РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 августа 2015 года N 350-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края
от 20 августа 2018 года N 220-р
____________________________________________________________________
На основании пункта 2.3 Порядка разработки и корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный и долгосрочный периоды, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2015 года N 699:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего распоряжения на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра финансов Краснодарского края И.А. Перонко.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Временно исполняющий обязанности
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ
Утвержден
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 18 августа 2015 года N 350-р
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом оценки итогов развития экономики Краснодарского края в 2014 году и за истекший период 2015 года, исходя из задач и приоритетов, намеченных в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также тенденций мирового экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры.
В 2014 году в Краснодарском крае по большинству социально-экономических показателей сохранялась положительная динамика развития.
Прирост валового регионального продукта Краснодарского края оценен в 1%. Индекс промышленного производства сложился на уровне 102,6%. Опережающими темпами росли розничные продажи - 107,1%, производство сельхозпродукции увеличено на 2,7%. Объем введенного жилья составил почти 4,8 млн. кв. метров или 120,5% к предыдущему году, но при этом ввиду высокой олимпийской составляющей 2013 года объемы строительных работ сокращены почти на треть.
Номинальная заработная плата возросла на 7,1% и составила 25,8 тыс. рублей, регистрируемая безработица стабилизировалась на уровне 0,7% от численности экономически активного населения. Индекс потребительских цен (среднегодовой) сложился на уровне 109,1%.
Среднегодовая численность постоянного населения Краснодарского края увеличилась до 5428,8 тыс. человек (101,1% к 2013 году), среднегодовая численность занятых в экономике - 2322,4 тыс. человек - со снижением на 0,4% к уровню 2013 года в основном из-за ликвидации рабочих мест, созданных при подготовке к XXII Олимпийским зимним играм (далее - Олимпиада).
По итогам шести месяцев 2015 года макроэкономическая ситуация в Краснодарском крае характеризовалась снижением динамики развития ввиду кризисных явлений в экономике России, а также обратного эффекта от проведения Олимпиады.
Тем не менее благодаря высокой диверсификации экономики в ряде отраслей есть положительные результаты.
Прежде всего, это уверенный рост в сельском, хозяйстве - 105,7%. Прирост объемов розничных продаж составил 1,7%. Замедлились темпы падения строительных работ - до 19,1% (против 29,3% год назад). Но при этом индекс промышленного производства ушел в область отрицательных значений, составив 98,5%.
Заработная плата выросла до 26 тыс. рублей в месяц, что выше аналогичного периода предыдущего года в номинальном выражении на 2,8%. Остался низким уровень регистрируемой безработицы, он составил 0,7% от численности экономически активного населения Краснодарского края.
Прогноз основных макроэкономических параметров до 2027 года разработан в составе двух основных вариантов - базового сценария (вариант 1) и оптимистичного сценария (вариант 2).
Для минимизации рисков, связанных с формированием доходной части бюджета, в качестве утверждаемого выбран базовый сценарий (1 вариант).
Базовый сценарий (вариант 1) предполагает продолжение действия санкций со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и, как следствие, ограничение кредитных ресурсов, достаточно высокий уровень инфляции и умеренный рост краевой экономики на фоне существенного падения инвестиций в 2015 году.
В этой связи ожидаемый уровень инфляции в Краснодарском крае в 2015 году предположительно составит 116,7%. В период после 2015 года ее уровень будет ежегодно снижаться, но рост цен на энергоносители, сохраняющаяся убыточность, износ коммуникаций и необходимость покрытия инвестиционных затрат повлекут рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В 2027 году индекс потребительских цен (среднегодовой) предположительно составит 103% и за двенадцатилетний период возрастет в 2,2 раза.
К 2027 году рост экономики Краснодарского края по базовому сценарию будет постепенно восстанавливаться до 3% в среднегодовом исчислении прежде всего за счет инвестиционного развития. К 2027 году объем валового регионального продукта достигнет почти 5 трлн рублей и увеличится по сравнению с 2014 годом в 1,4 раза в сопоставимых ценах.
До конца 2015 года планируется реализовать 46 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 55,2 млрд рублей. В первую очередь это проекты в сфере агропромышленного комплекса. В ближайшие время будут созданы крупные тепличные хозяйства в Белореченском и Динском районах. Мясомолочная промышленность пополнится новыми мощностями в Павловском и Калининском районах. Будет продолжено создание свиноводческих комплексов в Усть-Лабинском, Гулькевичском, Динском, Каневском, Выселковском районах. Завершается реконструкция и модернизация молокозавода в Выселковском районе, строительство мясоперерабатывающего предприятия в Усть-Лабинском районе, строительство завода по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Белореченском районе. Запланирована закладка новых виноградников в Темрюкском, Крымском, Крыловском, Ейском районах, городе Новороссийске.
Стратегическими проектами для Краснодарского края станут туристско-рекреационный кластер "Абрау-Утриш" на территории Новороссийска и Анапы, а также горноклиматический курорт Лаго-Наки на территории Апшеронского района.
Кроме того, регион в ближайшее время станет площадкой для реализации таких федеральных мегапроектов, как строительство транспортного перехода через Керченский пролив с железнодорожными и автомобильными подходами и создание на территории края электросетевых объектов и газопроводов для обеспечения Крыма в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года". В результате предполагается, что в 2027 году объем инвестиций превысит 1,3 трлн рублей.
В 2014 году фонд оплаты труда в Краснодарском крае превысил 418 млрд рублей и возрос относительно 2013 года на 6%. Предполагается, что в 2015 году он составит более 450 млрд рублей с приростом относительно 2014 года на 1,6%, а в 2027 году - более 1,3 трлн рублей, что в 2,9 раза превысит значение 2015 года.
Динамика фонда оплаты труда отразится на формировании среднемесячной заработной платы. По итогам 2015 года она оценивается на уровне 26,5 тыс. рублей с приростом к 2014 году на 2,8% в номинальном выражении, а по прогнозным расчетам в 2027 году возрастет почти до 78 тыс. рублей с приростом к 2015 году почти в 3 раза.
Определенное давление в сторону повышения заработной платы будет оказывать рост заработной платы в бюджетном секторе, доведение к 2018 году заработной платы до эффективного уровня (в соответствии с указами Президента Российской Федерации) и сохранение достигнутого паритета до 2027 года. Сохранение конкурентоспособности заработной платы государственных служащих и прочих категорий работников бюджетной сферы за счет ее повышения будет пропорционально темпам роста заработной платы в целом по экономике.
В Краснодарском крае, начиная с 2013 года, отмечается естественный прирост населения (превышение численности родившихся над умершими).
В 2015 году тенденция увеличения населения Краснодарского края сохраняется, прирост численности обеспечивается положительным сальдо миграции. По итогам 2015 года среднегодовая численность постоянного населения оценивается в 5474,2 тыс. человек с приростом на 0,8% к уровню 2014 года.
В прогнозном периоде изменение численности населения по отдельным возрастным группам будет находиться под влиянием прошлых и будущих тенденций рождаемости и смертности. Предполагается систематическое сокращение численности лиц в трудоспособном возрасте (за счет превышения числа выбывающих за пределы трудоспособного возраста над числом вступающих в трудоспособный возраст) и возрастание группы населения в возрасте старше трудоспособного. Неблагоприятная динамика численности женского контингента активного репродуктивного возраста может обусловить сокращение рождаемости.
Для преодоления возможного влияния негативных тенденций, закрепления достигнутых положительных результатов демографического развития в Краснодарском крае продолжится реализация мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Краснодарском крае".
Масштабы миграции будут снижаться, но останутся на довольно высоком уровне. В результате среднегодовая численность постоянного населения края за 12 лет предположительно увеличится на 369,5 тыс. человек или на 6,8% и составит в 2027 году 5843,7 тыс. человек.
В 2015 году численность занятых в экономике оценивается в 2308 тыс. человек (со снижением на 0,6% к уровню 2014 года), среднегодовой уровень регистрируемой безработицы составит 0,8% от численности экономически активного населения.
В прогнозном периоде в результате реализации Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2015 году и на период 2016 и 2017 годов, утвержденного главой администрации (губернатором) Краснодарского края 23 марта 2015 года, а именно роста инвестиционной привлекательности региона; создания новых мощностей по производству импортозамещающих товаров, необходимых для обеспечения населения и бесперебойной работы предприятий; создания новых и поддержки существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты; обеспечения оперативного контроля ситуации на рынке труда, численность занятых в экономике в 2016 году сохранится на уровне 2015 года (2308 тыс. человек). Начиная с 2017 года ежегодный прирост занятости возобновится, и к концу прогнозного периода численность занятых достигнет 2319,2 тыс. человек.
Сохранению стабильности на регистрируемом рынке труда будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения", предполагающей решение таких основных задач, как содействие трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой; содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечение реализации мероприятий в области трудовых отношений, социальных гарантий, охраны, труда и аттестации рабочих мест; стимулирование работодателей путем содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места.
