ГОРОДА МОСКВЫ
от 11 ноября 2009 года N 4
О социальном партнерстве в городе Москве
(с изменениями на 19 мая 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 15 февраля 2017 года N 1 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.02.2017);
Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 13 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.05.2021) (вступил в силу с 1 июля 2021 года).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере социального партнерства в городе Москве в целях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
1. Социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти города Москвы, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Стороны соглашений - соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствующие объединения работодателей города Москвы, а также органы исполнительной власти города Москвы.
3. Система социального партнерства - совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти города Москвы для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров.
4. Социально-трудовые нормативы - единые на всей территории города Москвы показатели объема и качества удовлетворения основных потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
6. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
7. Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8. Представитель работодателя - индивидуальный предприниматель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также соответствующее объединение работодателей.
9. Представители органов государственной власти города Москвы - руководители органов государственной власти города Москвы или другие уполномоченные лица.
10. Межрегиональные соглашения по социальному партнерству с участием города Москвы (далее - межрегиональные соглашения с участием города Москвы), межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников города Москвы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необходимости финансирования реализации положений соглашения из бюджета города Москвы и Правительством Москвы, и полномочными представителями сторон социального партнерства одного или более субъектов Российской Федерации.
11. Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве, заключаемый Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы в пределах их компетенции.
12. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве - правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в городе Москве, заключаемый Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основании переговоров между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы.
13. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы.
14. Территориальные (окружные и районные) соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города Москвы.
1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормы международного права, а также правовые акты города Москвы, содержащие положения о социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях.
2. В правовую основу социального партнерства входят также Генеральное соглашение, межрегиональные соглашения с участием города Москвы, межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы, Московское трехстороннее соглашение, Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве, городские отраслевые (межотраслевые) и территориальные (окружные и районные) соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Если международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные нормативные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы содержат положения, устанавливающие более благоприятные для работников условия по сравнению с настоящим Законом, то реализуются положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, а также федеральных нормативных правовых актов.
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
1) уважение и учет интересов сторон;
2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
3) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
4) соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нормы международного права, и законодательства города Москвы;
5) полномочность представителей сторон;
6) полнота представительства сторон;
7) равноправие сторон и доверие в отношениях;
8) независимость в принятии решений сторонами социального партнерства;
9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
10) добровольность принятия сторонами обязательств на основе взаимного согласования;
11) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
12) реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
13) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
14) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, решений;
15) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
16) соблюдение предусмотренных федеральным законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;
17) обеспечение функционирования специализированных организаций, созданных сторонами социального партнерства;
18) развитие социального партнерства на всех уровнях;
19) эффективность социального партнерства.
Действие настоящего Закона распространяется на работодателей города Москвы и объединения работодателей города Москвы, профсоюзные организации города Москвы и объединения профсоюзов города Москвы, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, работников, органы исполнительной власти города Москвы.
Задачами системы социального партнерства являются:
1) содействие проведению социально ориентированных экономических преобразований;
2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) обеспечение стабильного развития гражданского общества;
4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций ;
5) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов;
6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
7) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению связанных с ними конфликтов.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения;
2) взаимные консультации сторон соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров.
Система социального партнерства в городе Москве включает следующие уровни:
1) региональный (городской);
2) отраслевой (межотраслевой) городской;
3) территориальный (окружной и районный);
4) локальный (уровень организации).
В городе Москве стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по отдельным направлениям.
В городе Москве система социального партнерства включает в себя следующие элементы:
1) Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
2) специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров, созданные сторонами социального партнерства;
3) специализированные организации по оказанию консультационно-правовых услуг, созданные сторонами социального партнерства;
4) Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы;
5) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
6) отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
7) комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективных договоров в организациях;
8) иные двусторонние, трехсторонние органы, формируемые представителями работников, представителями работодателей, органов исполнительной власти города Москвы в целях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на различных уровнях;
9) коллективные договоры и соглашения;
10) правовые акты по вопросам взаимодействия сторон и заключения коллективных договоров и соглашений, принимаемые на различных уровнях системы социального партнерства.
1. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская трехсторонняя комиссия) создается для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе.