РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 июля 2018 года N 1520-р
[Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года]
(с изменениями на 14 марта 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 2813-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 563-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 2999-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 года N 1397-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2020 года N 2002-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 года N 3312-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 3756-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 1525-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 573-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция).
2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, задействованных в организации и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, разработать и представить в Правительство Российской Федерации до 30 ноября 2018 г. план мероприятий по реализации Концепции.
3. Минфину России начиная с 2019 года предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования, необходимые для финансирования расходов на реализацию мероприятий Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года
(с изменениями на 14 марта 2023 года)
Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция) разработана в рамках реализации мероприятия N 266 Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Программа), и в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2166.
Решением Международной федерации футбольных ассоциаций 2 декабря 2010 г. Российская Федерация впервые получила право на проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - чемпионат мира по футболу).
В целях подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу приняты Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
Чемпионат мира по футболу FIFA - это крупнейшее спортивное событие, участниками которого являются 32 национальные сборные команды, сетка турнира которого состоит из 64 матчей (количество зрителей составляет более 2,5 млн. человек, совокупная телеаудитория - 46,4 процента населения земли).
В рамках Программы:
обеспечены строительство и реконструкция 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу в гг.Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи;
обеспечены строительство, реконструкция и подготовка 95 тренировочных площадок, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий;
выполнены мероприятия по возведению строений и сооружений временного назначения и вспомогательного использования на стадионах и прилегающих к ним территориях.
Цель Концепции - создание условий для обеспечения эффективного использования в постсоревновательный период объектов спортивной инфраструктуры, созданных для проведения чемпионата мира по футболу.
Основными задачами, требующими решения для достижения указанной цели, являются:
определение моделей управления стадионами с учетом проведения на них матчей профессиональных футбольных клубов и многофункционального использования для ведения иной приносящей доход деятельности;
определение мероприятий, обеспечивающих эффективное использование тренировочных площадок, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий организациями,
осуществляющими спортивную подготовку;
обеспечение эффективного использования строений и сооружений временного назначения и вспомогательного использования;
определение способов создания и функционирования на базе созданной к чемпионату мира по футболу футбольной инфраструктуры детских футбольных центров.
Российская Федерация обеспечила исполнение гарантии Международной федерации футбольных ассоциаций по предоставлению следующих 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу, соответствующих требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций:
стадион "Лужники" (реконструкция стадиона осуществлялась Правительством Москвы);
стадион "Казань Арена" (оснащение стадиона травяным покрытием футбольного поля с инженерными системами осуществлялось Кабинетом Министров Республики Татарстан);
стадион "Санкт-Петербург" (строительство стадиона осуществлялось Правительством Санкт-Петербурга);
стадион "Фишт" (реконструкция стадиона осуществлялась администрацией Краснодарского края).
Указанные стадионы находятся в собственности субъектов Российской Федерации.
Стадион "Спартак" в г.Москве (строительство осуществлено обществом с ограниченной ответственностью "Стадион Спартак" за счет внебюджетных источников). Стадион находится в частной собственности.
На стадионах определены модели управления стадионами, источники финансирования расходов на эксплуатацию и содержание, предусмотрены финансовые средства из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, сформированы управляющие компании.
Государственным заказчиком строительства и реконструкции стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске является Министерство спорта Российской Федерации, застройщиком - федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-Инжиниринг" (указанные стадионы находятся в собственности Российской Федерации).
В целях эффективного использования предусмотрена передача 7 стадионов в 2019 году из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации (передача стадионов в гг.Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации предусматривается после полного формирования их балансовой стоимости и принятия соответствующего нормативного правового акта).
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо выполнить комплекс организационных и технических мероприятий по определению или созданию управляющих компаний, осуществляющих эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадионов, а также по определению направлений их многофункционального использования.
В целях обеспечения эффективного управления собственникам стадионов необходимо разработать и утвердить предусматривающие многофункциональное использование стадионов бизнес-планы их операционной деятельности, которые в обязательном порядке должны содержать целевые показатели по доходам от использования стадионов и контрольные показатели по расходам на их эксплуатацию.
Наряду с этим каждый субъект Российской Федерации, которому передается в собственность стадион, обязан определить модель управления стадионом с учетом сложившихся в международной практике следующих моделей управления:
модель "собственник-оператор" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания самостоятельно обеспечивают содержание, эксплуатацию и управление операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления такими стадионами, как "Лужники", "Спартак", "Казань Арена" и "Фишт");
модель "собственник-оператор с привлечением специализированных организаций" (собственник или принадлежащая собственнику управляющая компания привлекают специализированные организации для передачи им на аутсорсинг отдельных функций, связанных с содержанием, эксплуатацией и загрузкой стадиона (в последнем случае, как правило, с загрузкой мероприятиями, не связанными с футболом). Такая модель используется федеральным государственным унитарным предприятием "Спорт-Инжиниринг" для управления стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета);
модель "организация-оператор", которая предусматривает передачу управления сторонней внешней компании, в том числе с использованием концессионных или иных механизмов государственно-частного партнерства (если требуется строительство и (или) реконструкция) (собственник нанимает управляющую компанию и передает ей все обязанности по содержанию, эксплуатации и управлению операционной деятельностью стадиона. Такая модель применяется для управления объектом "Стадион Санкт-Петербург", который передан обществу с ограниченной ответственностью "Зенит Арена" по договору концессии);
модель "единая организация - оператор" предусматривает передачу управления единому оператору, управляющему несколькими или всеми стадионами, построенными за счет средств федерального бюджета.
