ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА"), НАПРАВЛЕННЫХ НА ВНЕДРЕНИЕ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Качество и эффективность организации регионального государственного контроля (надзора) являются факторами, формирующими инвестиционную привлекательность Алтайского края. Данная целевая модель направлена на решение следующих задач:
снижение административной нагрузки на бизнес. Эффективный контроль позволяет избежать избыточного административного давления на бизнес (затраты бизнеса и государства, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), не должны превышать размера потенциального ущерба от несоблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля);
стимулирование выхода предпринимателей из теневого сектора. Отказ от избыточного контроля должен привести к большей экономической оправданности добросовестного ведения бизнеса по сравнению с нелегальной деятельностью в нарушение установленных требований (соблюдение требований должно быть экономически выгоднее их несоблюдения);
формирование четких правил организации контроля и защита прав предпринимателей. Понятные и прозрачные правила организации контроля позволят обеспечить необходимый уровень защиты прав предпринимателей при принуждении их к соблюдению обязательных требований и прогнозируемость административного бремени при ведении бизнеса;
создание равных условий ведения бизнеса. Справедливое распределение мероприятий по контролю и объему предъявляемых для обязательного исполнения требований в отношении аналогичных лиц и объектов позволит обеспечить конкуренцию и равные условия ведения бизнеса (в том числе при формировании затрат на соблюдение обязательных требований и на взаимодействие с органами контроля (надзора). Ответственным за реализацию целевой модели является управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Описание ситуации | Раздел 1. Нормативно-правовое регулирование организации и проведение регионального государственного контроля (надзора) На территории Алтайского края осуществляются 19 видов регионального государственного контроля (надзора), 12 из них определены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", остальные - в соответствии с отраслевыми федеральными законами. По состоянию на 01.01.2018 положения (порядки) о государственном региональном контроле (надзоре) приняты в отношении всех видов регионального государственного контроля (надзора), по каждому из которых утверждены административные регламенты | |||||||
N п/п | Фактор (этап) реализации | Необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов | Дата начала | Дата окончания | Показатели, характеризующие степень достижения результата | Целевое значение показателя | Текущее значение показателя | Ответственный за реализацию мероприятия |
1.1. | Принятие положений (порядков) о видах регионального государственного контроля (надзора), их актуализация | 1.1.1. определение перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Алтайского края, уполномоченных на их осуществление | - | - | наличие нормативного правового акта | документ утвержден и размещен в публичном доступе | постановление Правительства Алтайского края от 06.06.2017 N 194 "Об утверждении Порядка ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Алтайского края, уполномоченных на их осуществление". Перечень размещен на официальном сайте Правительства Алтайского края по ссылке: http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/business/perechen-organov-kontrolya2017.php | управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
на постоянной основе | на постоянной основе | доля видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых приняты положения (порядки) об их осуществлении | 100% | 100% | Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство социальной защиты Алтайского края; управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов; инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края; управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края; управление ветеринарии Алтайского края; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности; Министерство культуры Алтайского края; инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - "органы регионального государственного контроля (надзора)") | |||
1.2. | Принятие административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), их актуализация | 1.2.1. определение перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Алтайского края, уполномоченных на их осуществление | на постоянной основе | на постоянной основе | доля видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых приняты административные регламенты их осуществления | 100% | 100% | органы регионального государственного контроля (надзора) |
Описание ситуации | Раздел 2. Раскрытие обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного контроля (надзора) Органами регионального государственного контроля (надзора) с учетом методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 18.08.2016 N 6), а также имеющейся практики федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформированы и размещены на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) | |||||||
2.1. | Обеспечение размещения на официальных сайтах государственных органов в сети "Интернет" для каждого вида регионального государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов дли их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | 2.1.1. размещение перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей с учетом методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, а также имеющейся практики федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их актуализация | на постоянной основе | на постоянной основе | доля видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых обеспечено размещение на официальных сайтах государственных органов в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | 100% | 100% | органы регионального государственного контроля (надзора) |
2.1.2. ведение постоянного учета выявленных и вновь принимаемых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере деятельности органа регионального государственного контроля (надзора) | на постоянной основе | на постоянной основе | доля видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых утверждены перечни правовых актов, в общем количестве видов регионального государственного контроля (надзора) | 100% | 100% | |||
