Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории (в регионе проживает чуть более 1,9 миллиона жителей). Будучи крупным по размеру экономики российским регионом, Приморский край в то же время заметно уступает в экономическом отношении регионам близлежащих стран. Так, по численности населения, размеру экономики Приморский край в десятки раз уступает таким соседним приграничным северным провинциям Китая, как Цзилинь и Хэйлунцзян.
Приморский край обладает выгодным географическим расположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективы экономической интеграции России в АТР, в том числе в части наращивания нересурсного экспорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края, а наращивание экспорта сырьевых товаров из регионов Сибири и Дальнего Востока в страны АТР во многом зависит от эффективности использования транзитного потенциала Приморского края. Таким образом, Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, от динамичности его развития во многом зависит успех федеральной политики, которая сегодня проводится на Дальнем Востоке.
По своему местоположению Приморский край имеет высокий экспортный потенциал и занимает позицию транзитного экспортного хаба для России на Дальнем Востоке. Большая часть экспорта - это транзитные грузы из российских регионов в страны АТР. Приморский край, в основном, экспортирует рыбную продукцию, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы (в совокупности они составляют почти 90% экспорта). При этом основная доля экспорта приходится на Китай, Республику Корею и Японию. В совокупности они составляют более 90% внешних продаж Приморского края и демонстрируют стабильный рост в объемах экспорта в среднем на 12 - 16% в г.
Особое значение имеет Приморский край как место базирования и тыловая база Тихоокеанского флота России.
За последние 10 лет Приморский край достиг определенных успехов в экономическом развитии. Были получены значительные результаты в транспортно-логистическом комплексе и несырьевом экспорте, привлечены крупные суммы прямых инвестиций из стран Северо-Восточной Азии (СВА) благодаря близости к странам-инвесторам и благоприятным условиям для ведения бизнеса в рамках специальных налоговых и таможенных режимов.
На территории Приморского края действует специальный режим хозяйствования - свободный порт Владивосток (СПВ), в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в его состав входят Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Лазовский, Шкотовский, Октябрьский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский, Ольгинский, Партизанский муниципальные округа и Надеждинский муниципальный район, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях указанных муниципальных образований. Общие характеристики этих муниципальных образований приведены в табл. 1.1.1.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 04.07.2023 N 457-пп)