5.1.1 Основными элементами технологической структуры проектируемого порта являются морские терминалы, которые представляют собой совокупность объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
5.1.2 В соответствии с современными и перспективными способами перевозки и перегрузки грузов порт в зависимости от структуры грузооборота может иметь в своем составе следующие типы терминалов:
- терминалы универсального назначения;
- терминалы, специализированные для навалочных и насыпных грузов;
- терминалы, специализированные для контейнеров;
- терминалы, специализированные для накатных грузов;
- терминалы, специализированные для наливных грузов;
- терминалы, специализированные для судов лихтеровозной системы;
- терминалы морских паромных переправ.
5.1.3 При технологическом проектировании терминалов и рейдовых перегрузочных комплексов должны быть соблюдены требования, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, взрывопожарной и пожарной безопасности, экологической безопасности, охраны труда и производственной санитарии. Терминалы и рейдовые перегрузочные комплексы должны отвечать правилам морской перевозки опасных грузов и настоящему своду правил.
Проектирование выполняется на основе исходных данных, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование, типовой состав которых представлен в приложении Щ.
5.1.4 При установлении разрывов между сухогрузными терминалами различного назначения следует руководствоваться приложением 1 СанПиН 4962, а при выборе их взаимного расположения с учетом преобладающего направления ветра - приложением 2 СанПиН 4962.
5.1.5 Причалы терминалов, специализированных для перевалки наливных грузов, должны быть обособленны от причалов других грузовых и пассажирских терминалов порта.
5.1.6 Места погрузки (выгрузки) грузов классов 1-4.3 по классификации Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) (взрывчатые вещества, газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой) должны быть не ближе 250 метров от жилых строений, служебно-вспомогательных зданий и сооружений, а также от общих мест погрузки и хранения грузов.
5.1.7 Для обеспечения противопожарной защиты объектов терминалов должны быть предусмотрены мероприятия в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и РД 31.31.54-92 [6]. При технологическом проектировании универсальных терминалов необходимо соблюдать противопожарные требования СП 112.13330.
Противопожарные разрывы между зданиями, размещенными на терминалах, следует принимать согласно требованиям СП 18.13330.
5.1.8 При проектировании систем пожаротушения и пожарной сигнализации зданий и сооружений и прочих объектов терминалов необходимо соблюдать требования НПБ 88. Открытые грузовые оперативные площадки должны быть оборудованы пожарной сигнализацией с установкой ручных извещателей, имеющей вывод тревожного сигнала в диспетчерскую (операторную) терминалов.
5.1.9 Для целей наружного и внутреннего пожаротушения зданий и сооружений терминалов должна предусматриваться система водоснабжения, в том числе и противопожарного водопровода в соответствии со СП 31.13330 и СП 30.13330.
5.1.10 В случаях, не предусмотренных настоящим Сводом правил, терминалы должны соответствовать требованиям, установленным международными договорами о предотвращении загрязнения с судов, защите и сохранении морской среды, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и водным законодательством Российской Федерации.
5.1.11 Транспортная безопасность терминалов обеспечивается выполнением требований, предусмотренных международными договорами и законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.
5.1.12 При проектировании рейдового перегрузочного комплекса, на котором производятся погрузочно-разгрузочные работы с использованием судна-накопителя, к судну-накопителю применяются такие же требования, как к судну, перевозящему соответствующий груз.
5.1.13 В случаях, не предусмотренных настоящим сводом правил, терминалы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности и в области охраны окружающей среды.
5.1.14 Санитарно-защитная зона, т.е. разрыв между терминалами и населенным пунктом, должна удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
5.1.15 При проектировании терминалов следует соблюдать общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
5.1.16 Конфигурация сетей инженерно-технического обеспечения (связи и сигнализации; электроснабжения, обеспечивающих технологические и бытовые потребности терминала; водоснабжения; водоотведения; теплоснабжения; пожарного водоснабжения) должна исходить из компоновки объектов терминалов, и ее следует проектировать с учетом 4.7 и требований безопасности труда в соответствии с РД 31.82.01-95 [5].
5.1.17 При проектировании инженерных сетей электроснабжения на терминале следует руководствоваться 4.7.2. Электрооборудование терминалов должно удовлетворять требованиям, предусмотренным ПУЭ и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533.
5.1.18 Освещение территории терминалов проектируют по нормам СП 52.13330 с учетом требований ПОТ РД 31.82.01-95 [31] и руководящего документа РД 78.36.006-2005 [35].
5.1.19 При проектировании номенклатуры и состава сетей связи и сигнализации на терминалах наряду с 4.7.3 следует руководствоваться РД 31.30.11.01-84 [34] и ВСН 12.