Основным функциональным направлением 12 стадионов для проведения матчей чемпионата мира по футболу является использование их по профильному назначению, в том числе:
проведение домашних матчей футбольного клуба в качестве участника чемпионата России по футболу среди команд клубов Российской футбольной Премьер-Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги, первенства России по футболу среди команд клубов профессиональной футбольной лиги, Кубка России по футболу (далее - матчи чемпионатов России и Кубка России) и европейских турниров Союза европейских футбольных ассоциаций;
проведение иных футбольных матчей в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе товарищеских игр национальных сборных команд Российской Федерации, мероприятий, предусмотренных календарными планами физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Планируемое использование стадионов и количество футбольных матчей чемпионата России по футболу, первенства России по футболу и Кубка России на стадионах приведены в перечне стадионов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для использования в постсоревновательный период согласно приложению N 1.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное использование стадионов по профильному назначению, является уровень посещаемости болельщиками матчей, который прежде всего обусловлен спортивными результатами команды футбольного клуба. Для этих целей в бизнес-планах операционной деятельности стадионов должны быть предусмотрены дополнительные меры, реализуемые управляющими компаниями совместно с футбольными клубами, включая применение системы скидок, дотирование билетной программы клубов для различных социальных групп населения.
Построенные и реконструированные футбольные стадионы представляют собой современные технически сложные объекты с кратковременным массовым пребыванием людей, и их эксплуатация является весьма затратной. Как показывает мировой опыт, объем доходов в случае использования стадионов только для проведения футбольных матчей недостаточен для достижения их безубыточности.
В связи с этим существует практика многофункционального использования футбольных стадионов, предусматривающая проведение на стадионах культурно-спортивных и зрелищных мероприятий, а также практика предоставления внутренних свободных помещений стадионов для коммерческого использования. На стадионе возможно проведение следующих мероприятий:
мероприятия футбольного клуба, являющегося арендатором или собственником стадиона (специальные пресс-конференции, встречи с болельщиками, мероприятия для спонсоров, благотворительные мероприятия);
крупные спортивные соревнования и мероприятия;
мероприятия для бизнес-партнеров, спонсорские турниры, мероприятия, связанные с торжественным празднованием знаменательных дат;
общероссийские крупные культурно-зрелищные мероприятия в области музыкального искусства (хоровые фестивали и фестивали духовой музыки, выступления сводных детских хоров и оркестров, специальные театральные постановки, включая оперные), обзорные экскурсии, отдельные экскурсионные программы, тематические маршруты и квесты, открытые лектории для школьников.
Кроме того, на базе стадионов возможно создание музеев истории спорта, тематических музеев по видам спорта, а также мультимедийных, копийных выставок и тематических экспозиций.
Свободные помещения стадионов могут также приносить доход за счет их сдачи в долгосрочную аренду. Собственникам стадионов рекомендуется рассматривать привлечение следующих коммерческих арендаторов:
предприятия торговли и сферы услуг спортивной и оздоровительной направленности;
предприятия общественного питания (рестораны, кейтеринг);
арендаторы офисных помещений.
Кроме того, предусматривается возможность некоммерческого использования свободных площадей стадионов с предоставлением помещений под офисы детско-юношеских спортивных школ, прежде всего футбольных, для размещения региональных и межрегиональных футбольных ассоциаций, музеев спорта и (или) музеев футбола, размещения органов исполнительной власти региона и муниципалитета, осуществляющих функции государственного управления в сфере спорта.
Реализация возможностей многофункционального использования стадионов и их выход на самоокупаемость при наличии соответствующего потенциала не может произойти одномоментно и будет носить поэтапный характер. Собственникам стадионов необходимо определить источники и объемы ресурсного обеспечения их операционной деятельности до выхода стадионов на самоокупаемость.
Кроме того, для снижения налоговой нагрузки и исключения перекрестного субсидирования высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и городам-организаторам рекомендуется принять или скорректировать нормативные правовые акты, предусмотрев в них освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в компетенции субъектов Российской Федерации) и земельного налога (в компетенции муниципалитетов городов-организаторов) организаций, осуществляющих эксплуатацию стадионов.
Для обеспечения использования стадионов по профильному назначению (проведение футбольных матчей чемпионата России и Кубка России в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих регламентах соревнований) необходимо выполнить следующие первоочередные мероприятия:
оснащение футбольного поля стадиона электронными светодиодными рекламными конструкциями (LED-панелями);
установка ограждений, отделяющих гостевые сектора от секторов болельщиков, для прохождения сертификации стадиона в соответствии с требованиями регламентов общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" по проведению футбольных матчей.
Кроме того, для обеспечения многофункционального использования стадионов при проведении иных мероприятий необходимо обеспечить приобретение защитных покрытий для футбольного поля и комплектов оборудования для устройства футбольных полей с системой подогрева на прилегающей территории к стадионам.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 2999-р. - См. предыдущую редакцию)
Концепцией предусматриваются мероприятия по адаптации стадиона в г.Екатеринбурге в целях восстановления его архитектурного и исторического облика, включая демонтаж временных трибун с южной и северной сторон стадиона.
Согласно требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций для проведения чемпионата мира по футболу выполнены мероприятия по строительству, реконструкции и подготовке 95 тренировочных площадок в 25 субъектах Российской Федерации.
Тренировочные площадки имеют натуральное травяное покрытие, необходимое для проведения тренировок, оборудование, трибуны вместимостью не менее 500 мест, раздевалки, системы освещения и электропитания, коммунальную и телекоммуникационную инфраструктуру, места для питания зрителей, парковки, пешеходные и подъездные пути.
До начала мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу 74 тренировочные площадки являлись действующими, из них 47 тренировочных площадок находилось в пользовании спортивных организаций (детско-юношеских спортивных школ, школ по подготовке спортивного резерва, академий по футболу) и 15 тренировочных площадок - в пользовании футбольных клубов, остальные тренировочные площадки использовались по профильному назначению (проведение учебно-тренировочных мероприятий профессионального и любительского характера).