(с изменениями на 17 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп, от 04.07.2023 N 457-пп, от 29.09.2023 N 671-пп, от 08.11.2023 N 773-пп, от 28.02.2024 N 121-пп, от 05.04.2024 N 214-пп, от 02.08.2024 N 552-пп, от 17.09.2024 N 651-пп)
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Приморского края от 2 декабря 2015 года N 732-КЗ "О стратегическом планировании в Приморском крае", на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Приморского края руководствоваться Стратегией при разработке, корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Приморского края.
3. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
А.И.КОСТЕНКО
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ДО 2030 Г.
(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 16.05.2022 N 314-пп, от 04.07.2023 N 457-пп, от 29.09.2023 N 671-пп, от 08.11.2023 N 773-пп, от 28.02.2024 N 121-пп, от 05.04.2024 N 214-пп, от 02.08.2024 N 552-пп, от 17.09.2024 N 651-пп)
Настоящая Стратегия обеспечивает согласованность ключевых направлений развития Приморского края с приоритетами развития Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и отдельных отраслей в части реализации модели опережающего развития, ориентированной на максимальное развитие конкурентных преимуществ с использованием новых экономических механизмов.
Основанием для разработки Стратегии являются Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Приморского края от 02.12.2015 N 732-КЗ "О стратегическом планировании в Приморском крае".
Исходными данными для разработки Стратегии являются документы и нормативные правовые акты, правовые акты, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации.
При формировании Стратегии учитывались:
положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения проектов стратегий социально-экономического развития Российской Федерации, пространственного развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), влияющих на развитие Приморского края, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих и активно взаимодействующих с Приморским краем, результаты реализации стратегических документов Приморского края, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;
данные государственной, региональной и муниципальной и ведомственной статистики.
Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории (в регионе проживает чуть более 1,9 миллиона жителей). Будучи крупным по размеру экономики российским регионом, Приморский край в то же время заметно уступает в экономическом отношении регионам близлежащих стран. Так, по численности населения, размеру экономики Приморский край в десятки раз уступает таким соседним приграничным северным провинциям Китая, как Цзилинь и Хэйлунцзян.
Приморский край обладает выгодным географическим расположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективы экономической интеграции России в АТР, в том числе в части наращивания нересурсного экспорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края, а наращивание экспорта сырьевых товаров из регионов Сибири и Дальнего Востока в страны АТР во многом зависит от эффективности использования транзитного потенциала Приморского края. Таким образом, Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, от динамичности его развития во многом зависит успех федеральной политики, которая сегодня проводится на Дальнем Востоке.
По своему местоположению Приморский край имеет высокий экспортный потенциал и занимает позицию транзитного экспортного хаба для России на Дальнем Востоке. Большая часть экспорта - это транзитные грузы из российских регионов в страны АТР. Приморский край, в основном, экспортирует рыбную продукцию, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы (в совокупности они составляют почти 90% экспорта). При этом основная доля экспорта приходится на Китай, Республику Корею и Японию. В совокупности они составляют более 90% внешних продаж Приморского края и демонстрируют стабильный рост в объемах экспорта в среднем на 12 - 16% в г.
Особое значение имеет Приморский край как место базирования и тыловая база Тихоокеанского флота России.
За последние 10 лет Приморский край достиг определенных успехов в экономическом развитии. Были получены значительные результаты в транспортно-логистическом комплексе и несырьевом экспорте, привлечены крупные суммы прямых инвестиций из стран Северо-Восточной Азии (СВА) благодаря близости к странам-инвесторам и благоприятным условиям для ведения бизнеса в рамках специальных налоговых и таможенных режимов.
На территории Приморского края действует специальный режим хозяйствования - свободный порт Владивосток (СПВ), в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в его состав входят Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Лазовский, Шкотовский, Октябрьский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский, Ольгинский, Партизанский муниципальные округа и Надеждинский муниципальный район, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях указанных муниципальных образований. Общие характеристики этих муниципальных образований приведены в табл. 1.1.1.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 04.07.2023 N 457-пп)
Основные характеристики муниципальных образований Приморского края, входящих в состав СПВ
Название | Административный центр | Численность населения на 01.01.2018, чел. | Площадь территории, тыс. кв. км | Плотность населения, чел./кв. км |
Городские округа | ||||
Артем | г. Артем | 116193 | 0,506 | 229,6 |
Владивосток | г. Владивосток | 633102 | 0,562 | 1126,5 |
Находка | г. Находка | 150167 | 0,36 | 417,1 |
Партизанск | г. Партизанск | 44824 | 1,289 | 34,8 |
Спасск-Дальний | г. Спасск-Дальний | 40717 | 0,043 | 946,9 |
Уссурийск | г. Уссурийск | 197875 | 3,626 | 54,6 |
Большой Камень | г. Большой Камень | 39300 | 0,12 | 327,5 |
Муниципальные районы и округа | ||||
(в ред. Постановления Правительства Приморского края | ||||
Лазовский | с. Лазо | 12975 | 4,692 | 2,8 |
Надеждинский | с. Вольно-Надеждинское | 38746 | 1,596 | 24,3 |
Октябрьский | с. Покровка | 27339 | 1,633 | 16,7 |
Ольгинский | пгт Ольга | 9269 | 6,416 | 1,4 |
Партизанский | с. Владимиро-Александровское | 29387 | 4,097 | 7,2 |
Пограничный | пгт Пограничный | 22442 | 3,75 | 6 |
Ханкайский | с. Камень-Рыболов | 22047 | 2,689 | 8,2 |
Хасанский | пгт Славянка | 30990 | 4,13 | 7,5 |
Шкотовский | пгт Смоляниново | 24182 | 2,665 | 9,1 |
Подробная информация об указанных муниципальных образованиях приведена в обосновывающих материалах к Стратегии (том 6). Основные проблемы муниципальных образований систематизированы далее в табл. 11.1.1.
Двукратно вырос как объем прямых иностранных инвестиций, до 831 млн долларов США, так и объем экспорта из Приморского края, до 2,2 млрд долларов США. Регион вошел в число российских регионов лидеров по привлечению иностранных туристов. С 2013 г. по 2017 г. иностранный турпоток вырос в 4 раза и составил чуть более полумиллиона человек, поток российских туристов вырос более чем в 2 раза, до 3,5 миллиона человек. Благодаря значительным запасам возобновляемых ресурсов (водные биоресурсы, земельные и лесные ресурсы) происходило активное развитие рыбохозяйственного, агропромышленного и лесопромышленного комплексов. Компании Приморского края добывают почти треть всей рыбы на Дальнем Востоке и пятую часть общероссийского объема, производство продукции сельского хозяйства выросло в два раза и достигло 42 миллиардов рублей. Добывающие предприятия Приморского края занимают существенную долю общероссийского производства борсодержащей продукции, вольфрамового, свинцового и германиевого концентрата, реализуются крупные проекты в судостроении и переработке нефтегазовых ресурсов.
Прибрежное расположение края позволяет развиваться отрасли рыбопереработки, что позволяет занимать значительную долю российского рынка рыбы и морепродуктов (по оценкам отраслевых экспертов, от 7% до 10%), а местным рыбодобытчикам и рыбоперерабочикам - входить в число национальных лидеров этой отрасли.
Привлекательное географическое расположение края и значительные по сравнению с другими регионами ДФО площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, обуславливают масштабное развитие производства продуктов питания. Край осуществляет поставки продуктов питания собственного производства в Республику Саха (Якутию), Сахалинскую область, Чукотский автономный округ, на Камчатку, является лидером среди других регионов ДФО по поставкам мяса (включая мясо птицы), занимая в 2014 - 2015 гг. более 70% от общего объема поставок регионов ДФО на рынки других регионов. Приморский край является крупнейшим на Дальнем Востоке поставщиком колбасных изделий. В 2014 г. Приморский край занимал значительную долю в общих поставках круп (около 10% общего вывоза регионов ДФО в физическом выражении).
Из продаж непродовольственных товаров следует отметить реализацию легковых автомобилей. Для всех регионов Дальнего Востока, а также для многих сибирских регионов Приморский край в течение многих лет был, в первую очередь, центром импорта иномарок из стран Северо-Восточной Азии, а в последние годы (с открытием новых производств) край превратился в производственную площадку.
Показатели состояния экономики Приморского края и ее энергетической эффективности в сравнении с Россией и рядом стран приведены в табл. 1.1.2.
Сравнение с сопредельными азиатскими странами (Китай, Япония, Республика Корея) и США показывает, в первую очередь, что экономическая интенсивность территории (выработка валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности на кв. км территории) (далее - ВВП по ППС) в Приморье <1> в разы (а в случае Японии и Республики Корея в десятки раз - 57 и 81 соответственно) ниже, чем в этих странах.
________________
<1> - доля Приморского края ВВП страны принята равной доле края в суммарном ВРП субъектов Российской Федерации.
Стоит отметить, что 10 лет назад это соотношение было еще хуже (200 и 250 по сравнению с Японией и Республикой Корея). Таким образом, экономика Приморья в эти годы развивалась энергичней, чем в Японии и Республике Корея.
При этом, хотя плотность населения в Китае в 12,7 раза выше приморской, разница по экономической интенсивности территории составляет 9,6 раза. Это объясняется тем, что производительность труда (ВВП по ППС на душу населения) в Приморье выше, чем в Китае, в 1,3 раза (или даже в 1,5, если считать только на занятого в экономике).