ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 августа 2018 года N 220-р


Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года

(с изменениями на 7 декабря 2022 года)

(в ред. Распоряжения Губернатора Краснодарского края от 07.12.2022 N 473-р)




На основании пункта 2.3 Порядка разработки и корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный и долгосрочный периоды, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2015 года N 699:


1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Признать утратившим силу распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 августа 2015 года N 350-р "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года".


3. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего распоряжения на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Краснодарского края Галася И.П.


(в ред. Распоряжения Губернатора Краснодарского края от 07.12.2022 N 473-р)


5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утвержден
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 20 августа 2018 г. N 220-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Распоряжения Губернатора Краснодарского края от 07.12.2022 N 473-р)



Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года с учетом оценки итогов развития экономики Краснодарского края в 2017 году и за истекший период 2018 года, исходя из задач и приоритетов, намеченных в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.



1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Краснодарского края в 2017 году и основные ключевые моменты, характеризующие ситуацию в экономике края в январе - июне 2018 года


Итоги 2017 года свидетельствуют о сохранении стабильной социально-экономической ситуации в крае. Большинство секторов экономики на протяжении всего года демонстрировало устойчивую положительную динамику. При этом промышленность, транспортировка и хранение, сфера платных услуг населению и общественное питание показали ускорение темпов роста к концу года.


За счет положительной динамики основных отраслей рост валового регионального продукта Краснодарского края (далее - ВРП) по оценке составил 102,3%.


По итогам 2017 года самый высокий рост сложился в транспортировке и хранении, где динамика объема услуг составила 105,3% (в действующих ценах) за счет наращивания грузооборота трубопроводного транспорта и морских портов (в связи с увеличением внешнеторговых поставок нефти), железнодорожного и автомобильного транспорта, увеличения пассажиропотока через аэропорты края.


Индекс промышленного производства составил 104,3%. Основное влияние на рост отрасли оказали обрабатывающие производства, занимающие более 80% в структуре промышленности, с индексом производства 104,4%.


В положительной области развития находились все отрасли потребительского рынка. Темпы роста розничной торговли достигли 101,1%, общественного питания - 102,0%, платных услуг населению - 102,7%.


Темпы роста сельскохозяйственного производства составили 100,7%, строительства - 100,8%. При этом к концу года заметно улучшилась ситуация в сфере жилищного строительства - ввод в действие жилых домов возрос на 3,7%.


В 2017 году реальные располагаемые денежные доходы населения оценены Краснодарстатом на уровне 98,5%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 33479 рублей в месяц.


Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2017 году достигла 30557 рублей. В условиях роста потребительских цен на 4,0% реальная заработная плата составила 100,8%.


Численность постоянного населения края на 1 января 2018 года составляла 5603,1 тыс. человек.


Остался низким уровень регистрируемой безработицы, он составил 0,6% от численности экономически активного населения Краснодарского края.


Оперативные статистические данные за шесть месяцев 2018 года свидетельствуют о стабилизации экономической ситуации в крае. Большинство отраслей экономики края показало положительную динамику.


Нарастает динамика промышленного производства. Возобновление нормальной работы Абинского металлургического завода обусловило увеличение роста промышленности со 101,2% в первом квартале до 102,4% по итогам полугодия.


Объем промышленного производства составил 482,9 млрд. рублей.


В сельскохозяйственном производстве темп роста составил 103,4%, валовый объем производства достиг 109,2 млрд. рублей.


В строительстве объемы выполненных работ составили 116,4 млрд. рублей и уменьшились относительно аналогичного периода прошлого года на 5,6%, что в первую очередь обусловлено завершением строительства автомобильной части Крымского моста.


Сокращен ввод в действие жилых домов - на 27,9%, до 1501 тыс. кв. метров. Снижение объема ввода многоквартирного жилья (на 35,2%) обусловлено уменьшением в 2,4 раза ввода домов массовой застройки в г. Краснодаре. Это объясняется ужесточением контроля над строительством многоквартирного жилья в соответствии с градостроительными планами и перспективным планированием города (количество выданных разрешений на строительство многоквартирных домов сократилось на треть). Индивидуальное жилищное строительство в крае снижено на 16,9%.


На рынках товаров и услуг все сегменты показали рост. Розничный товарооборот увеличился на 2,6%, до 597,7 млрд. рублей. Оборот общественного питания возрос на 2,0%, достигнув 29,4 млрд. рублей. Рост объема платных услуг населению составил 101,1% (до 235 млрд. рублей).