В результате закрепления позитивных тенденций, увеличения спроса на рабочую силу уровень регистрируемой безработицы не превысит 0,8% от численности экономически активного населения на протяжении всего прогнозного периода.
В 2015 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 100,2% с доведением объема отгрузки продукции до 868,8 млрд рублей.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая среднегодовая динамика прироста в пределах 3,5% с сохранением тенденции опережающего роста обрабатывающих производств (среднегодовой темп 104,0% к 2015 году).
В добывающем секторе с 2019 года ожидается положительный темп роста за счет введения в разработку песчаного нефтегазоконденсатного месторождения и газовой залежи Анатастасиевско-Троицкого месторождения, а также двух скважин Западно-Казачьего газового месторождения.
Ожидаемое сокращение темпов добычи прочих полезных ископаемых (нерудных строительных материалов) в 2015 году вызвано постепенным сокращением потребности в нерудных стройматериалах ввиду завершения строительства олимпийских объектов, включая дорожное строительство. В дальнейшем ситуация стабилизируется и при увеличении объемов строительства предполагается, что динамика будет положительной.
Устойчивый рост намечен в производстве пищевых продуктов, где сосредоточен наибольший потенциал импортозамещения.
Стабильная динамика развития прогнозируется в производстве нефтепродуктов; металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; обработке древесины и производстве изделий из дерева.
Важнейшим проектом в нефтеперерабатывающем секторе является реконструкция нефтеперерабатывающего завода в Туапсинском районе, обеспечивающая увеличение мощностей по переработке нефти до 12 млн тонн в год.
С 2018 года (после завершения второй очереди реконструкции завода) начнется производство автомобильного бензина, который будет соответствовать классам Евро-4 и Евро-5.
В рамках развития металлургического комплекса предполагаются значительные вложения в дальнейшее развитие существующих мощностей. В 2017 году ожидается ввод третьей очереди ООО "Абинский электрометаллургический завод", включающего сталепрокатное производство. И в перспективе к 2020 году состоится ввод четвертой очереди производства, включающего метизное производство.
В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов ожидается ввод новых мощностей по производству цемента. В 2018 году ввод двух новых технологических линий по производству цемента "сухим" способом - завод "Первомайский" (мощность 0,6 млн тонн в год) и завод "Пролетарий" (мощность 2,2 млн тонн в год).
Осуществляется строительство 3 цементных заводов общей мощностью 7,6 млн тонн цемента в год, срок ввода которых предположительно состоится после 2020 года.
В обработке древесины и производстве изделий из дерева рост объемов производства на долгосрочную перспективу предполагается за счет развития производства плит МДФ на базе действующего предприятия в Апшеронском районе, где планируется рост выпуска плит МДФ (шлифованные и ламинированные) и ламинированного напольного покрытия. С выходом на проектную мощность 300 тыс. кубометров плит МДФ в год предприятие планирует занять более 10% российского рынка в данном производстве.
В 2015 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства по оценке превысит 308 млрд рублей (101% в сопоставимых ценах к 2014 году).
Главными приоритетами развития на прогнозируемый период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направлений; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород, которое приведет к увеличению поголовья животных; рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; в растениеводстве - развитие овощеводства и плодоводства с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения отечественной продукцией. Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования.
Развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса Краснодарского края, увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Важным инструментом развития аграрного комплекса Краснодарского края является реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории края путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов валовой продукции в 2027 году до 543,4 млрд рублей с темпом роста 120,4% в сопоставимых ценах к 2014 году.
Ожидаемый итог 2015 года по обороту розничной торговли составляет 1242,2 млрд рублей с приростом к 2014 году на 0,1% ввиду заметного снижения покупательского спроса на товары и услуги, связанного со стагнацией доходов населения и сокращением объемов потребительского кредитования, а также высокой базы "олимпийского" 2014 года. Начиная с 2016 года скорость прироста розничных продаж разгонится до 4,7% в среднегодовом исчислении. В результате в 2027 году оборот розничной торговли предположительно может превысить 4 трлн рублей, что в 1,8 раза превысит уровень 2014 года.
Для эффективного развития торговой деятельности в долгосрочной перспективе будут решаться следующие задачи: развитие инфраструктуры торговли; стимулирование развития торговли и услуг в малых и отдаленных населенных пунктах; обеспечение необходимого уровня конкуренции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; снижение кадрового дефицита в отрасли; стимулирование потребительского спроса; участие в краевых, российских и международных мероприятиях, направленных на развитие и совершенствование торговой деятельности на территории Краснодарского края.