ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2022 года N 1704-р
[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р]
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст.702; N 36, ст.5082; 2021, N 13, ст.2304; N 52, ст.9215).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
1. В разделе I:
а) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"городская агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;";
б) абзац девятый после слов "населенный пункт," дополнить словами "расположенный вне границ городских агломераций,".
2. В абзаце втором раздела II слова "около 40 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "более 40 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также городских агломераций".
3. В разделе III:
а) в абзаце восьмом слова "в большинстве крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "в крупных городских агломерациях, крупнейших городских агломерациях и городских агломерациях";
б) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"низкая транспортная доступность сельских территорий;";
в) в абзаце тринадцатом слова "развитие крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "развитие крупных городских агломераций, крупнейших городских агломераций и городских агломераций".
4. В разделе IV:
а) в абзаце третьем слово "ликвидация" заменить словом "преодоление";
б) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"за счет улучшения транспортной доступности сельских территорий;";
в) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"за счет совершенствования территориальной системы организации оказания услуг социальной сферы, обеспечивающей ее оптимальную доступность с учетом современных технологий предоставления услуг;";
г) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции: "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации:";
д) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении N 4, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе;
за счет углубления сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, а также развития многостороннего сотрудничества в рамках большого евразийского партнерства;
создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научным оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;
обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата;";
е) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"обеспечение транспортной доступности, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста.".
5. В разделе VI:
а) в абзаце втором слово "ликвидация" заменить словом "преодоление";
б) абзац четвертый дополнить словами "и сбалансированного пространственного развития за счет обеспечения социально-экономического развития городских агломераций, малых и средних городов, а также сельских территорий с целью снижения концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях";
в) абзац шестой после слов "субъектами Российской Федерации," дополнить словами "в том числе городскими агломерациями,";
г) в абзаце одиннадцатом слова "в том числе строительства участков высокоскоростных магистралей Москва - Казань и Екатеринбург - Челябинск" заменить словами "в том числе строительства участков высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва - Казань";
д) абзац двадцать первый дополнить словами ", а также обеспечения транспортной доступности и улучшения транспортного обслуживания сельских территорий";
е) абзац пятьдесят пятый изложить в следующей редакции:
"содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов, в первую очередь опорных населенных пунктов, как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отрасли социальной сферы, торгового и бытового обслуживания населения, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационные услуги, услуги в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и другие);";
ж) абзац шестьдесят пятый изложить в следующей редакции:
"на малонаселенных территориях - формирование на базе опорных населенных пунктов базовой социальной инфраструктуры, а также использование населением выездных (мобильных) форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания;";
з) после абзаца семьдесят третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, развития минерально-сырьевой базы;";
и) абзац семьдесят седьмой после слов "координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" дополнить словами ", в том числе";
к) абзац девяносто первый изложить в следующей редакции:
"за счет содействия кооперации научных организаций и образовательных организаций высшего образования с бизнесом, в том числе в результате формирования не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, объединяющих ведущие в Российской Федерации образовательные организации высшего образования и научные организации, научных центров (в том числе математических и геномных), центров компетенций Национальной технологической инициативы, инновационных научно-технологических центров, а также создания и развития передовой исследовательской и инновационной инфраструктуры центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок (в том числе уникальных научных установок класса "мегасайенс");";
л) после абзаца сто сорокового дополнить абзацем следующего содержания:
"решение экологических проблем и рациональное использование природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации.".
6. В разделе VII:
а) в абзаце втором слова "на 2019-2024 годы" заменить словами "на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"Реализация мер по социально-экономическому развитию территорий, повышение доступности услуг отраслей социальной сферы, в том числе за счет развития современных способов оказания услуг, улучшения транспортной доступности и положительных изменений в территориальной организации оказания услуг социальной сферы, а также повышение связанности центров экономического роста с малыми и средними городами, сельскими территориями, расположенными за пределами городских агломераций, будут способствовать сохранению и развитию человеческого капитала.".
7. Раздел VIII изложить в следующей редакции:
"VIII. Механизмы реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется следующими полномочиями:
координация и контроль деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
методологическое обеспечение пространственного развития;
мониторинг и оценка реализации Стратегии;
обобщение и продвижение лучших практик реализации проектов развития территорий;
формирование и обеспечение функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.
Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий осуществляется в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), национальных и федеральных проектов Российской Федерации, в том числе с использованием инструментов поддержки развития инфраструктуры, определенных Правительством Российской Федерации.
Процедура отбора проектов, предлагаемых к включению в комплексный план, должна учитывать параметры долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части отраслевых и региональных прогнозов, прогнозов пассажиро- и грузопотоков по транспортной сети Российской Федерации, результаты анализа социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта.
В целях обеспечения синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов транспортной инфраструктуры регионального и местного значения Правительство Российской Федерации определяет соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и порядок координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по утверждению (корректировке) субъектами Российской Федерации комплексных планов развития инфраструктуры регионального значения.
В целях обязательного включения мероприятий комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в инвестиционные программы субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок согласования и утверждения инвестиционных программ (планов) субъектов естественных монополий, предусматривающий в том числе участие в таком согласовании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Стратегии потребует от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти уточнения порядков планирования размещения новых или модернизации существующих объектов отраслей социальной сферы с учетом потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры.
В целях обеспечения создания, развития и обновления систем пространственных данных, создания комплексной основы для повышения эффективности использования и оборота земельных ресурсов и обеспечения гарантий прав на недвижимость необходимо создать национальную систему пространственных данных, которая включает мероприятия по созданию единой цифровой платформы пространственных данных, а также мероприятия, направленные на повышение капитализации территории страны.
Для достижения целей и реализации задач пространственного развития, определенных в Стратегии, с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития.
Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли крупных и крупнейших городских агломераций в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий в целях комплексного развития соответствующих территорий.
Кроме того, стимулирование инфраструктурного развития регионов и наращивание экономического потенциала их территорий может осуществляться посредством применения следующих механизмов:
предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры, инвестиции в общественный транспорт, с учетом результатов проводимой ими ранее долговой политики;
использование облигаций специализированных обществ проектного финансирования для целей финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве;
реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом в целях высвобождения средств на поддержку развития инфраструктуры, в частности объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, необходимых для реализации нового инвестиционного проекта;
разработка и реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях создания дополнительного стимула к развитию потенциала ряда субъектов Российской Федерации и снижения межрегиональной дифференциации.