РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2016 года N 8
О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет
решил:
Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.
Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза
Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического Союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется с учетом:
существующих взаимоотношений и обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;
особенностей функционирования и развития национальных рынков государств-членов;
приоритетного обеспечения внутренних потребителей государств-членов;
законодательства государств-членов;
международного опыта формирования общих энергетических рынков.
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов" - предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов;
"нефть и нефтепродукты" - товары, определенные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;
"общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов;
"оператор биржевых торгов" - юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченными органами государств-членов;
"оператор нефтехранилища и складской инфраструктуры" - юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена;
"оператор системы транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члена" - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена, а также оперативно-диспетчерское управление системой транспортировки нефти и нефтепродуктов;
"потребитель нефти и нефтепродуктов" - юридическое лицо, приобретающее нефть и (или) нефтепродукты для собственных производственных и (или) иных хозяйственных нужд;
"система транспортировки нефти и нефтепродуктов" - совокупность магистральных трубопроводов и транспортных средств других видов транспорта, используемых для транспортировки (перекачки) нефти и (или) нефтепродуктов;
"транзит нефти и нефтепродуктов" - перемещение (перевозка) нефти и нефтепродуктов по территории государства-члена, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами территории этого государства-члена;
"транспортировка нефти и нефтепродуктов" - совершение действий, направленных на перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом, в том числе с использованием трубопроводного транспорта от пункта приема от отправителя до пункта сдачи получателю, включая слив, налив, перевалку на другой вид транспорта, хранение, смешение;
"участник общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза" - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории государства-члена и осуществляющий деятельность в сфере добычи, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, а также потребитель нефти и нефтепродуктов.
Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, понимаются в значениях, приведенных в Договоре.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в целях:
обеспечения устойчивого развития экономик, энергетической и экологической безопасности государств-членов с учетом необходимости приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;
повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов и надежности функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов;
повышения уровня экономической интеграции и конкурентоспособности государств-членов и Союза в целом на мировом рынке.
Задачами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза являются:
создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;
развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза путем создания механизмов биржевой торговли (включая формирование биржевого товарного рынка Союза), определения принципов взаимодействия субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
устранение барьеров входа на биржевой товарный рынок, создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (включая создание электронных биржевых и внебиржевых торговых институтов) при учете в приоритетном порядке интересов экономик государств-членов;
обеспечение информационного обмена между государствами-членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;
повышение прозрачности ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;
рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за нефть и нефтепродукты;
развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, в том числе по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов, а также требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов.
Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется исходя из следующих основных принципов, определенных Договором:
обеспечение рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;
обеспечение развития добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;
отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле нефтью и нефтепродуктами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами;
обеспечение развития коммерческой и транспортной инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;
гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение);
приоритетное обеспечение потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;
унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов;
обеспечение экологической безопасности;
информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
Государства-члены развивают взаимовыгодное сотрудничество по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза также с учетом следующих принципов:
сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов;
соблюдение баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе интересов субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающих недискриминационный доступ к оказываемым ими услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов и надлежащий уровень качества этих услуг для потребителей, а также эффективное функционирование и развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;
тарифообразование на услуги субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством государств-членов;
приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и конкуренции;
повышение открытости информации, характеризующей спрос и предложение на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.
Указанные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза не распространяются на правоотношения, возникающие в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений по вопросам трансграничных трубопроводов.
В состав субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:
участники общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
инфраструктурные организации общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.
В состав инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:
юридические лица, владеющие системами транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищами и складской инфраструктурой на территориях государств-членов;
операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;
операторы нефтехранилищ и складской инфраструктуры;
операторы биржевых торгов, обеспечивающие исполнение договоров, заключенных при осуществлении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, посредством взаимодействия с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры;
прочие организации, обеспечивающие взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов, операторов нефтехранилищ и складской инфраструктуры и операторов биржевых торгов.
Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза направлено на обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.