РД 31.82.01-95
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НОВЫХ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ
ДЕЙСТВУЮЩИХ МОРСКИХ ПОРТОВ, ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
И ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОРТА
Дата введения 1996-01-01
РАЗРАБОТАНЫ: Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Директор, д.т.н. Ф.Г.Аракелов
Руководитель темы и ответственный исполнитель
Заведующий отделом социальной политики Т.Н.Новиков
Исполнители:
Т.Н.Новиков, Э.П.Лушина, С.В.Шамгин, В.И.Ярошенко
ВНЕСЕНЫ: Управлением социальной политики и охраны труда Департамента морского транспорта
Начальник О.Г.Просвирнин
УТВЕРЖДЕНЫ: Извещением по охране труда N 4-95 Департамента морского транспорта от 24 августа 1995 г.
Заместитель директора Н.Д.Коняхин
ВЗАМЕН РД 31.82.01-79 Требования безопасности труда, которые должны учитываться при проектировании морских портов
Настоящие "Требования безопасности труда (в дальнейшем именуемые "Требования"), которые должны учитываться при проектировании новых, реконструкции и модернизации действующих морских портов, перегрузочных комплексов и отдельных объектов порта", распространяются на следующие разделы проектов, учитывающие специфические стороны деятельности морских портов: генеральный план и транспорт; причальные и оградительные сооружения; склады и площадки для хранения грузов; технология погрузочно-разгрузочных работ; перегрузочные машины и электрооборудование.
Требования не распространяются на специальное технологическое оборудование нефтепроводов и терминалов по перегрузке нефтеналивных грузов, на вспомогательные объекты порта (механические и ремонтно-строительные мастерские и цехи, гаражи, плавмастерские, котельные и т.п.), проектирование, реконструкция и модернизация которых должны выполняться с учетом требований нормативных документов, регламентирующих требования безопасности труда для промышленных предприятий.
Требования не включают вопросы промышленной санитарии и гигиены, которые регламентируются санитарными нормативными документами.
Требования обязательны для предприятий, организаций и учреждений морского транспорта любых организационно-правовых форм и видов собственности, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию морских портов.
При разработке настоящих Требований наряду с отраслевыми нормативными документами использованы Строительные нормы и правила (СНиП) Минстроя России, государственные стандарты системы безопасности труда, нормативные документы органов государственного надзора, перечень которых указан в Приложении.
Ссылка на документ, из которого заимствовано требование, приводится в скобках после изложения этого требования, где первая цифра означает порядковый номер нормативного документа в перечне, указанном в Приложении, а последующие цифры указывают номер пункта (раздела) в соответствующем нормативном документе.
1.1.1. При проектировании новых, реконструкции и модернизации действующих морских портов, перегрузочных комплексов и отдельных портовых объектов необходимо учитывать наряду с настоящими Требованиями следующие нормативные документы:
1.1.1.1. При проектировании генерального плана и транспорта:
- СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" (10);
- СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм" (11);
- СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги "(16);
- СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы", 1991 г. (20);
- СНиП 2.05.03-84 "Мосты и трубы" (13);
- СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт" (17);
- РД 31.3.01.01-93 "Руководство по технологическому проектированию морских портов" (27);
- РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов" (30).
1.1.1.2. При проектировании причальных и оградительных сооружений:
- РД 31.3.01.01-93 (27);
- ВСН 3-80 "Инструкция по проектированию морских причальных сооружений" (23);
- РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" (28);
- РД 31.33.03-88 "Рекомендации по определению допустимых ветроволновых условий при проектировании морских портов" (37);
- РД 31.35.06-86 "Руководство по расчету простоев судов в порту из-за неблагоприятных волновых условий" (38);
1.1.1.3. При проектировании складов:
- РД 31.3.01.01-93 (27);
- СНиП 2.11.01-85 "Складские здания", изд. 1991 г. (18);
- СНиП II-106-79 "Склады нефти и нефтепродуктов" (21);
- СНиП 2.01.02-85 (20);
- РД 31.15.01-89 (30);
- ГОСТ 9238-83 (3);
- ГОСТ 23836-89* "Здания предприятий. Параметры" (7).
__________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 23838-89. - Примечание изготовителя базы данных.
1.1.1.4. При проектировании технологии погрузочно-разгрузочных работ:
- РД 31.3.01.01-93 (27);
- РД 31.82.03-87 "Правила безопасности труда в морских портах" (26);
- РД 31.44.01-89 "Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов" (29);
- ГОСТ 12.3.009-76 "Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности" (2).
1.1.1.5. При проектировании перегрузочных машин:
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (41);
- Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (42);
- Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (43);
- Правила устройства электроустановок (39);
- РД 31.82.03-87 (26);
- РД 31.44.01-89 (29).
1.1.1.6. При проектировании электрооборудования:
- Правила эксплуатации электроустановок потребителей (40);
- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (40а);
- Правила устройства электроустановок (39);
- РД 31.82.03-87 (26);
- РД 31.21.81-79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей" (35).
1.1.2. При разработке проектов организации строительства надлежит учитывать требования СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", изд. 1989 г.
1.1.3. При проектировании служебных зданий морского порта следует предусматривать помещения для кабинетов по охране труда в составе помещений управления порта, портофлота, а также на других производственных участках с числом работающих 200 человек и более.
1.1.4. Приводимые в проектах указания об окраске отдельных элементов оборудования и сооружений с целью привлечения внимания в случае опасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026-75 "Цвета сигнальные и знаки безопасности" (4).
1.2.1. Пересечение внутренних железнодорожных путей с автомобильными дорогами общего пользования I-III категорий следует проектировать в разных уровнях. Пересечение автомобильных дорог III категории с интенсивностью движения до 2000 транспортных единиц в сутки с железнодорожными путями, пропускающими не более трех пар поездов в сутки, допускается устраивать на одном уровне при обязательном оборудовании таких переездов устройствами автоматической сигнализации. (17-3.135).
1.2.2. Охраняемые переезды следует проектировать при:
- наличии на пересекаемой автомобильной дороге регулярного автобусного движения;
- расстоянии видимости менее указанных в п.1.2.3.
В остальных случаях следует проектировать неохраняемые переезды. (17-3.140).
1.2.3. При проектировании переездов на пересечении внутренних железнодорожных путей с внутренними автомобильными дорогами портов следует обеспечивать видимость, при которой с автотранспортного средства, находящегося на расстоянии 50 м и менее от переезда, а в стесненных условиях на расстоянии 20 м и менее, виден приближающийся с любой из сторон поезд на расстоянии не менее указанного в таблице 1. (17.-3.138, табл.28).
Таблица 1
Расчетная скорость движения поезда, км/час | Наименьшее расстояние видимости поезда, м |
80 | 250 |
60 | 200 |
40 | 150 |
30 | 120 |
25 | 100 |
15 | 60 |
10 | 40 |
1.2.4 Порты с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, то же касается огражденных площадок указанной площади на территории порта. При размере стороны площадки порта более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м. (10.-3.43).
1.2.5. Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1500 м друг от друга, а в Северной строительной климатической зоне - не более 1000 м. (10.-3.13).
1.2.6. Здания, сооружения и технические средства при размещении их на территории порта следует группировать с учетом общности их назначения и функций в комплексе производственного процесса порта, предусматривая в генеральном плане соответствующие зоны.