Муниципальные финансы являются важным составляющим звеном финансовой системы государства для реализации органами местного самоуправления своих функций и полномочий, именно поэтому рациональное (эффективное) управление финансами - одна из первоочередных стратегических задач муниципального образования по повышению эффективности системы муниципального и общественного управления.
За 2014 - 2017 годы в бюджет города Омска привлечены дополнительные доходы на сумму 1,2 млрд. рублей в результате реализации ежегодно утверждаемого Мэром города Омска Плана мероприятий по увеличению доходов бюджета города Омска.
Налоговая база по имущественным налогам увеличилась в результате системной работы по приведению кадастровой стоимости земельных участков к уровню рыночных цен. В результате стоимость земельных участков для целей налогообложения увеличена на 2,4 млрд. рублей.
За период 2012 - 2016 годов совместно с налоговыми органами проведены мероприятия по актуализации баз данных налоговых органов и вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости и земельных участков, занятых многоквартирными домами. Проведена работа с 66,5 тыс. сведений об объектах недвижимости, из них по 46,6 тыс. объектов уточнены идентификационные характеристики. Сформировано 4,4 тыс. земельных участков, занятых многоквартирными домами.
С 01.01.2016 произведен переход на порядок исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с принятием Решения Омского городского Совета от 25.01.2017 N 508 "О порядке предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате неналоговых платежей в бюджет города Омска" долговая нагрузка на бизнес и обеспечение поступления текущих платежей в бюджет города Омска снизились.
На постоянной основе осуществляется актуализация муниципальных правовых актов города Омска, регулирующих порядок формирования проекта бюджета города Омска, оказания муниципальных услуг и работ на основе муниципальных заданий в соответствии с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство.
С 2014 года бюджет города Омска формируется в программном формате на основе 11 муниципальных программ, начиная с 2018 года - на основе 12 муниципальных программ, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования. По итогам 2017 года доля программных расходов составила 94,7%.
Начиная с 2016 года проект бюджета города Омска формируется с использованием принципа "скользящей трехлетки" на основе ранее утвержденных в бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на плановый период, позволяющего обеспечить преемственность направлений расходов, непрерывность среднесрочного бюджетного планирования, исполнения принятых ранее обязательств по осуществлению бюджетных расходов, носящих долговременный характер, в целях заключения долгосрочных договоров.
Утвержден перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Омска, за исключением муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
Создана нормативная база в сфере нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Омска, позволяющая осуществлять нормирование в сфере закупок на основе требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления города Омска и Омской городской избирательной комиссии (включая подведомственные казенные учреждения).
Новые подходы внедрены к организации внутреннего муниципального финансового контроля, направленного на предотвращение нарушений бюджетного законодательства, на контроль результативности и эффективности использования средств бюджета города Омска.
Разработаны и утверждены стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, устанавливающие единые правила и процедуры планирования контрольной деятельности, организации и проведения контрольного мероприятия, оформления результатов контрольного мероприятия.
Проводимая работа по методологическому сопровождению бюджетного процесса и осуществлению контроля за участниками бюджетного процесса по исполнению бюджетного законодательства позволила улучшить среднее значение оценки качества финансового менеджмента в целом по всем главным распорядителям бюджетных средств с 78,1% за 2013 год до 86,6% за 2017 год. С 2015 года у всех главных распорядителей бюджетных средств оценка качества финансового менеджмента соответствует среднему и высокому уровню.