Для успешного развития экономики и обеспечения ускоренных темпов роста необходимо преодолеть ключевые вызовы. Это, в первую очередь, низкая степень интеграции ключевых компаний Приморского края в отраслевые производственные цепочки России и стран Азии в силу географической удаленности и ограниченности внутреннего рынка региона. Для края также характерна высокая стоимость ведения бизнеса: высокие расходы на транспортировку, неразвитость логистической, электросетевой инфраструктуры и высокий уровень административных барьеров. Развитию бизнеса препятствуют неразвитость трансграничной инфраструктуры и громоздкие таможенные процедуры. Компании отмечают нехватку квалифицированных кадров и недостаточно высокое качество подготовки специалистов.
Вместе с тем Приморский край отличается высоким внутренним разнообразием с точки зрения природно-географических и инфраструктурных условий жизни и ведения экономической деятельности, вследствие чего имеет место неравномерная выраженность перечисленных экономических вызовов в различных его частях. Поэтому и подходы к развитию экономики будут в максимальной степени селективными, чтобы учесть все особенности и преимущества, и дать возможность максимально реализовать потенциал каждого муниципалитета и его жителей.
По своим природно-ресурсным условиям и уровню использования потенциала территория Приморского края может быть разделена на три ареала:
северо-восточный ареал природосбережения и цивилизованного природопользования, где главным является природный потенциал территории, а численность населения невелика, и основная задача человека на этой территории - организовать свою жизнь в гармонии с жизнью природы, проводя рациональную политику природопользования;
центрально-западный природно-индустриальный ареал - где расположены индустриальные центры, сконцентрированные вокруг Транссибирской магистрали и вдоль Тихоокеанского побережья, основные районы сельскохозяйственного производства плодородной Ханкайской низменности, а также участки добычи полезных ископаемых (задачей сбалансированного развития этой территории является рациональное сочетание использования природного и эволюционного потенциала территории, ведения на ней максимально эффективной и одновременно максимально природосберегающей освоенческой политики);
южный индустриально-постиндустриальный ареал, представляющий собой наиболее развитые территории, реализующие модель развития с возрастающей ролью инновационного сектора экономики и индустрии знаний, высокопроизводительной промышленностью, высокоэффективным транспортно-логистическим комплексом, расширяющимся сектором услуг и наиболее высокими стандартами социального обслуживания.
В более детализированной форме в рамках этих ареалов основные проекты и мероприятия развития Приморского края формируют приоритетные центры экономического роста (ЦЭР), что позволяет получить взаимоувязанный комплекс действий и оптимизировать потребности в ресурсах для социально-экономического развития, определить необходимые и достаточные масштабы инфраструктурного развития.
Для целей упорядочивания среднесрочных планов развития социальной сферы постановлением Администрации Приморского края от 29 июня 2018 года N 303-па "Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Приморского края" в соответствии с рекомендациями Минвостокразвития России выделены 5 перспективных центров экономического роста с соответствующей специализацией и утвержден План их социального развития: Владивостокская агломерация, Уссурийский агропромышленный узел, Южный промышленный узел, Арсеньевский промышленный узел и Север Приморья.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп)
На стратегическую перспективу для целей комплексного инфраструктурного развития, включающего не только социальную инфраструктуру, но также магистральную и локальную инженерную, транспортную и энергетическую инфраструктуру, на территории Приморского края выделяется 8 центров экономического роста и ряд потенциальных центров инноваций и прорывного экономического развития.
Основные центры экономического роста Приморского края, якорные проекты и инвестиционные инициативы их развития перечислены ниже:
центры экономического роста | проекты и инвестиционные инициативы |
Владивостокская агломерация | Контейнерный терминал, технопарк в сфере ИКТ, организация сборки двигателей, грузовиков, производства кормового белка, создание и развитие промышленной инфраструктуры, интегрированный развлекательный курорт "Приморье" (туристский кластер "Приморье"), туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо", торгово-развлекательные и логистические комплексы, центр водных видов спорта о. Русский, научно-образовательный комплекс на базе ДВФУ, застройка и развитие территории о. Русский, МТК "Приморье-1" |
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп) | |
Находкинский транспортно-промышленный узел | Находкинский завод минеральных удобрений, перегрузочные и портовые комплексы, бункеровочная база, восстановление угледобычи на шахте "Центральная", МТК "Приморье-1" |
ТОСЭР "Большой камень" | Строительство судостроительного комплекса "Звезда", строительство угольного и зернового терминалов |
ТОСЭР "Нефтехимический" | Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств |
Уссурийско-Михайловский агропромышленный узел | Животноводческие комплексы, агропарк "Приморский", ввод элеваторных и комбикормовых мощностей, предприятий пищевой промышленности, ландшафтно-исторический парк "Изумрудная долина" (ядро кластера "Изумрудное кольцо"), производство картона и упаковки, МТК "Приморье-1" |
Арсеньевский промышленный узел | Развитие и модернизация ААК "Прогресс", создание спортивно-туристического кластера, развитие стройиндустрии |
Север Приморья | Лесопереработка, добыча вольфрама, золота, отработка техногенных источников минерального сырья, выращивание гидробионтов |
Хасанский центр экономического роста | Терминальный комплекс в бух. Славянка, зерновой терминал в порту Зарубино, создание терминала по перевалке СУГ (б. Перевозная), судостроительного кластера, развитие АПК и лесопереработки, МТК "Приморье-2" |
Иные территории и проекты межмуниципального уровня | Нефтеперерабатывающий завод, угольный терминал м. Открытый в ЗАТО Фокино, создание животноводческих комплексов и предприятий пищевой промышленности, постройка рыбопромысловых судов, развитие аквакультуры, разработка месторождений золота, мрамора и других полезных ископаемых |
Дополнительный инвестиционный потенциал | Имеет перспективы также реализация таких крупных проектов как создание терминала СПГ, строительство Приморской АЭС в увязке с энергоемкими металлургическими и иными предприятиями, строительство на базе ССК "Звезда" ледокола "Лидер" |
В представленной социально-экономической типологизации территории Приморского края перечисленные центры экономического роста, развитие которых можно рассматривать как приоритетное, охватывают 50,5% (83,1 тыс. кв. км) территории Приморья, на которой проживает 83,2% (1591,5 тыс. чел) населения края.
В целях максимизации эффективности и исходя из принципов реалистичности предполагается обеспечивать концентрацию ресурсов именно на этих направлениях.