____________________________________________________________________
Утратил силу с 30.03.2021 на основании Постановления Правительства Ярославской области от 30.03.2021 N 168-п.
____________________________________________________________________
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 28.05.2014 N 496-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области" на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения, тарифного регулирования и дорожного хозяйства.".
1.2. Государственную программу Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области" на 2014 - 2025 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
Р.А.КОЛЕСОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2025 ГОДЫ
Ответственный исполнитель Государственной программы | департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее - ДДХ ЯО), директор ДДХ ЯО Моисеев Евгений Анатольевич, телефон (4852) 78-63-84, консультант комитета сопровождения и исполнения государственных программ и управления автомобильными дорогами ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07 |
Куратор Государственной программы | заместитель Председателя Правительства области, курирующий вопросы строительства, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения, тарифного регулирования и дорожного хозяйства, телефон (4852) 40-04-37 |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2025 годы |
Цели Государственной программы | - обеспечение устойчивого функционирования и развития дорожной сети Ярославской области; - обеспечение удовлетворения потребностей населения в услугах транспорта общего пользования |
Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников | всего по Государственной программе - 55294,699321 млн. руб., в том числе: 2014 год - 6116,162450 млн. руб., из них областной бюджет - 5712,96345 млн. руб.; 2015 год - 6316,156856 млн. руб., из них областной бюджет - 6107,28861 млн. руб.; 2016 год - 7007,861702 млн. руб., из них областной бюджет - 6893,31144 млн. руб.; 2017 год - 7584,95771 млн. руб., из них областной бюджет - 7318,96316 млн. руб.; 2018 год - 7327,20460 млн. руб., из них областной бюджет - 7063,555,422 млн. руб.; 2019 год - 6433,99321 млн. руб., из них областной бюджет - 5554,67546 млн. руб.; 2020 год - 6623,96281 млн. руб., из них областной бюджет - 5705,805,06 млн. руб.; 2021 год - 1915,000 млн. руб., из них областной бюджет - 1915,000 млн. руб.; 2022 год - 1925,000 млн. руб., из них областной бюджет - 1925,000 млн. руб.; 2023 год - 1360,000 млн. руб., из них областной бюджет - 1360,000 млн. руб.; 2024 год - 1360,000 млн. руб., из них областной бюджет - 1360,000 млн. руб.; 2025 год - 1360,000 млн. руб., из них областной бюджет - 1360,000 млн. руб. |
Перечень подпрограмм, входящих в состав Государственной программы | |
Областная целевая программа (далее - ОЦП) "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2010 - 2015 годы | департамент транспорта Ярославской области (далее - ДТ ЯО), директор ДТ ЯО Круглов Олег Александрович, телефон (4852) 78-63-84, консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства ДТ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07 |
ОЦП "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы | ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Моисеев Евгений Анатольевич, телефон (4852) 78-63-84, консультант комитета сопровождения и исполнения государственных программ и управления автодорогами ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07 |
Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на соответствующий год | ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Моисеев Евгений Анатольевич, телефон (4852) 78-63-84, главный специалист комитета сопровождения и исполнения государственных программ и управления автодорогами ДДХ ЯО Гуськова Татьяна Владимировна, телефон (4852) 78-63-08 |
ОЦП "Развитие транспортной системы Ярославской области" на 2013 - 2016 годы | ДТ ЯО, заместитель директора ДТ ЯО Ильичев Евгений Владимирович, телефон (4852) 78-63-84, консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций по транспорту ДТ ЯО Сахарова Надежда Николаевна, телефон (4852) 78-62-95 |
ВЦП "Транспортное обслуживание населения Ярославской области" на соответствующий год | ДТ ЯО, заместитель директора ДТ ЯО Галеева Екатерина Владимировна, телефон (4852) 78-63-84, консультант комитета управления пассажирским транспортом ДТ ЯО Сахарова Надежда Николаевна, телефон (4852) 78-63-81 |
Региональная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации "Ярославская" на 2017 - 2025 годы | ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Моисеев Евгений Анатольевич, телефон (4852) 78-63-84, консультант комитета сопровождения и исполнения государственных программ и управления автодорогами ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07 |
ОЦП "Развитие транспортной системы Ярославской области" на 2018 - 2020 годы | ДТ ЯО, заместитель директора ДТ ЯО Галеева Екатерина Владимировна, телефон (4852) 78-63-84, консультант комитета управления пассажирским транспортом ДТ ЯО Сахарова Надежда Николаевна, телефон (4852) 78-63-81 |
Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/ddh/tmpPages/programs.aspx |
Реализация Государственной программы направлена на изменение целевого образа транспортной системы, состоящей из дорожной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности населения и развития экономики региона.
