонн; среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции населением Республики Дагестан, кг; среднемесячная номинальная заработная плата по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", руб.; объем налоговых платежей по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", млн. руб.; количество новых рабочих мест, ед.; численность занятых по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", чел.; площадь мелиорируемых участков рыбохозяйственного значения, га | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы за весь период реализации составляет 5194735,80 тыс. руб. (в текущих ценах), в том числе: 2016 год - 1005960,00 тыс. рублей; 2017 год - 1190200,00 тыс. рублей; 2018 год - 863376,80 тыс. рублей; 2019 год - 866560,00 тыс. рублей; 2020 год - 1022335,00 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 178619,70 тыс. руб., в том числе: 2016 год - 52642,00 тыс. рублей; 2017 год - 72200,00 тыс. рублей; 2018 год - 1442,70 тыс. рублей; 2019 год - 0,00 тыс. рублей; 2020 год - 52335,00 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 239816,10 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 30318,00 тыс. рублей; 2017 год - 46000,00 тыс. рублей; 2018 год - 51034,10 тыс. рублей; 2019 год - 52560,00 тыс. рублей; 2020 год - 58000,00 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 4776300,00 тыс. руб., в том числе: 2016 год - 923000,00 тыс. рублей; 2017 год - 1072000,00 тыс. рублей; 2018 год - 810900,00 тыс. рублей; 2019 год - 814000,00 тыс. рублей; 2020 год - 912000,00 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | доведение объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 7,5 тыс. тонн; доведение: объемов производства продукции товарной аквакультуры до 5,0 тыс. тонн; обеспечение выпуска до 260 млн. шт. мальков в водные объекты рыбохозяйственного значения; доведение объемов произведенной рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных до 2,5 тыс. тонн; обеспечение среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов населением республики на уровне 21,5 кг; доведение: уровня среднемесячной номинальной заработной платы по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство" до 21,5 тыс. руб.; увеличение объемов налоговых платежей по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство" до 18,0 млн. руб.; создание 380 новых рабочих мест; увеличение площадей мелиорируемых участков рыбохозяйственного значения до 12 тыс. га |
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Рыбная отрасль Республики Дагестан является одним из важных секторов экономики, включающим в себя несколько направлений деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в республике и за ее пределами. Рыбохозяйственный комплекс республики представлен рыбодобывающими, рыбоводными, рыбоперерабатывающими предприятиями, портовым хозяйством и заводами по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Республика Дагестан по своим природно-климатическим условиям является наиболее благоприятным для развития рыбной отрасли регионом Российской Федерации. Наличие хорошо; развитой гидрографической сети и обширных малопродуктивных, но вполне подходящих для рыбохозяйственных целей земельных угодий, изначально является залогом успешного развития данного направления.
Анализ современного состояния рыбного хозяйства Республики Дагестан указывает на наличие ряда проблем объективного и субъективного характера, препятствующих его эффективному развитию, и решение которых позволит в краткосрочной перспективе кардинально улучшить ситуацию в отрасли.
Так, крайне медленно реализуются меры, направленные на восстановление добычи рыбы в море и повышение объемов производства товарной аквакультуры, продолжает оставаться высокой доля теневой экономики отрасли, в связи с чем показатели развития все еще продолжают оставаться на низком уровне.
Рост объемов выращивания товарной: рыбы в основном обеспечен за счет вынужденного использования большинством прудовых хозяйств методов низкозатратного, экстенсивного рыбоводства. Режим экономии заставил многие хозяйства отказаться от использования интенсивной технологии, приспособив методы выращивания рыбы к реально сложившимся экономическим возможностям конкретных хозяйств.
В настоящее время из имеющихся 12 тыс. га прудового фонда задействовано чуть более 4 тыс., практически не используются водохранилища объектов гидрогенерации общей площадью около 7 тыс. га и многие другие водные объекты на территории республики.
Объемы мелиоративных работ на водных объектах рыбохозяйственного значения, а также в магистральных и внутрихозяйственных каналах значительно ниже требуемого уровня и не приводят к существенному улучшению среды обитания водных биологических ресурсов, восстановлению их запасов и росту показателей товарного рыбоводства.
Неиспользуемые резервы морского промысла водных биологических ресурсов, по данным рыбохозяйственной науки, составляют более 100 тыс. тонн, при том, что фактический вылов составляет лишь 4,6 тыс. тонн.
При этом на сегодняшний день в республике практически отсутствует малотоннажный рыбопромысловый флот, слабо развита береговая инфраструктура. Усугубляет ситуацию сохраняющаяся тенденция роста цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы и прочие ресурсы производственного потребления, высокая финансоемкость отрасли и низкие темпы обновления основных фондов.
Кроме перечисленных выше, факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются:
низкий уровень научного и материально-технического обеспечения отрасли;
отсутствие современных логистических центров;
зарегулированность русел рек;
недостаточный уровень государственной поддержки отрасли;
разрыв межхозяйственных и межотраслевых связей;
высокая стоимость кормов и технологического оборудования;
проблемы с кредитованием предприятий.
На сегодняшний день потребление рыбы и рыбной продукции на душу населения в республике составляет 19,2 кг в год, тогда как по медицинским нормам данный показатель должен составлять 20-22 килограмма. В связи с этим, а также с учетом введения экономических санкций против России, связанных с ограничением ввоза сельскохозяйственной продукции в страну, особенно остро стоит вопрос обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения.
Сложившаяся ситуация указывает на необходимость активного развития товарного, прибрежного и спортивно-любительского рыболовства, модернизации существующих и строительства новых объектов переработки рыбы, совершенствования и внедрения новых механизмов управления в отрасли, рационального и эффективного использования водных биологических ресурсов, сохранения и создания устойчивого ресурно-сырьевого потенциала естественных и искусственных водоемов.
Решение указанных задач, в конечном итоге, позволит обеспечить потребности населения в качественной рыбной продукции и в требуемом объеме.
При этом в аквакультуре основной упор целесообразно сделать на развитие форелеводства в горных районах республики и выращивание растительноядных, карповых и осетровых видов рыб в равнинных районах.
Характер и сложность существующих в отрасли проблем определяют необходимость их комплексного решения на республиканском уровне программно-целевым методом.
Программа предусматривает системней подход к реализации конкретных приоритетных направлений развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, определяет цели, задачи и направления развития отрасли, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий с отражением показателей их результативности.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере развития рыбохозяйственного комплекса
Программа предусматривает комплексное развитие основных направлений рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан.
Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса республики:
восстановление рыбопромыслового флота республики. Программой предусмотрено участие лизингодателя, задача которого заключается в приобретении и передаче маломерных рыбопромысловых судов на условиях лизинга с использованием средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направленных на его капитализацию;
формирование и реализация механизма эффективного управления водными биологическими ресурсами;
развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
развитие аквакультуры;
приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;
модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки;
эффективное использование рыбохозяйственного потенциала республики;
обеспечение качества и безопасности рыбы и рыбной продукции, среды обитания водных биологических ресурсов;
обеспечение внедрения инновационных технологий рыболовства и рыбоводства;
наращивание производства конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
стимулирование развития интеграции в сфере производства, переработки и реализации рыбной продукции;
развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка рыбной продукции.