ПРИКАЗ
от 20 сентября 2018 года N 486
(с изменениями на 10 сентября 2021 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минцифры России от 18 января 2023 года N 21
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минцифры России от 10 сентября 2021 года N 946.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст.5068)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - методические рекомендации).
2. Заместителю Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В.Соколову организовать взаимодействие с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с целью доведения методических рекомендаций до государственных компаний, а также в целях обеспечения мониторинга за ходом перехода государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, с учетом методических рекомендаций.
Министр
К.Ю.Носков
Методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения
(с изменениями на 10 сентября 2021 года)
1. Настоящие методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, (далее - методические рекомендации) разработаны в целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (далее соответственно - распоряжение, План перехода), а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N АД-П10-2209, от 26 июня 2018 г. N МА-П10-3673.
2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи государственным компаниям при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
3. Под государственными компаниями в рамках настоящих методических рекомендаций понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации) (далее - государственные компании), в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 156. - См. предыдущую редакцию)
акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации), в том числе акционерные общества, включенные в приложение 1 специального перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 года N 91-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст.377), в уставных капиталах которых доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерние организации, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50 процентов;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 156. - См. предыдущую редакцию)
федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные предприятия (далее - государственное предприятие);
федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия (далее - казенное предприятие);
бюджетные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
государственные корпорации;
иные хозяйственные общества, а также их дочерние общества, в том числе созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации под программным обеспечением, происходящим из Российской Федерации, (далее - отечественное программное обеспечение) понимаются программы для электронных вычислительных машин или базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения).
________________
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст.6600).
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации под программным обеспечением, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, (далее - евразийское программное обеспечение) понимаются программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - единый реестр евразийского программного обеспечения).
________________
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст.6600).
6. В соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
________________
Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).
Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
________________
Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).
7. Офисное программное обеспечение обеспечивает работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа (далее - автоматизированное рабочее место пользователей) и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании.
________________
Пункт 4 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062).
8. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется осуществлять в отношении классов программ для электронных вычислительных машин и баз данных, перечень которых установлен приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минцифры России от 10 сентября 2021 года N 946. - См. предыдущую редакцию)
9. Пункт исключен - приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 156. - См. предыдущую редакцию.
10. Пункт исключен - приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 156. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Пункты 11-40 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 9-38 настоящей редакции - приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 156.
____________________________________________________________________
9. При переходе государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых государственными компаниями и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения (далее - программное обеспечение, происходящее из иностранных государств; иностранное программное обеспечение), на отечественное программное обеспечение, в том числе отечественное офисное программное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учетом установленных запретов и (или) ограничений на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также в части касающейся с учетом законодательства Российской Федерации, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (Собрание законодательства РФ, 26.09.2016, N 39, ст.5649).
При этом допускается при переходе на использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, использование евразийского программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр евразийского программного обеспечения.
10. В целях организации эффективного перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется определить уполномоченное должностное лицо государственной компании, занимающего должность не ниже заместителя руководителя исполнительного органа государственной компании (заместителя руководителя государственной компании), ответственного за реализацию мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, а также за достижение установленных государственной компанией целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - ответственное должностное лицо).
11. Государственным компаниям рекомендуется внести изменения в программы, планы развития и деятельности компании на краткосрочный, среднесрочный период и на долгосрочную перспективу, в том числе в долгосрочную программу развития, программу инновационного развития, и иные документы, предусматривающие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
12. Переход государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062) (далее - Дополнительные требования), а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к соответствующим классам (типам) программного обеспечения, в том числе требованиям в сфере обеспечения информационной безопасности.
13. При наличии технической возможности с учетом архитектурных особенностей функционирования прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственными компаниями, а также наличии нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оказания государственным компаниям "облачных" услуг, в том числе услуг по предоставлению программного обеспечения по "облачной" технологии, предоставление отечественного программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
По решению государственной компании для предоставления программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может быть использована иная внешняя программно-аппаратная и телекоммуникационная инфраструктура, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации, о защите персональных данных и о связи, а также обеспечивающая предоставление пользователям программного обеспечения с применением "облачной" технологии.
14. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять в отношении:
а) иностранного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, ранее установленного и используемого государственными компаниями в результате приобретения права (либо продления срока действия права) на использование такого программного обеспечения независимо от вида договора и (или) соглашения на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, предустановленного производителем программного обеспечения, производителем офисного программного обеспечения и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, используемых государственными компаниями, и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, используемого государственными компаниями в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в государственных компаниях программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (далее - инфраструктура центра обработки данных, услуги центра обработки данных по предоставлению программного обеспечения), и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует программное обеспечение, в том числе офисное программное обеспечение;