ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2019 - 2024 годы, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период 2016 - 2030 годов, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия социально-экономического развития Свердловской области), программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2017 год и январь - июль 2018 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
К основным факторам, учтенным в Прогнозе, относятся замедление темпов роста глобальной экономики из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений, проводимые в России реформы в налоговой и пенсионной сферах.
При разработке Прогноза учтены целевые ориентиры, установленные документами стратегического планирования Свердловской области, разрабатываемыми в отраслевом и территориальном разрезах, ожидаемые результаты реализации приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области и экономических инициатив Губернатора Свердловской области.
В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определенных документами стратегического планирования Свердловской области, разработаны три варианта развития.
Консервативный сценарий (вариант 1) предполагает минимальную динамику основных показателей социально-экономического развития Свердловской области при сохранении сложившейся структуры промышленного комплекса, невысокой инвестиционной активности частных компаний, усилении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
В случае развития экономики Свердловской области по данному сценарию в 2019 году ожидается прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в реальном выражении на 0,8% к уровню предыдущего года, в 2020 году - на 0,9%, в 2021 году - на 1,4%.
Базовый сценарий (вариант 2) основывается на базовом сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом целевых установок Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В вариант 2 прогноза заложены предпосылки полной реализации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста до уровня не ниже среднемировых. Ожидаются рост инвестиционной активности (за счет перераспределения бюджетных расходов в пользу инвестиционных, реализации проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, создания условий для роста инвестиционной активности частного сектора) и рост производительности труда (за счет устранения барьеров роста производительности труда, модернизации системы образования и повышения квалификации).
В социальной сфере вариант 2 предусматривает повышение уровня жизни населения, увеличение продолжительности здоровой жизни, возрастание уровня экономической активности населения (в том числе населения старшего возраста) за счет повышения пенсионного возраста.
В 2019 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,5% по сравнению с предыдущим годом, в 2020 году - 102,9%, в 2021 году - 103,1%.
Целевой сценарий (вариант 3) характеризуется достижением темпов экономического роста выше среднемировых за счет прорывного развития высокотехнологичных отраслей и повышения эффективности использования человеческого капитала. Сценарий опирается на реализацию активной государственной политики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области.
Предлагаемый комплекс структурных мер должен обеспечить ускорение темпов экономического роста до 104,9% в 2019 году к уровню предыдущего года, до 105,3% в 2020 и 2021 годах.
Для разработки проекта областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов предлагается использовать вариант 2.