(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)
Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется следующими полномочиями:
координация и контроль деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
методологическое обеспечение пространственного развития;
мониторинг и оценка реализации Стратегии;
обобщение и продвижение лучших практик реализации проектов развития территорий;
формирование и обеспечение функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.
Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий осуществляется в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), национальных и федеральных проектов Российской Федерации, в том числе с использованием инструментов поддержки развития инфраструктуры, определенных Правительством Российской Федерации.
Процедура отбора проектов, предлагаемых к включению в комплексный план, должна учитывать параметры долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части отраслевых и региональных прогнозов, прогнозов пассажиро- и грузопотоков по транспортной сети Российской Федерации, результаты анализа социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта.
В целях обеспечения синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов транспортной инфраструктуры регионального и местного значения Правительство Российской Федерации определяет соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и порядок координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по утверждению (корректировке) субъектами Российской Федерации комплексных планов развития инфраструктуры регионального значения.
В целях обязательного включения мероприятий комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в инвестиционные программы субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок согласования и утверждения инвестиционных программ (планов) субъектов естественных монополий, предусматривающий в том числе участие в таком согласовании исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 2877-р. - См. предыдущую редакцию)
Реализация Стратегии потребует от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти уточнения порядков планирования размещения новых или модернизации существующих объектов отраслей социальной сферы с учетом потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры.
В целях обеспечения создания, развития и обновления систем пространственных данных, создания комплексной основы для повышения эффективности использования и оборота земельных ресурсов и обеспечения гарантий прав на недвижимость необходимо создать национальную систему пространственных данных, которая включает мероприятия по созданию единой цифровой платформы пространственных данных, а также мероприятия, направленные на повышение капитализации территории страны.
Для достижения целей и реализации задач пространственного развития, определенных в Стратегии, с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации исполнительными органами субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 2877-р. - См. предыдущую редакцию)
Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли крупных и крупнейших городских агломераций в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий в целях комплексного развития соответствующих территорий.
Кроме того, стимулирование инфраструктурного развития регионов и наращивание экономического потенциала их территорий может осуществляться посредством применения следующих механизмов:
предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры, инвестиции в общественный транспорт, с учетом результатов проводимой ими ранее долговой политики;
использование облигаций специализированных обществ проектного финансирования для целей финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве;
реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом в целях высвобождения средств на поддержку развития инфраструктуры, в частности объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, необходимых для реализации нового инвестиционного проекта;
разработка и реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях создания дополнительного стимула к развитию потенциала ряда субъектов Российской Федерации и снижения межрегиональной дифференциации.
Механизмами реализации Стратегии являются в том числе государственные программы Российской Федерации.
В рамках реализации Стратегии предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции с учетом параметров демографического прогноза Российской Федерации, в том числе по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям:
за счет организационной и финансовой поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья;
за счет содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Предусмотренное Стратегией стимулирование развития перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации будет осуществляться посредством: