В целях актуализации и повышения эффективности реализации государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 528-пп, и в соответствии с законом Белгородской области от 19 декабря 2018 года N 337 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Белгородской области постановляет:
- в заголовке к тексту постановления, в пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;
- государственную программу Белгородской области "Развитие образования Белгородской области" (далее - Программа), утвержденную в пункте 1 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
- в пункте 3 постановления слова "Жданов В.Н." заменить словами "Перцев В.Н.", слова "Полуянова Н.В." заменить словами "Тишина Е.Г.", слова "Курганский С.И." заменить словами "Курганский К.С.";
- в пункте 4 постановления слова "муниципальные программы на 2014 - 2020 годы" заменить словами "муниципальные программы развития образования, разработанные с учетом положений Программы";
- в пункте 6 постановления слова "Полуянова Н.В." заменить словами "Тишина Е.Г.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
N п/п | Наименование государственной программы: "Развитие образования Белгородской области" (далее - государственная программа) | |
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент образования Белгородской области |
2 | Соисполнители государственной программы | Департамент образования Белгородской области |
3 | Участники государственной программы | Департамент образования Белгородской области; управление культуры Белгородской области; управление социальной защиты населения Белгородской области; департамент строительства и транспорта Белгородской области; департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области; Администрация Губернатора Белгородской области |
4 | Подпрограммы государственной программы | 1. Подпрограмма "Развитие дошкольного образования". 2. Подпрограмма "Развитие общего образования". 3. Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей". 4. Подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования". 5. Подпрограмма "Государственная политика в сфере образования". 6. Подпрограмма "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Белгородской области" |
5 | Цель (цели) государственной программы | Создание условий для комплексного развития системы образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития Белгородской области |
6 | Задачи государственной программы | 1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в Белгородской области. 2. Повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным требованиям общества. 3. Развитие региональной системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. 4. Обеспечение надежной и актуальной информацией руководителей и работников системы образования для принятия решений, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование региональной системы оценки качества образования. 5. Обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий государственной программы в соответствии с установленными сроками и этапами. 6. Обеспечение и создание условий полноценного и безопасного отдыха и оздоровления детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (организациях), в возрасте до 18 лет |
7 | Сроки и этапы реализации государственной программы | Реализация государственной программы осуществляется в 2 этапа: 1 этап - 2014 - 2020 годы; 2 этап - 2021 - 2025 годы |
8 | Объем бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников | Планируемый общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет всех источников финансирования составит 203295100,01751 тыс. рублей. Объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств областного бюджета составит 192974686,82 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 11822511,337 тыс. рублей; 2015 год - 13295399,633 тыс. рублей; 2016 год - 13879379,600 тыс. рублей; 2017 год - 14553087,400 тыс. рублей; 2018 год - 14399227,800 тыс. рублей; 2019 год - 16002701,400 тыс. рублей; 2020 год - 16917881,100 тыс. рублей; 2021 год - 17788981,300 тыс. рублей; 2022 год - 18501418,500 тыс. рублей; 2023 год - 18588726,840 тыс. рублей; 2024 год - 18684617,070 тыс. рублей; 2025 год - 18540754,840 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств федерального бюджета составит 4684717,74751 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств консолидированных бюджетов муниципальных образований - 4827026,050 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет иных источников составит 808669,400 тыс. рублей |
9 | Конечные результаты государственной программы | 1. Доля детей, зарегистрированных на получение услуг дошкольного образования и не обеспеченных данными услугами, в общей численности детей дошкольного возраста - 0 процентов в 2025 году. 2. Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций - 100 процентов в 2025 году. 3. Удельный вес обучающихся в современных условиях от общего числа учащихся (создано от 80 до 100 процентов современных условий) - 100 процентов в 2025 году. 4. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования - 64,5 процента в 2025 году. 5. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, - 94,3 процента в 2025 году. 6. Количество уровней образования, на которых внедрена система оценки качества образования, - 4 в 2025 году. 7. Доля расположенных на территории Белгородской области и реализующих общеобразовательные программы организаций, в которых проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, - 100 процентов в 2025 году. 8. Уровень ежегодного достижения показателей государственной программы и ее подпрограмм - 95 процентов в 2025 году. 9. Доля детей, получивших выраженный оздоровительный эффект, в общем количестве оздоровленных - 88,6 процента в 2025 году |
Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, определено, что стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений реализации стратегической цели является развитие системы образования области.
На сегодняшний день в Белгородской области функционируют 1105 образовательных учреждений, удовлетворяющих запросы граждан на образование.
Современная система дошкольного образования Белгородской области представлена многомодельной сетью из 679 организаций различных правовых форм и форм собственности, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, из них детских садов - 473. Кроме того, на базе дошкольных образовательных организаций функционируют 292 консультационных центра, в том числе 32 центра игровой поддержки и 14 консультационных центров "Лекотека", 51 негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей оказывают услуги по развитию дошкольников в режиме полного дня, присмотра и ухода за ними. Всего разными видами услуг в системе дошкольного образования региона охвачены 72890 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 69,5 процента от их общего количества. Из них дошкольным образованием охвачено 71997 детей, что составляет 68,6 процента. В Белгородской области за период с 2008 по 2017 годы дополнительно к имеющимся было создано 24133 дошкольных места, в том числе 18612 мест полного дня, 3057 мест кратковременного пребывания и 2464 места в негосударственном секторе дошкольного образования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в 2016 году в Белгородской области обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В Белгородской области реализуются мероприятия по развитию альтернативных, в том числе негосударственных, форм дошкольного образования. На уровне региона осуществляется нормативно-правовая, консультативная и методическая поддержка субъектов негосударственного сектора, оказывающих услуги по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста. Численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, присмотра и ухода, по состоянию на 1 ноября 2018 года составляет 2071 ребенок.
