РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 ноября 2018 года N 2364/р
Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"
(с изменениями на 27 октября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р;
распоряжением ОАО "РЖД" от 27 октября 2022 года N 2788/р.
____________________________________________________________________
С целью улучшения организации ремонтных и строительно-монтажных работ, выполняемых подрядным способом на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД":
2. Признать утратившим силу распоряжение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от 30 августа 2013 г. N 1932р.
Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.А.Краснощек
распоряжением ОАО "РЖД"
от "___" __________ года N _____
Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"
(с изменениями на 27 октября 2022 года)
1.1. Настоящее Положение определяет мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и других пользователей услугами железнодорожного транспорта, сохранности действующих инженерных коммуникаций при производстве строительных и строительно-монтажных работ (далее - работы) на железнодорожных станциях, перегонах, в полосе отвода, за её пределами, охранных зонах железных дорог и охранных зонах производственных объектов, сооружений и устройств ОАО "РЖД", а также порядок получения подразделениями ОАО "РЖД", или подрядными строительными организациями разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог и порядок контроля за их производством.
1.2. При привлечении подрядных строительных организаций для выполнения работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" требования о применении настоящего Положения должны быть включены техническим заказчиком в договоры с указанными организациями.
При выполнении работ по прокладке коммуникаций, устройству примыканий железнодорожных путей общего и не общего пользования и других видов работ, выполняемых по заказам сторонних организаций в границах железных дорог, требования о применении настоящего Положения должны быть включены в технические условия, выдаваемые этим организациям, на осуществление указанных видов работ.
1.3. Разрешающими документами на производство работ являются: разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - разрешение на строительство, в случае если это требуется в соответствии с Градостроительным кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), акт-допуск на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - акт-допуск) и договор между техническим заказчиком и подрядной организацией на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог.
Разрешающими документами на производство инженерных изысканий являются: договор между техническим заказчиком и исполнителем на выполнение проектных (в том числе изыскательских) работ силами проектной организации, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий, акт-допуск, выданный для производства инженерных изысканий (обследований) объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" в зоне действия технических сооружений и устройств, наряд-допуск.
1.4. Разрешение на строительство оформляется в соответствии с требованиями ст.51 ГрК РФ. Документы для получения разрешения на строительство оформляются и представляются в соответствующие инстанции техническим заказчиком.
1.5. При производстве работ на объектах без вывода их из эксплуатации в проекте производства работ предусматриваются мероприятия по обеспечению безопасности работников ОАО "РЖД", пассажиров при посадке, высадке и исключению нахождения их в зоне производства работ.
Акт-допуск на производство строительно-монтажных работ - документ, оформленный на бланке установленной формы, определяющий условия производства работ работниками подрядной/проектной организации на территории (объекте) подразделения ОАО "РЖД", констатирующий перечень согласованных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников и обеспечению безопасности производства работ, являющийся письменным разрешением железной дороги на производство работ подрядчиком/проектировщиком и подписанный полномочными представителями обеих организаций.
Акт инструментальной проверки - документ, составляемый представителем эксплуатирующей организации и руководителем работ от подрядной организации, по результатам совместно проведенной инструментальной проверки расположения инженерных коммуникаций на месте работ, и содержащий точную информацию о наличии, месте прохождения и глубине залегания кабельных трасс, с указанием расстояний с обязательной привязкой к железнодорожному пути.
Ответственный за организацию и проведение технического надзора - представитель эксплуатирующего подразделения, на балансе или в границах эксплуатационной ответственности которого находятся объекты инфраструктуры, находящиеся в зоне производства работ. Ответственный за организацию и проведение технического надзора, определяет мероприятия по сохранению объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", организует контроль за производством работ строительной организации и назначается приказом (распоряжением) структурного подразделения ОАО "РЖД".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику, которым являются отдельные структурные подразделения ОАО "РЖД", наделенные полномочиями технического заказчика.
Технический заказчик - юридическое лицо, уполномоченное застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, готовить задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (в том числе - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
Наряд-допуск - задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место проведения, опасные и вредные производственные факторы присущие работе, время начала и окончания, условия безопасного выполнения, меры безопасности, состав бригады и работников, ответственных за выполнение работы.
Объект инфраструктуры - составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, состоящая на балансе.
Ответственный за организацию и проведение технического надзора - представитель эксплуатирующего подразделения, на территории которого расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в зоне производства работ. Ответственный за организацию надзора, определяет мероприятия по сохранению объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", организует контроль за производством работ строительной организации. Ответственный за организацию и проведение технического надзора назначается приказом (распоряжением) должностного лица, утверждающего Акт-допуск на производство работ.
"Окно" - регламентированный период времени, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям (части перегона, разделенным путевым постом) перегона или станции для производства ремонтных и строительно-монтажных работ.
Охранные зоны - территории, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода железной дороги и объектам инфраструктуры, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
Подрядная организация (генподрядчик, подрядчик, субподрядчик) - юридическое лицо, которое выполняет работы по договору подряда и (или) контракту, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также подразделение ОАО "РЖД", выполняющее работы по наряду-заказу.
Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорт;
Проект организации строительства (далее - ПОС) - организационно-технологический документ, разрабатываемый проектной организацией с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих право на выполнение работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Проект производства работ (далее - ППР) - организационно-технологический документ, разрабатываемый подрядной организацией, либо по ее заказу специализированными организациями, имеющими право выполнения работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предназначенный для координации решений по обеспечению безопасных условий труда и промышленной безопасности при осуществлении подрядной организацией конкретных видов работ на объектах технического заказчика.
Руководитель работ - ответственное лицо подрядной организации, на которое возложено руководство ремонтно-строительными работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах инфраструктуры. Руководитель работ обеспечивает постоянный контроль за соблюдением правил производства работ и несет ответственность за безопасность движения поездов.
Сводный план коммуникаций - план инженерных сетей, составленный комиссионно под председательством заместителя главного инженера с нанесением всех существующих инженерных коммуникаций в зоне производства работ с применением инструментальных средств, подписанный руководителями каждого линейного предприятия - владельца коммуникаций. Сводный план коммуникаций включает в себя планы кабельных и воздушных линий, в том числе сигнализации, централизации и блокировки, связи, электроснабжения, сеть передачи данных (СПД), всех видов трубопроводов в том числе: водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и других коммуникаций расположенных в зоне производства работ. Все коммуникации указываются с привязками к определенным отметкам, указывается глубина залегания, способ прокладки, тип и номенклатура кабелей, величина напряжения в кабелях, телефон ответственного в эксплуатирующей организации. Сводный план коммуникаций сверяется с проектом, в котором коммуникации должны быть внесены проектировщиком. Результаты инструментальной сверки отмечаются на сводном плане и проекте. Балансодержатели подземных сетей и сооружений являются ответственными за проведение сверки и нанесение новых и не учтенных сетей и сооружений.
Технический надзор - осуществление действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД", со стороны эксплуатирующих организаций с целью обеспечения безопасности движения поездов, исключения нарушений в работе технических средств и других объектов железнодорожной инфраструктуры в связи с действиями, связанными с выполнением строительно-монтажных работ организациями, на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД" или рядом с объектами инфраструктуры, которые находятся в охранных зонах, в полосе отвода железной дороги и за ее пределами.
Календарный план производства работ - раздел проекта производства работ определяющий оптимальную последовательность, очередность и сроки выполнения комплекса строительных и монтажных работ на объекте.
(Абзац дополнительно включен распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р)
3.1. Акт-допуск на производство строительно-монтажных работ в обязательном порядке согласовывается заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению) и главным инженером региональной дирекции (или лицами их замещающими) - владельцем коммуникаций и устройств.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
Утверждается и выдается подрядной организации главным инженером железной дороги либо, или по его решению - заместителем главного инженера железной дороги, заместителем главного инженера железной дороги по территориальному управлению или заместителем главного инженера железной дороги по координации строительства территориального управления (Приложение 1).
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
Акт-допуск может выдаваться как на строительство объектов, входящих в состав комплексных инвестиционных проектов, так и на строительство объектов, сооружаемых по отдельным проектам, на весь объем работ и на срок, предусмотренный договором подряда (наряд-заказом).
При привлечении в процессе строительства подрядных (субподрядных) организаций допускается получение ими актов-допусков самостоятельно с письменного согласия генерального подрядчика. Привлечение подрядных (субподрядных) организаций должно быть согласовано с техническим заказчиком.
В случае заключения дополнительного соглашения на данный договор подряда (наряд-заказа), текущий акт-допуск может быть продлен. Решение о продлении текущего акта-допуска или необходимости получения нового, порядком, установленным пунктом 3.2 настоящего Положения, принимается должностным лицом выдавшим акт-допуск..
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
Для работы на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", расположенных за пределами охранных зон железных дорог, находящихся в ведении филиала (далее - Филиал) ОАО "РЖД" и структурных подразделений ОАО "РЖД", а также на производство внутренних строительно-монтажных работ, зданий и сооружений Филиала, акт-допуск выдает главный инженер структурного подразделения Филиала (лицо, исполняющее обязанности главного инженера), на балансе у которого находится объект.
Перед выдачей акта-допуска заместитель главного инженера железной дороги (заместитель главного инженера железной дороги по территориальному управлению или заместитель главного инженера железной дороги по координации строительства территориального управления) должен проверить наличие приказов по назначению ответственных за осуществление технического надзора.
(Абзац дополнительно включен распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р)
3.2. Для получения акта-допуска и утверждения ППР подрядная организация направляет посредством ЕАСД в адрес заместителя главного инженера железной дороги (заместителя главного инженера железной дороги по территориальному управлению или заместителя главного инженера железной дороги по координации строительства территориального управления) соответствующее письменное обращение с приложением следующего перечня документов:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)
1) утверждённую проектную документацию (если она не была получена ранее от технического заказчика) в следующем составе: пояснительная записка, ПОС;
2) заверенные копии учредительных документов;*
________________
* Указанные подпунктах 2), 3) пункта 3.2 копии документов заверяются печатью подрядной организации.
3) заверенную копию договора-подряда (наряд-заказа) между техническим заказчиком и генеральной подрядной организацией;*)
4) выписку из Реестра членов СРО в соответствующей области (строительство, проектирование, инженерные изыскания), в соответствии с требованиями ГрК РФ ч.4 ст.55.17 (срок действия выписки не более одного месяца), а также сведения в декларативной форме о совокупном размере принятых на себя обязательств по договорам;
5) график выполнения работ, согласованный техническим заказчиком и балансодержателем;
6) при необходимости работ в "окно", потребный график предоставления технологических "окон" с указанием расчетной потребности в обеспечении материалами, машинами, механизмами, специального подвижного состава и локомотивов по технологии работ, предусмотренной в ПОС;
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 года N 2926/р. - См. предыдущую редакцию)