Правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.10.2015 N 464-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
Наименование государственной программы | "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области |
Участники государственной программы | Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области; комитет по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области; комитет образования Еврейской автономной области; управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области; управление культуры правительства Еврейской автономной области; управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области; областные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области |
Структура государственной программы: подпрограммы (в том числе ведомственные целевые программы) | Государственная программа состоит из пяти подпрограмм: 1. "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". 2. "Развитие системы социального обслуживания". 3. "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей". 4. "Повышение качества жизни и уровня доступности среды жизнедеятельности для пожилых граждан на территории Еврейской автономной области". 5. "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе" |
Цели государственной программы | - повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан; - повышение доступности социального обслуживания населения |
Задачи государственной программы | 1. Повышение эффективности предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан. 2. Обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг. 3. Улучшение положения семей, имеющих детей. 4. Повышение в Еврейской автономной области качества жизни пожилых людей и уровня доступности для них среды жизнедеятельности. 5. Повышение качества жизни и самореализации детей-инвалидов, внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами и их семьями |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - доля граждан, получающих различные меры социальной поддержки, от общего количества населения в Еврейской автономной области; - охват нуждающихся в социальных услугах на 10 тыс. населения |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2016 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы, в том числе по годам | Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за 2016 - 2020 годы, всего - 8 270 799,81 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 6 190 783,77 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1 241 251,11 тыс. рублей; 2017 год - 1 255 962,11 тыс. рублей; 2018 год - 1 217 835,35 тыс. рублей; 2019 год - 1 237 867,60 тыс. рублей; 2020 год - 1 237 867,60 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета <*> - 2 078 600,64 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 431 911,73 тыс. рублей; 2017 год - 525 006,62 тыс. рублей; 2018 год - 564 388,49 тыс. рублей; 2019 год - 275 827,10 тыс. рублей; 2020 год - 281 466,70 тыс. рублей; за счет средств, выделяемых из бюджета ПФ РФ, - 1 415,4 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 411,2 тыс. рублей; 2017 год - 359,0 тыс. рублей; 2018 год - 397,0 тыс. рублей; 2019 год - 248,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан; - удовлетворение потребности в социальном обслуживании 90 процентов граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов |
________________
* Подлежит ежегодному уточнению при утверждении федерального бюджета.
Социальная поддержка граждан в Еврейской автономной области представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством и законодательством Еврейской автономной области.
В последние годы в области, как и по всей России, принимаются важные решения по совершенствованию системы социальной защиты населения. Развивается законодательная база социальной поддержки населения, совершенствуется ее организация, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая базы учреждений социальной защиты. Социальная защита населения области является многофункциональной отраслью, в сфере внимания которой находятся более 47 тысяч граждан, что составляет 29,5 процента от общей численности населения области, которые получают меры социальной поддержки как по федеральному, так и по областному законодательству.
Меры социальной поддержки граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения области. В этом качестве они выступают в качестве одного из инструментов предотвращения бедности.
Важнейшими количественными характеристиками системы социальной поддержки граждан являются количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.
Численность населения, получающего меры социальной поддержки в рамках федерального законодательства, составляет 30233 человека (18,68 процента от населения области):
- Федеральные законы "О ветеранах" и "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" - 1065 человек (0,65 процента);
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 12807 человек (7,9 процента);
- федеральное законодательство о гражданах, подвергшихся радиации, - 45 человек (0,03 процента);
- Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов" - 644 человека (0,4 процента);
- Федеральный закон "О государственной социальной помощи" - 7782 человека (4,8 процента);
- Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 159) - 7890 человек (4,9 процента).
Численность населения, получающего меры социальной поддержки в рамках законодательства Еврейской автономной области, составляет 16270 человек (10,04 процентов от населения области):
- закон области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области" - 11392 человека (7,03 процентов);
- областное законодательство о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг квалифицированным специалистам, работающим в сельской местности, - 2585 человек (1,6 процента);
- областное законодательство о ежемесячной доплате к пенсии - 374 человека (0,23 процента);
- законы области "О мере социальной поддержки по предоставлению льготного проезда на междугородном и пригородном автомобильном транспорте общего пользования по территории Еврейской автономной области отдельным категориям граждан", "О частичной компенсации расходов на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" - 1919 человек (1,18 процента).
Меры социальной поддержки федеральных и региональных льготников предоставляются преимущественно в виде денежных выплат, носящих регулярный (ежемесячный) характер.
Наиболее значимой мерой социальной поддержки является предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг различным категориям граждан (федеральным, областным льготникам, сельским специалистам).
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации: гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и др.
Внедрение эффективных механизмов повышения качества предоставления услуг, а также расширение сети учреждений социального обслуживания позволили в 2017 году увеличить количество граждан, получающих социальные услуги, до 9009 человек за год, что по сравнению с 2016 годом (8563 гражданина) на 5 процентов больше.
В области действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии. В еще больших объемах социальные услуги предоставляются в нестационарных условиях и на дому.
Социальное обслуживание населения реализуется путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и др. Только в стационарных условиях при постоянном или временном, а также круглосуточном проживании в учреждениях социальные услуги предоставляются ежегодно порядка 1200 человек, в том числе в областном государственном бюджетном учреждении "Биробиджанский психоневрологический интернат" (далее - ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат") и в областном государственном бюджетном учреждении "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - ОГБУ "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"), в областном государственном бюджетном учреждении "Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), в областном государственном бюджетном учреждении "Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), в областном государственном бюджетном учреждении "Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов") осуществляют социальное обслуживание граждан в стационарных условиях путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе; обеспечивают создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
На обслуживании в вышеназванных учреждениях находятся 714 человек, в том числе 155 человек из числа полностью утративших способность к самообслуживанию ("лежачие").
В отделениях "Специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых)" N 1 и "Специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых)" N 2 областного государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" (далее - ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области") проживают и получают социальные услуги 120 человек.
В еще больших объемах социальные услуги предоставляются в нестационарных условиях и на дому ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области". Ежегодно в этих условиях социальные услуги предоставляются порядка 1560 гражданам, в том числе:
- отделениями срочного социального обслуживания - более 620 человек;
- отделениями социального обслуживания на дому - 940 человек.
Несмотря на широкую сеть учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги по уходу и социальному обслуживанию, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме, особенно когда речь идет об инновационных услугах для инвалидов и семей с детьми, и эта проблема требует расширения спектра новых форм оказания услуг, введения инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми.
Решение проблем детей-инвалидов требует объединения усилий как государственных, так и общественных структур, а также принятия первоочередных мер, направленных на создание системы комплексного сопровождения ребенка с применением инновационных технологий, его социализацию и интеграцию в общество.
Для реализации демографической и семейной политики необходимо принять меры по укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейных отношений, формированию в обществе семейных ценностей и мотивации на создание полной семьи, ориентации на расширенное демографическое воспроизводство.
В целях повышения эффективности проводимой работы и усиления государственной поддержки семей с детьми, улучшения демографической ситуации необходимо продолжить работу по наработке адресных подходов предоставления социальной помощи семьям с детьми, активизировать работу, направленную на широкое информирование и разъяснение семьям с детьми прав на получение социальной помощи.
Вопросы улучшения положения семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике области. Наиболее важными мерами по поддержке семей с детьми являются использование средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.
Несмотря на принятые меры по расширению перечня и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки населения оказываются недостаточно результативными, в том числе с позиций:
- сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства;