Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

(с изменениями на 11 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

совместным соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 11 мая 2021 года N 77-1094-4 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 12.05.2021).

____________________________________________________________________

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для разработки и заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории города Москвы (далее - организации). Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Стороны при разработке и реализации настоящего Соглашения руководствуются положениями, содержащимися в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.

Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК).

Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Раздел 1. В области развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности

Стороны обязуются:

1.1. Направлять усилия на укрепление экономики города Москвы, в том числе на основе внедрения проектного подхода, цифровизации и инновационных технологий, снижение импортозависимости и развитие экспортного потенциала.

1.2. Участвовать в подготовке и экспертизе документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает сферу социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

1.3. Разрабатывать предложения по комплексному и устойчивому развитию производственных территорий и промышленных зон, расположенных на территории города Москвы.

Правительство и Работодатели обязуются:

1.4. Развивать механизмы государственно-частного партнерства.

1.5. Содействовать развитию высокотехнологичного инновационного производства, в том числе путем создания промышленных кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.6. Принимать меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.

1.7. Развивать действующие и создавать новые технопарки и технополисы.

1.8. Разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке и развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

1.9. Создавать условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг московских производителей.

1.10. Создавать условия для стимулирования спроса на рынке высокотехнологичной продукции, повышения уровня внедрения технологических инноваций промышленными организациями.

1.11. Создавать условия для развития высокотехнологичных организаций и повышения стоимости интеллектуального труда.

1.12. Поддерживать экспортоориентированные организации, использующие в своем производстве национальную компонентную базу.

1.13. Продолжить проведение совместных мероприятий, осуществляемых в целях содействия развитию и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.

1.14. Организовывать и проводить ежегодно мероприятия в рамках Московского международного инженерного форума.

1.15. Способствовать обмену информацией о продукции, производимой организациями, в том числе в целях формирования реестра продукции отдельных отраслей промышленности.

1.16. Содействовать обеспечению доступности долгосрочного кредитования товаропроизводителей, зарегистрированных на территории города Москвы.

1.17. Проводить мониторинг потребности в специалистах для отраслей экономики и осуществлять взаимодействие с образовательными организациями города Москвы по их подготовке.

1.18. Проводить мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков организациями, осуществляющими промышленную деятельность на территории города Москвы.

1.19. Продолжить взаимодействие по вопросам снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций.

1.20. Продолжить взаимодействие по вопросам, связанным с кадастровой оценкой недвижимости организаций.

1.21. Реализовывать проекты, направленные на развитие предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности в городе Москве.

1.22. Способствовать созданию и развитию не менее 5 новых центров детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе на базе технопарков.

1.23. Принимать меры по повышению информированности заказчиков города Москвы об инновационной продукции, производимой в городе Москве.

1.24. Совместно организовывать и проводить тематические мероприятия, в том числе по вопросам, связанным с реализацией городского межотраслевого трехстороннего соглашения.

Работодатели обязуются:

1.25. Участвовать в реализации экономической, в том числе промышленной, политики города Москвы.

1.26. Осуществлять под руководством МКПП(р) сбор, анализ и обобщение актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности организаций различных отраслей производства, в том числе для рассмотрения в рамках программы тематических мероприятий.

1.27. Организовывать и проводить молодежные научно-инновационные мероприятия.

Раздел 2. В области регулирования рынка труда и занятости населения

Стороны обязуются:

2.1. Содействовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города Москвы.

2.2. Осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряженности, предоставлению дополнительных гарантий занятости, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, социальной поддержке высвобождаемых (высвобожденных) работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников в организациях.

2.3. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.

2.4. Создавать условия для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, после периода, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком, обеспечивать их обучение, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.

2.5. Развивать взаимодействие между образовательными организациями, осуществляющими профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, и организациями, осуществляющими профильную профессиональную деятельность в городе Москве, с целью прохождения обучающимися производственной практики, а также реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиональным модулям.

2.6. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.

2.7. Оказывать жителям города Москвы из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

2.8. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы.

2.9. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции. Принимать меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и созданию экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации.

2.10. Содействовать развитию практики наставничества в организациях.

2.11. Реализовать проекты по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

2.12. Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 0,7% от общей численности рабочей силы.

2.13. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.13.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.13.2. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Правительство и Работодатели обязуются:

2.14. Обеспечивать лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также к объектам социальной инфраструктуры организаций, в том числе образовательных организаций.

2.15. Организовывать проведение мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее - молодые специалисты). По итогам мониторинга формировать согласованные предложения с целью гарантированного обеспечения трудоустройства молодых специалистов в организациях.

2.16. Организовать проведение на постоянной основе дней открытых дверей, профессионально-ориентационных экскурсий в организациях промышленности, а также презентационных сессий работодателей для обучающихся образовательных организаций.

2.17. Содействовать активному участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования, развитии учебно-производственных интегрированных комплексов, системы непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с учетом развития техники, технологии, организации производства труда.

Работодатели обязуются:

2.18. Информировать стороны социального партнерства в случае угрозы массового увольнения работников не менее чем за три месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.

2.19. Обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, из расчета один переводчик жестового языка на каждые 15 человек работающих из числа инвалидов по слуху.

2.20. Обеспечивать установление окладов (должностных окладов) переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-переводчиков, инструкторов-переводчиков по обслуживанию работников из числа инвалидов по зрению (работников социальных отделов организаций, сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.

2.21. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.22. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.23. Проводить при участии МКПП(р) и отраслевых советов по профессиональным квалификациям работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

2.24. Содействовать реализации инвестиционных проектов, в том числе связанных с обеспечением жильем высококвалифицированных специалистов - работников организаций.

Профсоюзы обязуются:

2.25. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда.

2.26. Осуществлять мониторинг эффективности регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях.

Раздел 3. В области оплаты труда работников, доходов и уровня жизни населения

Стороны обязуются:

3.1. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается ежегодно в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы на соответствующий год. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

(Пункт в редакции, введенной в дейсвтие с 23 мая 2021 года совместным соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 11 мая 2021 года N 77-1094-4. - См. предыдущую редакцию)

3.2. Устанавливать размер минимальной заработной платы с первого числа календарного года, на который установлена величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы.     

(Пункт в редакции, введенной в дейсвтие с 23 мая 2021 года совместным соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 11 мая 2021 года N 77-1094-4. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»