Требования потребителей (население, бизнес) к дорожной и транспортной инфраструктурам в настоящее время следующие:
- доступность транспортных услуг, гарантирующих комфорт и безопасность;
- минимизация транспортной составляющей в себестоимости продукции.
Несмотря на общее улучшение ситуации в транспортной системе, дорожная инфраструктура и система общественного пассажирского транспорта не в полной мере отвечают существующим потребностям и перспективам развития Ярославской области. В первую очередь это связано с неравномерностью развития внутри самой транспортной системы. При этом парк автомобилей по Ярославской области за 2014 год вырос на 5,8 процента по сравнению с 2013 годом. На 01.01.2015 количество зарегистрированных автомобилей уже составило 393691 единицу, что показывает положительную динамику роста автомобильного парка в Ярославской области. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.
Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2018 составляет 18413,505 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - М-8 "Холмогоры" и "М-8 "Холмогоры" - подъезд к г. Кострома - протяженностью 324,6 км, автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6283,905 км, из них 5847,816 км (93 процента) с твердым покрытием.
В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и так далее) протяженностью 11805,0 км (64 процента), из них 3605,41 км (31 процент) с твердым покрытием. Усовершенствованный тип покрытия имеет лишь пятая часть муниципальных дорог (2215,7 км), преимущественно это улично-дорожная сеть городских округов и городских поселений. Большая часть дорог имеет грунтовый или гравийный тип покрытия. Доля дорог местного значения, не соответствующая нормативным требованиям, составляет более 80 процентов. Особую проблему составляет состояние внеклассных мостов в городских округах, требующих срочного проведения работ по реконструкции или капитальному ремонту.
На автомобильных дорогах Ярославской области эксплуатируется 341 мостовое сооружение общей протяженностью 14861 пог. м и 6818 водопропускных труб, общая протяженность которых составляет 98451 пог. м. Большая часть мостов имеет неудовлетворительное состояние и требует срочного проведения ремонтных работ, в том числе замены конструктивных элементов и увеличения пропускной способности. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки.
Около 72 процентов от общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ярославской области приходится на дороги III и IV технических категорий.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения связывают Ярославскую область с соседними Костромской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Московской, Владимирской областями, соединяют областной центр со всеми муниципальными образованиями области, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов, в которых проживает около 1,3 млн. человек. По указанным дорогам проходят основные транспортные потоки грузовых и пассажирских перевозок для обеспечения нужд и потребностей региона. Значительная часть населенных пунктов Ярославской области не имеет других подъездных путей, кроме автомобильных дорог, что предопределяет безальтернативное использование автомобильного транспорта.
С 2003 года по 2011 год из-за уменьшения общего объема финансирования дорожной отрасли в Ярославской области наблюдалось значительное снижение доли затрат на реконструкцию, ремонт и содержание региональных автомобильных дорог, что повлекло за собой уменьшение объемов дорожных работ и, как следствие, снижение транспортно-эксплуатационных показателей дорог. За почти десятилетний период стагнации отрасли было отремонтировано всего 154 км дорог регионального и межмуниципального значения, построено и реконструировано всего 66 км, из которых большая часть (43 км) была построена и реконструирована с финансовой помощью федерального бюджета. Данный период в отрасли отмечен не только ограниченным финансированием и малыми объемами дорожных работ, но и высоким ростом рыночных цен на дорожные работы и материалы, ростом интенсивности дорожного движения и изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств. Требования по межремонтным срокам из года в год не выполнялись, прогрессирующими темпами увеличивалось количество неотремонтированных участков дорог. К настоящему времени недоремонт составляет 98 процентов всей действующей сети. Принимаемых мер по обеспечению проезда на дорогах и безопасности дорожного движения явно было недостаточно, уровень затрат на содержание дорог составлял от 16 до 18 процентов от утвержденного норматива.