На динамику потребительского рынка непосредственное влияние оказывает рост денежных доходов населения. По оценке Краснодарстата реальные располагаемые денежные доходы населения составили 101,2% к соответствующему периоду 2017 года. В номинальном выражении среднедушевые доходы составили 30,4 тыс. рублей.


Среднемесячная заработная плата одного работника достигла 32,7 тыс. рублей, что на 10,3% превышает уровень оплаты труда в январе - июне прошлого года. В условиях роста потребительских цен на 1,9% реальная заработная плата составила 108,3% на фоне 100,5% роста год назад.


По состоянию на 1 июля 2018 года численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 12,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,5% от численности населения в трудоспособном возрасте.



2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Краснодарского края. Оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" прогноз основных макроэкономических параметров до 2030 года разработан на вариативной основе.


В качестве утверждаемого выбран базовый вариант, который предполагает осуществление необходимых мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений, преимущественную реализацию проектов с низким риском реализации в прогнозируемые сроки в условиях продолжения действия санкций со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза, и учитывает национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Основными параметрами сценария являются высокая степень реализации потенциала развития края, закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах, осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики, существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов.


В этой связи ожидаемый уровень инфляции в Краснодарском крае в 2018 году предположительно составит 102,6% к 2017 году. В 2019 - 2021 годах предполагается удерживать инфляцию на уровне 104,0%, а в последующий период ее уровень будет постепенно снижаться, и в 2030 году индекс потребительских цен (среднегодовой) предположительно составит 103,2% и за прогнозируемый период возрастет в 1,6 раза к 2017 году.


Одним из основных приоритетов прогноза является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего ежегодный прирост экономики края в среднем на 4,0%, прежде всего за счет инвестиционного развития (среднегодовой накопленный прирост ВРП края за период с 2019 года по 2030 год).


Как результат, в 2030 году объем ВРП края превысит 6,5 трлн рублей и увеличится по сравнению с 2017 годом в 1,6 раза в сопоставимых ценах.


За период 2019 - 2030 годов предполагается привлечь в экономику края инвестиционных ресурсов на сумму, превышающую 12,6 трлн рублей, и относительно 2017 года нарастить объем капитальных вложений почти в 2 раза.


В первую очередь это проекты в сфере транспортной логистики, агропромышленного комплекса, туризма, промышленности.


Так, в прогнозируемом периоде будут созданы условия для развития глобально конкурентоспособного комплекса государственных и частных субъектов, реализующих транспортные, логистические и экспортные функции, который будет обеспечивать устойчивое движение товарных потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей.


Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на углубление кооперации и интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками, а также на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях создания в Краснодарском крае конкурентоспособного диверсифицированного сельскохозяйственного производства, расширения несырьевой составляющей экспорта и повышения доли продукции с высоким уровнем передела.


Развитие туристско-рекреационного кластера предполагает продвижение туризма как "умной", наукоемкой отрасли экономики на основе использования широкого спектра современных технологий, в том числе интеграцию технологических систем смежных секторов экономики и вовлечение в процесс создания и воспроизводства регионального турпродукта.


Сферу промышленности предполагается направить на отбор и реализацию проектов, ориентированных в первую очередь на быстро развивающийся агропромышленный и санаторно-курортный и туристский комплексы. Потребность растущего агропромышленного комплекса в сельхозмашиностроении, оборудовании по переработке сельхозпродукции, таре и упаковке дают мощный импульс в развитии соответствующих отраслей промышленности края. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в процессе создания объектов туризма и рекреации и в процессе эксплуатации этих объектов дадут возможность многим предприятиям машиностроения, химической, лесной, легкой промышленности, металлообработки, промышленности строительных материалов принимать участие в поставках материалов, машин, оборудования и продукции на объекты туризма.


Результатом позитивного развития экономики станет поступательный рост прибыли прибыльных предприятий и фонда заработной платы.


Прибыль прибыльных предприятий в 2018 году оценивается в сумме 320,3 млрд. рублей с ростом к 2017 году на 7,4%, а к концу прогнозируемого периода возрастет почти до 689 млрд. рублей и превысит уровень 2017 года в 2,3 раза.


Предполагается, что в 2018 году фонд оплаты труда составит почти 549 млрд. рублей, что на 6,3% больше, чем в 2017 году, а в 2030 году - более 1061 млрд. рублей, что в 2,1 раза превысит значение 2017 года.


Динамика фонда оплаты труда отразится на формировании среднемесячной заработной платы. По итогам 2018 года она оценивается на уровне 33,2 тыс. рублей с приростом к 2017 году на 9,6% в номинальном выражении, а по прогнозным расчетам в 2030 году может превысить 62 тыс. рублей с приростом к 2017 году более чем в 2 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»