ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2018 года N 23
О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
В соответствии со статьями 84 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет
решил:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза;
план мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (далее - план).
2. Государствам - членам Евразийского экономического союза определить органы государственной власти, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных планом, и представить информацию о них в Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.
3. Государствам - членам Евразийского экономического союза обеспечить направление в Евразийскую экономическую комиссию проектов актов, разработанных в соответствии с планом.
4. Евразийской экономической комиссии осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных планом, и ежегодно информировать о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет.
Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 6 декабря 218 года N 23
Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
1. Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) с учетом положений статьи 79 Договора, Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору) и Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 8 (далее - Концепция).
2. Для целей настоящей Программы используются понятия, которые означают следующее:
"биржевые торги нефтью и нефтепродуктами" - торги нефтью и нефтепродуктами, проводимые в соответствии с правилами проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и направленные на совершение сделок с нефтью и нефтепродуктами на основе заявок, поданных в рамках единого биржевого пространства в торговую систему оператора биржевых торгов;
"доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов" - предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза;
"единое биржевое пространство" - совокупность информационных и технологических отношений между операторами биржевых торгов и участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, связанных с совершением биржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами;
"межгосударственная транспортировка нефти и нефтепродуктов" - перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом от пункта приема, находящегося под юрисдикцией одного государства - члена Евразийского экономического союза, до пункта сдачи (или через него), находящегося под юрисдикцией другого государства - члена Евразийского экономического союза, либо до пункта сдачи (или через него), не находящегося под юрисдикцией государства - члена Евразийского экономического союза, при условии, что такое перемещение осуществляется по территориям не менее 2 государств - членов Евразийского экономического союза;
"пропускная способность" - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе трубопроводов или по ее участку в единицу времени с учетом физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, соответствующих технических норм, свойств и состояния технологического оборудования такой системы или ее участка;
"сбыт нефти и нефтепродуктов" - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на нефть и нефтепродукты;
"технические возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов" - максимально возможное количество нефти и нефтепродуктов, которое может транспортироваться по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов от пункта приема до пункта сдачи за определенный период времени при условии соблюдения технологических режимов с учетом пропускной способности каждого технологического участка системы транспортировки нефти и нефтепродуктов в сутки, физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, а также состояния технологического оборудования такой системы или ее участка;
"торговля нефтью и нефтепродуктами" - предпринимательская деятельность, связанная со сбытом нефти и нефтепродуктов;
"ценовые индикаторы" - цены на нефть и нефтепродукты, рассчитанные на основе цен сделок, совершенных в рамках единого биржевого пространства и (или) на внебиржевых рынках нефти и нефтепродуктов за определенный период времени с использованием методик, утверждаемых государствами - членами Евразийского экономического союза.
Иные понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Договором и Концепцией.
3. Целями настоящей Программы являются:
1) обеспечение готовности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) к участию субъектов рынков нефти и нефтепродуктов государств-членов в общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе создание правовых и экономических условий для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
2) обеспечение создания в государствах-членах условий, необходимых для реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г.
4. Задачами настоящей Программы являются:
1) создание, развитие и повышение эффективности рыночных механизмов торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе с использованием инструментов рыночного ценообразования, биржевых торгов и обеспечением добросовестной конкуренции;
2) создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (с учетом интересов экономик государств-членов), устранение количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение) в торговле нефтью и нефтепродуктами между государствами-членами;
3) обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере для формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза с учетом международных договоров между государствами-членами;
4) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
5) разработка правил функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
6) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль соблюдения участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза запретов в части создания дискриминационных условий, контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
7) обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
8) обеспечение информационного обмена между государствами-членами статистической информацией о добыче, транспортировке, поставке, переработке, сбыте и потреблении нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
9) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;
10) обеспечение соблюдения норм экологической безопасности.
5. В результате реализации настоящей Программы будут сформированы общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов на общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза.
6. В рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будут формироваться единое биржевое пространство, прозрачные биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, будет обеспечен недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также будет определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства.
7. Развитие общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза будет способствовать дальнейшему укреплению международного сотрудничества Союза и государств-членов с участниками мирового рынка энергетических ресурсов, в том числе за счет роста торгового оборота и привлечения иностранных инвестиций.
8. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза приведет к дальнейшему экономическому развитию государств-членов, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров государств-членов на мировом рынке энергетических ресурсов.
9. Реализация мероприятий настоящей Программы осуществляется в соответствии со следующими этапами и сроками:
1) этап I (2018-2021 годы) - создание организационной и методической основы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, гармонизация законодательства государств-членов в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере;
2) этап II (2021-2024 годы) - подготовка и согласование уполномоченными органами государств-членов проекта международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
3) этап III (до 1 января 2025 г.) - вступление в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
10. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) проводит мониторинг выполнения настоящей Программы, по результатам которого ежегодно готовит доклад о ходе формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и предложения о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе предложения о реализации не предусмотренных настоящей Программой мероприятий (включая разработку и принятие актов органов Союза). Указанные предложения направляются в государства-члены для согласования. С учетом согласованных предложений Высший Евразийский экономический совет принимает решение о переходе к очередному этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и определяет содержание этого этапа. Комиссия ежегодно информирует Евразийский межправительственный совет о результатах мониторинга.
11. Комиссия и государства-члены разрабатывают акты по вопросам формирования и функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, применяются акты, регулирующие общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза, а также требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
12. Правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза должны регулировать отношения по купле-продаже (поставке) нефти и нефтепродуктов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе:
1) отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении торговли нефтью и нефтепродуктами, а также отношения между хозяйствующими субъектами государств-членов, возникающие при осуществлении ими торговой деятельности;
2) принципы рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;
3) механизмы мониторинга состояния рынка нефти и нефтепродуктов Союза и осуществления биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
4) правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
5) порядок осуществления перепродажи в третьи страны нефти и нефтепродуктов, приобретенных в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусматривающий недопущение преимуществ, возникающих вследствие разницы ставок вывозных таможенных пошлин государств-членов.
13. Составной частью правил торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза являются правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, в которых в том числе определяются:
1) требования для получения лицензии оператора биржевых торгов и включения в состав единого биржевого пространства;
2) принципы безопасности, надежности систем расчетов и функциональной совместимости операторов биржевых торгов;
3) механизмы взаиморасчетов и клиринга в рамках единого биржевого пространства;
4) необходимость регистрации договоров на внебиржевом рынке;