Изменение 3/2018 ОКОПФ
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
ОК 028-2012
Дата введения 2019-01-01
ПРИНЯТО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.10.2018 N 781-ст
Аббревиатура рубрики | Содержание |
ИСПРАВИТЬ | |
ИР | После абзаца "Приложение Б (справочное)" включить абзац: |
Аббревиатура рубрики | ||||
ИСПРАВИТЬ | ||||
ИР | Перед последним абзацем, начинающимся словами: "Разработку изменений к ОКОПФ и его ведение осуществляет Росстат в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005", включить информацию в следующей редакции: | |||
Код | Наименование | |||
1245.255 | Паевые инвестиционные фонды биржевые денежного рынка | |||
|
Аббревиатура рубрики | Приложение В |
ИСПРАВИТЬ | |
ИР | Дополнить Приложением В: |
"Приложение В
(обязательное)
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.
Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.
Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.
Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики поданным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
Основанием для разработки КИСЭ являются:
а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;
Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:
- Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности* (Москва, 22.10.2001);
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).
1.1 Экономическая территория Российской Федерации - находящаяся под административным управлением Правительства Российской Федерации географическая территория страны, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капитала.
В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, "территориальные анклавы" в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.
1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.
Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.
К резидентам Российской Федерации, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты - граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности "Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей", осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.
1.3 Институциональная единица - хозяйствующая единица, которая обладает правом владеть активами и принимать обязательства и осуществлять операции от своего имени в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Типами институциональных единиц являются:
1) корпорации (включая квазикорпорации) - юридические лица, являющиеся коммерческими организациями:
- нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);
- финансовые корпорации (включая квазикорпорации);
2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения;
3) домашние хозяйства;
4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами:
- нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;
- нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами.
1.4 Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.
Институциональные единицы - резиденты Российской Федерации группируются в пять взаимоисключающих секторов:
- нефинансовые корпорации;
- финансовые корпорации;
- государственное управление;
- домашние хозяйства;
- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).
Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.
1.5 Корпорация
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.
1.6 Квазикорпорация - некорпоративное предприятие, созданное с целью производства товаров, работ и услуг для реализации их на рынке, достаточно независимое от его собственника, располагающее информацией для ведения полного набора счетов (отчетности).
1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.
1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.
1.9 Государственный сектор - совокупность институциональных единиц сектора государственного управления и следующих юридических лиц:
- корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);
- унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).
В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.
1.10 Государственное (муниципальное) учреждение
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
1.11 Домашнее хозяйство - институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров, работ и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров, работ и услуг, осуществляя экономическую деятельность в форме индивидуальных предпринимателей либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.
1.12 Рыночные и нерыночные производители товаров, работ и услуг - производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством, а также производством для собственного использования. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров, работ и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики.
1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.
В состав рыночных производителей включаются хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары, работы и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров, работ и услуг.
На практике для разграничения рыночных и нерыночных производителей во всех секторах, кроме сектора государственного управления, этот принцип реализуется применением "Правила 50 процентов" (см. п.1.13).
Для разграничения рыночного и нерыночного производства государственных (муниципальных) корпоративных и унитарных юридических лиц используются дополнительные критерии, изложенные в пп.2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3.
1.12.2 Нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. К ним могут быть отнесены домашние хозяйства - производители продукции для собственного использования.
1.13 "Правило 50 процентов"
Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящей классификации является соотношение между выручкой от реализации товаров, работ и услуг и затратами на производство товаров, выполнение работ и услуг.