Действующий

Об утверждении Лесного плана Пензенской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Пензенской области (с изменениями на 19 сентября 2024 года)



5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, о мероприятиях по повышению эффективности контрольной (надзорной) деятельности и лесной охраны


Федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесная охрана осуществляется на землях лесного фонда, расположенных на территории Пензенской области, в рамках переданных полномочий Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) и подведомственными ему государственными казенными учреждениями - лесничествами.


На землях, не относящихся к землям лесного фонда, федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесная охрана осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через их территориальные органы.


Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.


Под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства).


Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), утвержден постановлением Правительством Пензенской области от 19.08.2021 N 520-пП "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах Пензенской области, и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Пензенской области" (с последующими изменениями) и приказом Министерства от 14.09.2021 N 126/2 "Об утверждении перечня должностных лиц государственных учреждений (лесничеств), подведомственных Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах Пензенской области" (с последующими изменениями).


Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять лесную охрану, утвержден приказом Министерства от 21.02.2023 N 15 - 18 "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих лесную охрану на землях лесного фонда, расположенных на территории Пензенской области".


К должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану в Пензенской области, относятся: в Министерстве - Министр, заместитель Министра, заместитель Министра - начальник управления лесного хозяйства, заместитель начальника управления лесного хозяйства, начальники, заместители начальников отделов федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса; воспроизводства, лесоразведения и защиты леса; лесного хозяйства и использования лесов; специалисты отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса; главные специалисты-эксперты отдела лесного хозяйства и использования лесов; в лесничествах - директора, главные лесничие, специалисты лесничеств - инженеры по охране и защите леса, лесничие, помощники лесничих, мастера леса.


Организация и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с последующими изменениями), а также Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" (с последующими изменениями).


Непосредственно лесная охрана на землях лесного фонда, расположенных на территории Пензенской области, осуществляются по 1010 разработанным маршрутам патрулирования, утвержденным в соответствии с приказом Минприроды России от 15.12.2021 N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны" (с последующими изменениями). Лесная охрана осуществляется посредством систематических патрулирований лесов, осуществляемых в соответствии с ежегодно разрабатываемыми в лесничествах планами-графиками патрулирования лесов, которыми определяется ежемесячное количество патрулирования лесов, и картами-схемами маршрутов патрулирования лесов для лесничеств.


Министерство при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны взаимодействует с другими органами исполнительной власти и правоохранительными органами, в том числе путем заключения соответствующих соглашений о взаимодействии.


Ежегодно в рамках межведомственного взаимодействия проводится работа по разработке и утверждению во всех районах области совместных с сотрудниками полиции маршрутов, графиков и планов патрулирований.


Работа по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства проводится должностными лицами Министерства и подведомственных лесничеств, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, также посредством проведения ежегодных межведомственных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконными рубками на территории области, провоза древесины без формирования электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и выявление фактов провоза незаконно заготовленной древесины, а также направленных на выявление и пресечение фактов незаконной заготовки хвойных молодняков в предновогодний период.


Разработан совместный приказ прокуратуры Пензенской области, Следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 31.08.2015 N 191/33п/1387/107/2 "Об организации взаимодействия в целях противодействия незаконной заготовке и обороту древесины на территории Пензенской области". Ведется работа по его исполнению.


В целях профилактики нарушений лесного законодательства Министерством проводится активная разъяснительная работа с использованием средств массовой информации и информационной сети "Интернет". На сайте Министерства размещается информация о результатах контрольно-надзорной деятельности с отражением наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований. Кроме того, Министерством проводятся семинары, рабочие совещания с лицами, использующими леса на территории области, в ходе которых обсуждаются проблемные вопросы в области лесного хозяйства, разрабатываются пути их решения, а также проводится ознакомление лесопользователей с изменениями лесного законодательства.