Динамика муниципального долга и расходов на его обслуживание
Наименование показателя | Год | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Объем муниципального долга, млн. руб. | 2685,0 | 3386,0 | 3891,0 | 4588,0 | 5300,0 | 5971,0 | 6603,0 |
Объем расходов на обслуживание муниципального долга, млн. руб. | 158,6 | 231,6 | 218,8 | 397,9 | 503,7 | 533,3 | 534,7 |
Долговая нагрузка, % | 28,7 | 38,1 | 49,7 | 56,3 | 68,2 | 73,1 | 79,7 |
Основой мобилизации доходной базы бюджета города Омска для исполнения возложенных на муниципалитет полномочий должно стать эффективное управление имущественным комплексом города Омска.
Необходимо не только повысить уровень всех доходов, но и обеспечить стабильность их поступлений.
Также постоянным направлением деятельности органов местного самоуправления должны быть оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, не влияющие на качество муниципальных услуг.
Необходимая правовая база для этого на муниципальном уровне создана. Утверждены планы мероприятий и муниципальные программы города Омска, направленные на повышение собственных доходов, результативности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности бюджета города Омска.
Организована система управления муниципальными долговыми обязательствами, которая позволяет:
- не превышать ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства;
- осуществлять управление ликвидностью единого счета бюджета.
В результате управления денежными средствами в части ежедневного таргетирования остатков средств на счетах бюджета экономия бюджетных средств за период с 2014 года по первое полугодие 2018 года составила более 165 млн. рублей.
Ключевые проблемы по управлению муниципальными финансами:
- низкий уровень обеспеченности расходных полномочий собственными доходами;
- высокий уровень муниципального долга;
- низкая доля средств, направленных на развитие города Омска (не более 2%).