Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489

8.2. Характеристика текущего состояния сферы Подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Одним из основных направлений политики любого государства является деятельность по предупреждению правонарушений, заключающаяся в реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественными организациями для устранения причин и условий, их порождающих. Проблема противодействия правонарушениям для такого крупного промышленно-экономического, культурного и туристического мегаполиса, как Санкт-Петербург, население которого превышает 5 млн. человек, стоит на одном из первых мест по актуальности. Среди условий эффективности планирования и непосредственного осуществления деятельности по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных деяний на первый план выдвигается качественное взаимодействие правоохранительных органов, органов государственной власти Санкт-Петербурга и институтов гражданского общества, координация их усилий в этом направлении.

В Санкт-Петербурге система профилактики правонарушений создана и развивается с 2007 года. Ее основы урегулированы Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 124-26 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 126-25 "Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге". Опыт построения этой системы, взаимодействия ее субъектов, реализации профилактических мероприятий в ее рамках и их влияния на состояние криминогенной ситуации в Санкт-Петербурге является определяющим в планировании дальнейшей деятельности по укреплению правопорядка и общественной безопасности, осуществляемой органами государственной власти и правоохранительными органами. Индикаторами эффективности такой практики выступают как данные официальной статистики о криминогенной обстановке и ее тенденциях, показателях деятельности указанных органов, так и общественное мнение по данной проблеме. При этом объективность общественного мнения находится в прямой зависимости от степени вовлеченности гражданского общества в обеспечение правопорядка и информированности в этом сегменте.

Целенаправленная работа по повышению безопасности граждан в Санкт-Петербурге продолжается. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, предупреждению социальных конфликтов и других правонарушений. Деятельность правоохранительных органов и Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения в целом.

В период действия Программы "Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 N 310, программы "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353, а также действия Подпрограммы 1 в период 2016-2017 годов наблюдались позитивные тенденции в развитии криминогенной ситуации.

По данным ГУ МВД, на территории Санкт-Петербурга в 2017 году общее количество преступлений составило 52138, что на 0,4 процента ниже, чем за АППГ; на 9,1 процента снизилось количество квартирных краж; на 5,9 процента - хищений транспортных средств; на 13,5 процента - грабежей; на 16,6 процента - разбойных нападений; на 24,2 процента уменьшилось количество преступлений, совершенных с использованием оружия. Раскрываемость грабежей увеличилась на 7,5 процента; разбойных нападений - на 5,3 процента.

В Санкт-Петербурге продолжается установка камер видеонаблюдения, устройств экстренной связи "гражданин - полиция". Видеокамерами оборудованы все крупные спортивные и концертные площадки Санкт-Петербурга. Активно внедряется пилотный проект сервисной модели камер видеонаблюдения, охватывающий все районы Санкт-Петербурга.

В настоящее время в рамках реализации концепции "Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга" в дежурную часть ГУ МВД и дежурные части территориальных органов МВД РФ на районном уровне через ГКУ "ГМЦ" выводится изображение с 19966 камер видеонаблюдения, установленных на улицах Санкт-Петербурга.

В целях раскрытия преступлений по "горячим следам" на улицах Санкт-Петербурга функционируют 178 систем экстренной связи "гражданин - полиция".

Принятые меры дали свои результаты. За 12 месяцев 2017 года с использованием правоохранительного сегмента АПК "Безопасный город" сотрудниками органов внутренних дел выявлено 836 (в 2015 году - 1192) преступлений, раскрыто - 533 (408).

Статистика также показывает значительное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых "зон безопасности". "Зона безопасности" представляет собой участок территории с массовым нахождением граждан, оборудованный современными системами видеонаблюдения с более высоким разрешением, устройствами экстренной связи. В настоящее время на территории 13 районов Санкт-Петербурга действуют 25 "зон безопасности". Работу на данном направлении необходимо продолжать и в последующие годы.

Принятые меры дали определенные результаты: по итогам 2017 года количество преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 5,5 процента, а совершенных на улицах - на 6,2 процента.

Помимо этого, реализация мероприятий государственной программы привела к положительному социальному эффекту. На территории Санкт-Петербурга зафиксированы позитивные тенденции возвращения доверия населения и респондентов из числа специалистов к правоохранительным органам.

Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках программ по профилактике правонарушений, позволили создать масштабную организационную, информационную и материально-техническую базу, достаточную для выполнения блоков мероприятий государственной программы. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры и положительные изменения, существенного оздоровления оперативной обстановки и качественного улучшения деятельности на отдельных направлениях противодействия преступности добиться не удалось, и криминальная обстановка в Санкт-Петербурге остается достаточно сложной.

Увеличилось количество зарегистрированных мошенничеств (+57,8%), похищений человека (+18,8%), преступлений, связанных с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (+13,3%), преступлений экономической направленности (+9,7%), а также случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (+1,4%).