Создание условий для получения гражданами Белгородской области общего образования осуществляется с учетом демографической ситуации, территориальной доступности и образовательных потребностей детей и подростков. На фоне снижения общей численности населения региона в период с 2007 года по 2013 год имела место устойчивая тенденция сокращения контингента обучающихся школ, особенно в сельской местности, со 156 до 139 тыс. детей и подростков соответственно, что спровоцировало снижение количества общеобразовательных организаций на 21,6 процента.
На начало 2018 - 2019 учебного года региональная сеть общеобразовательных организаций представлена 551 организацией, в том числе 534 муниципальными общеобразовательными организациями, 3 коррекционными школами, 3 вечерними сменными школами при исправительных учреждениях, 4 специализированными школами-интернатами для детей с повышенными образовательными потребностями, 7 школами-интернатами для детей с ограниченными возможностями здоровья, 4 общеобразовательными организациями негосударственной формы собственности.
Совершенствуется материально-техническая база школ. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций по итогам 2017 года составила 89 процентов.
Образовательное пространство Белгородской области включает в себя многовариантную сеть организаций дополнительного образования детей (91 организация), которая на протяжении многих лет характеризуется структурной стабильностью. Сохранен основной ее принцип - доступность дополнительных образовательных услуг, являющихся в основе своей бесплатными. 110000 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (около 62 процентов от общего числа детей данной возрастной категории) осваивают дополнительные образовательные программы художественно-эстетической, эколого-биологической, технической и спортивно-технической, спортивной, туристско-краеведческой и иных направленностей.
В целях повышения качества дошкольного образования в период 2014 - 2016 годов реализован План действий ("дорожная карта") по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях Белгородской области.
Кроме того, в целях обновления содержания дошкольного образования в соответствии с основными направлениями Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы разработана и реализуется "дорожная карта" обновления содержания дошкольного образования Белгородской области на 2015 - 2020 годы, основными направлениями которой являются:
- физическое развитие и здоровьесбережение дошкольников в образовательных организациях;
- диагностика и сопровождение, адаптивные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма;
- осуществление преемственности в реализации ФГОС дошкольного образования и начального общего образования;
- реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей;
- развитие творческих способностей у дошкольников.
На современном этапе основные результаты работы по данным направлениям выражены следующими показателями:
- парциальные программы по физическому развитию осваивают 36684 ребенка (52,7 процента от их общей численности), порядка 5000 детей в 114 дошкольных образовательных учреждениях посещают спортивные секции;
- в результате реализации в дошкольных образовательных организациях современных программ по физическому воспитанию детей, планов профилактических мероприятий по итогам 2017 года на 14 процентов снизился уровень заболеваемости воспитанников по сравнению с показателями 2009 года и составил 9,2 дня пропуска одним ребенком по болезни;
- более 6000 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья получают специализированную помощь;
- парциальные программы духовно-нравственной и патриотической направленности осваивают 62410 воспитанников (89,7 процента от их общей численности);
- 97,2 процента дошкольников охвачены предшкольной подготовкой (с учетом наполняемости групп кратковременного пребывания, созданных на базе организаций общего, дошкольного и дополнительного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения);
- в 2018 - 2019 учебном году услугами дошкольного образования, присмотра, ухода и поддержки раннего развития охвачено 15324 ребенка раннего возраста, что составляет 30,6 процента от общей численности детского населения данной возрастной категории;
- 7813 воспитанников дошкольных образовательных учреждений (11,2 процента от их общей численности) изучают английский язык;
- 42 дошкольных образовательных учреждения 9 муниципальных образований области являются участниками инновационной деятельности регионального уровня.
В образовательных организациях реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях православной культуры, повышается статус классного руководителя, педагога-воспитателя. Развивается социально-педагогическая и психологическая служба образовательных учреждений, совершенствуется механизм их деятельности. Основной акцент в воспитательной работе сделан на профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное воспитание.
Качество общего образования школьников в регионе традиционно оценивается на внутреннем и внешнем уровнях.
В 2018 году 546 общеобразовательных организаций Белгородской области приняли участие в проведении Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) в 4-х, 5-х, 6-х и 11-х (10-х) классах. В ВПР приняли участие обучающиеся 4-х и 5-х классов всех общеобразовательных организаций (далее - ОО) области, в которых имеются данные классы. Все обучающиеся 6-х классов ОО области писали ВПР по математике, биологии, русскому языку и истории. Решение об участии 6-х классов в ВПР по предметам "География" и "Обществознание" принимала сама ОО.
Учащиеся 10-х классов школ Белгородской области писали ВПР по географии, при условии, что изучение данного предмета заканчивается в 10-м классе.