2.1.3. информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях в сфере деятельности органа регионального государственного контроля (надзора) | 01.01.2018 | 31.12.2018 | количество проведенных публичных мероприятий в отношении одного вида регионального государственного контроля (надзора) | 4 ед. | 2 ед. | |||
Описание ситуации | Раздел 3. Применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного контроля (надзора) Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности хозяйствующего субъекта (его производственных объектов) к определенной категории риска либо определенному классу опасности. При этом под интенсивностью мероприятий понимается вариативность форм, продолжительность и периодичность мероприятий по контролю. Целевая модель организации регионального государственного контроля (надзора) к концу 2018 года предполагает утверждение планов проведения плановых проверок по отдельным видам регионального государственного контроля (надзора) в 2019 году с применением риск-ориентированного подхода. На сегодняшний день критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности при осуществлении региональных видов контроля (надзора) утверждены в отношении строительного и экологического надзоров. При внедрении риск-ориентированного подхода субъекты Российской Федерации могут руководствоваться Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Вместе с тем без установленных Правительством Российской Федерации критериев отнесения объектов к той или иной категории риска (классу опасности) и определенных Правительством Российской Федерации видов регионального государственного контроля (надзора) полноценный переход на использование риск-ориентированного подхода невозможен. В целях создания правовых основ для использования субъектами Российской Федерации риск-ориентированного подхода необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части закрепления перечня видов государственного контроля (надзора), которые могут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода. Данное предложение направлено в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках проводимой работы по формированию комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017 - 2025 годы | |||||||
3.1. | Подготовка предложений по определению критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении региональных видов контроля (надзора) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) | 3.1.1. систематизация имеющейся правоприменительной практики с точки зрения выявления зон наибольшего риска для охраняемых законом ценностей | 16.07.2018 | 27.07.2018 | доля видов регионального государственного контроля (надзора) в числе 11 приоритетных <*>, по которым подготовлены и направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере регионального государственного контроля (надзора), предложения по определению критериев отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска (классу опасности) | 100% | 100% | инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края; управление ветеринарии Алтайского края; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов |
3.1.2. анализ имеющихся в распоряжении органа регионального государственного контроля (надзора) трудовых, материальных и финансовых ресурсов с точки зрения оценки количества объектов контроля (надзора), в отношении которых могут быть проведены мероприятия по контролю (надзору) | ||||||||
3.2. | Утверждение критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности) либо отмена плановых проверок, либо отмена вида регионального государственного контроля (надзора) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) | 3.2.1. привлечение к анализу рисков представителей ассоциаций и иных объединений субъектов предпринимательской деятельности, научных и экспертных организаций | доля видов регионального государственного контроля (надзора) в числе 11 приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора), по которым утверждены критерии отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности) либо отменены плановые проверки, либо отменен вид регионального государственного контроля (надзора) | 100% <**> | 18% | |||
3.3. | Составление плана проверок на основании риск-ориентированного подхода либо отмена плановых проверок, либо отмена вида регионального государственного контроля (надзора) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) | 3.3.1. предварительный учет объектов контроля (надзора), их распределение по категориям риска (классам опасности) по 11 приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) <***> | III квартал 2018 года | IV квартал 2018 года | доля видов регионального государственного контроля (надзора) в числе 11 приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора), по которым план проверок составлен на основании риск-ориентированного подхода либо отменены плановые проверки, либо отменен вид регионального государственного контроля (надзора) | 100% | 0% | |
Описание ситуации | Раздел 4. Оценка эффективности деятельности органов регионального государственного контроля (надзора) В целях переориентации оценки эффективности органов регионального государственного контроля (надзора) с "процессных" показателей на показатели "конечного" результата, руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, разработан и утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 10.11.2017 N 406 Порядок оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти Алтайского края. Определены индикативные показатели для каждого вида регионального государственного контроля (надзора) на 2018 год | |||||||
4.1. | Утверждение порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предусматривающего в том числе показатели эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, порядок обеспечения их доступности, порядок контроля за достижением данных показателей и стимулирования в зависимости от их достижения сотрудниками органов контроля (надзора) | 4.1.1. разработка порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Алтайском крае | - | - | наличие порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Алтайском крае | документ утвержден и размещен в публичном доступе | управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры | |
4.1.2. внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в органах регионального государственного контроля (надзора) | III квартал 2017 года | IV квартал 2017 года, далее на постоянной основе | количество органов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых внедрена система оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности | 10 ед. | 10 ед. | органы регионального государственного контроля (надзора) | ||