В результате 66 процентов (почти 4300 км региональных автомобильных дорог) не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Это основной показатель, определяющий дорожную деятельность в регионе. В среднем по Центральному федеральному округу доля дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составляет 62,4 процента, Ярославская область занимает в Центральном федеральном округе десятое место, при этом уступая соседним Ивановской и Владимирской областям. От среднероссийского уровня Ярославская область отстает на 6 процентов. Намного хуже состояние дорог местного значения: более 80 процентов не соответствует нормативным требованиям, отставание от среднероссийского уровня составляет более чем 20 процентов. Неудовлетворительное состояние дорог - одна из слабых сторон социально-экономического развития Ярославской области.
В среднем по области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента. Недостаточный уровень финансирования дорожной отрасли до 2012 года не позволял развивать сеть соединительных и хордовых дорог, что существенно тормозит движение транспортных потоков. А это, в свою очередь, ведет к увеличению стоимости перевозок и повышению уровня загрузки дорог.
Из 6040 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3305 пунктов (54,7 процента), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность указанных населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи. Из них 37 населенных пунктов имеют численность постоянно проживающего населения более 40 человек.
С 2012 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в Ярославской области начал функционировать дорожный фонд Ярославской области, а с 2014 года функционируют муниципальные дорожные фонды. Создание дорожного фонда Ярославской области позволило увеличить в 2,5 раза финансовые ресурсы отрасли, но при этом в 3 раза увеличилась протяженность дорог, финансируемая из средств дорожного фонда Ярославской области за счет включения протяженности дорог муниципальной собственности. Более 20 процентов средств дорожного фонда Ярославской области направляется на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям области в виде субсидий на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. Кроме того, 10 процентов акцизов на нефтепродукты, являющихся основным источником доходов дорожного фонда Ярославской области, напрямую зачисляются в муниципальные дорожные фонды.
Но, несмотря на увеличение объемов финансирования автомобильных дорог, имеющихся средств недостаточно для ликвидации накопившегося недоремонта, осуществления планов по реконструкции и новому строительству дорог, выполнения полного комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог. Расходы на дорожную деятельность не могут быть увеличены в 5 и более раз по сравнению с текущим объемом, а именно такой уровень расходов необходим дорожной отрасли в соответствии с утвержденными нормативами затрат и накопившимися потребностями.
За годы действия дорожного фонда Ярославской области (2012 и 2013 годы) в 17 регионах Центрального федерального округа:
- построено и реконструировано 355 км региональных дорог, из них в Ярославской области - 13,6 км (3,8 процента);
- отремонтировано, в том числе капитально, 5609 км региональных дорог, из них в Ярославской области - 96 км (1,7 процента).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N Пр-3410 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года поставлена задача удвоения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в период 2013 - 2022 годов по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов. Исходя из анализа объемов ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог в Ярославской области в период 2003 - 2012 годов для исполнения поручения Президента Российской Федерации необходимо до 2022 года построить и реконструировать не менее 191 км дорог регионального (межмуниципального) и местного значения.
Для достижения поставленной задачи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Президент Российской Федерации потребовал качественно улучшить ситуацию с региональными дорогами и в первую очередь сконцентрировать усилия в крупных городских агломерациях, где проживает более 500 тыс. человек. Перед регионами поставлена задача: к 2018 году не менее половины дорожной сети в крупных городских агломерациях должно быть приведено в нормативное, то есть отвечающее современным требованиям, состояние, а к 2025 году таких дорог должно быть порядка 85 процентов. Правительством Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы России" разработан приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги", целями которого являются приведение в нормативное состояние дорожной сети большинства городов с населением свыше 500 тыс. человек и сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны. Особое значение уделено формированию эффективной, общественно ориентированной системы контроля за выполнением дорожных работ с целью обеспечения прозрачности и эффективности использования ресурсов.
Ярославская область в период с 2017 года по 2025 год отобрана для участия в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги". Ядром городской агломерации "Ярославская" является город Ярославль. Для достижения поставленных Правительством Российской Федерации задач в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в Ярославской области разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городской агломерации "Ярославская" на 2018 и 2019 годы, утвержденная Губернатором области Мироновым Д.Ю.
Финансирование приоритетного проекта планируется за счет средств консолидированного бюджета Ярославской области с привлечением средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2017 г. N 47 "Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".