Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2021 года N 1098

О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)



В соответствии с частью 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре).

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год проверки в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1098

     

Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного надзора), а именно:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда;

г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - государственные лесные инспекторы) в пределах их компетенции, являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместители главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) начальники управлений, заместители начальников управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "г" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

з) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности;

и) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

к) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "з" и "и" - настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности.

5. Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливается указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции.

6. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя, ведающим вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора.

7. Государственные лесные инспектора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

8. Государственные лесные инспектора наряду с правами, установленными Федеральным законом, и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

а) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

б) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

9. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:

использование лесов;

охрана лесов;

защита лесов;

воспроизводство лесов и лесоразведение;

б) производственные объекты:

лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;

средства предупреждения и тушения лесных пожаров;

другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

10. Учет объектов государственного контроля (надзора), указанных в пункте 9 настоящего Положения (далее - объекты контроля), осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы органов государственного надзора, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона, не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля органы государственного надзора используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

11. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

12. Органы государственного надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) умеренный риск;

в) низкий риск.

13. Критериями отнесения объекта контроля к категории риска являются:

а) для значительного риска - установление в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, факта причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе выразившегося в незаконной рубке деревьев, загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии на леса или в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшем возникновение лесного пожара) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

б) для умеренного риска - совершение в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, административного правонарушения без причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (статьи 8.5_2, 8.25-8.27, 8.31, 8.32_3, 8.45_1, часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

в) для низкого риска - отсутствие обстоятельств, предусмотренных для значительного и умеренного риска.

14. Установление факта причинения контролируемым лицом вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения осуществляется согласно вступившему в законную силу постановлению о назначении административного наказания, приговору суда и (или) иному судебному постановлению.

15. Отнесение объекта контроля к категории риска и изменение присвоенной категории риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя, ведающего вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора по месту нахождения объекта контроля, одновременно по должности являющегося главным государственным лесным инспектором в пределах его компетенции.

16. При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии риска, относящие объект контроля к более высокой категории риска.

17. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к категории риска такие объекты контроля считаются отнесенными к низкой категории риска.

18. По запросу контролируемого лица орган государственного надзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска объекта контроля.

19. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля - деятельности контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 2 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 3 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения.

20. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

21. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;