Описание ситуации | Раздел 5. Информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности в Алтайском крае Органами регионального государственного контроля (надзора) используется федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок". В отношении 7 приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в 2017 году внедрена разработанная Минкомсвязью России государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности". Наряду с этим отдельными органами исполнительной власти Алтайского края используются ведомственные информационные решения (управлением ветеринарии Алтайского края - государственная информационная система "Цербер", инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края - государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) | |||||||
5.1. | Внедрение информационного решения (ресурса), позволяющего: вести учет объектов контроля (надзора), в том числе их распределение по категориям риска (классам опасности), результатов мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) по видам регионального государственного контроля (надзора); обеспечить информатизацию процессов оценки эффективности и результативности деятельности органов регионального государственного контроля (надзора), в том числе динамическое наблюдение за установленными показателями эффективности и результативности; обеспечить возможность межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" | 5.1.1. информатизация учета объектов контроля (надзора), результатов мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) по видам регионального государственного контроля (надзора), ориентированная в первую очередь на решение задач внедрения риск-ориентированного подхода; учет положений, касающихся межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в положениях (порядках) о видах регионального государственного контроля (надзора), административных регламентах осуществления регионального государственного контроля (надзора) | II квартал 2017 года | IV квартал 2018 года | доля видов регионального государственного контроля (надзора) из числа видов регионального государственного контроля (надзора), по которым осуществлена информатизация контрольно-надзорной деятельности по указанным направлениям | 100% | 64% | органы регионального государственного контроля (надзора) |
Описание ситуации | Раздел 6. Влияние деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации В Алтайском крае 50% проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства приходятся на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора). В рамках деятельности межведомственной комиссии Правительства Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства создана рабочая группа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Алтайском крае (далее - "рабочая группа"). Функции по организации деятельности рабочей группы возложены на управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Основными задачами рабочей группы являются: координация взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, муниципальных органов с федеральными органами исполнительной власти - участниками реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (далее - "Программа") и их территориальными органами по достижению ключевых показателей Программы; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Алтайском крае; внедрение системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений обязательных требований; повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий; обеспечение внедрения риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности; обеспечение единства практики применения контрольными и надзорными органами нормативных правовых актов федерального и регионального уровней; обеспечение информатизации контрольно-надзорной деятельности; подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В состав рабочей группы включены руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти Алтайского края, осуществляющих контрольно-надзорные функции, ведущих общественных объединений предпринимателей, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае | |||||||
6.1. | Оценка влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в Алтайском крае | 6.1.1. функционирование координационного органа по оценке влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в Алтайском крае | 18.06.2018 | 31.12.2018 | доля контрольных и административных мероприятий, проведенных по объектам контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска <***> | 50% | - | управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
________________
* Для реализации данной целевой модели на территории Алтайского края к приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора) относятся: региональный государственный экологический надзор; региональный государственный ветеринарный надзор; государственный жилищный надзор; лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных: предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции; государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; региональный государственный строительный надзор; региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов); региональный государственный контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств <1>; региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
________________
<1> В случае осуществления на территории Алтайского края.
** В случае если нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий категории риска (классы опасности), предусматривает возможность установления (детализации) критериев отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска (классу опасности) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
*** В случае если имеются утвержденные категории риска (классы опасности).
**** Под контрольными и административными мероприятиями, проведенными по объектам контроля (надзора), отнесенным к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска, понимаются проводимые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях контрольно-надзорными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, внебюджетными фондами (Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации) и иными органами контрольные и административные мероприятия, в том числе плановые и внеплановые проверки, контрольная закупка, административные расследования, производство по делам об административных правонарушениях и иные мероприятия.