____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.09.2023 N 638.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 11.12.2017 N 102-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 26.02.2018 N 7-ОЗ, от 28.03.2018 N 12-ОЗ, от 29.03.2018 N 17-ОЗ, от 04.05.2018 N 23-ОЗ, от 14.06.2018 N 41-ОЗ, от 17.08.2018 N 70-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 467 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Содействие занятости населения Кузбасса" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.02.2014 N 62, от 10.09.2014 N 355, от 11.11.2014 N 457, от 29.12.2014 N 534, от 30.03.2015 N 78, от 20.04.2015 N 106, от 13.07.2015 N 217, от 30.09.2015 N 319, от 28.12.2015 N 446, от 25.03.2016 N 94, от 27.10.2016 N 425, от 28.12.2016 N 547, от 18.07.2017 N 378, от 02.10.2017 N 514, от 27.12.2017 N 666) следующие изменения:
1.1. В заголовке и пункте 1 цифры "2014 - 2020" заменить цифрами "2014 - 2021".
1.2. Государственную программу Кемеровской области "Содействие занятости населения Кузбасса" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономическому развитию) Д.А.Шамгунова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2019 - 2021 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевого показателя (индикатора) на 2021 год (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Положения паспорта, раздела 4 текстовой части в части ресурсного обеспечения на 2019 - 2021 годы, раздела 5 текстовой части в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2021 год приложений N 1, 5 к Государственной программе (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Положения паспорта, раздела 2.2 текстовой части в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2021 год, разделов 3, 4 текстовой части в части ресурсного обеспечения на 2021 год приложения N 4 к Государственной программе (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Губернатор
Кемеровской области
С.Е.ЦИВИЛЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУЗБАССА" НА 2014 - 2021 ГОДЫ
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области "Содействие занятости населения Кузбасса" на 2014 - 2021 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по экономическому развитию) |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент труда и занятости населения Кемеровской области |
Исполнители Государственной программы | Департамент труда и занятости населения Кемеровской области; Администрация Кемеровской области (департамент административных органов Администрации Кемеровской области, главное управление по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области); департамент промышленности Кемеровской области; комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области; департамент строительства Кемеровской области; департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области; департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области; департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; департамент образования и науки Кемеровской области; департамент охраны здоровья населения Кемеровской области; департамент социальной защиты населения Кемеровской области; органы исполнительной власти Кемеровской области, подведомственные учреждения которых участвуют в реализации подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом"; органы исполнительной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления, подведомственные учреждения которых являются участниками мероприятий подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области" |
Наименование подпрограмм Государственной программы | Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан на 2014 - 2021 годы; дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения на 2014 - 2015 годы; оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2015 годы; реализация мероприятий по охране труда на 2014 - 2021 годы; реализация государственной политики на 2014 - 2021 годы; дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2015 год; дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2016 год; сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 - 2021 годы |
Цели Государственной программы | Реализация мер по содействию занятости, обеспечению защиты от безработицы; интеграция незанятых инвалидов в трудовую деятельность; предоставление государственных гарантий безработным гражданам; повышение уровня трудоустройства инвалидов; предупреждение роста регистрируемой безработицы среди инвалидов; обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; улучшение условий и охраны труда; предупреждение и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области; обеспечение своевременного и качественного исполнения полномочий в сфере содействия занятости населения; предотвращение роста напряженности на рынке труда; |
Задачи Государственной программы | Обеспечение доступного, качественного предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения; повышение конкурентоспособности на рынке труда и содействие трудовой занятости незанятых инвалидов; организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста; оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными; содействие трудоустройству незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски; стимулирование создания рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе для инвалидов, использующих кресла-коляски; организация процесса переселения в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, их трудоустройства, обустройства и адаптации на территории вселения; проведение специальной оценки условий труда; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников организаций; осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работников; информационное обеспечение, мониторинг состояния условий и охраны труда, пропаганда охраны труда; оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения; исполнение полномочий по организации временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства до исполнения решения суда о депортации или административном выдворении за пределы Российской Федерации; исполнение полномочий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с действующим законодательством; исполнение полномочий органа государственной власти Кемеровской области по реализации государственной политики в области охраны труда и в области содействия занятости населения; поддержание уровня занятости граждан и сохранение уровня доходов граждан |
Срок реализации Государственной программы | 2014 - 2021 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы составляет 66 796 562,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 665 610,2 тыс. рублей; 2015 год - 9 978 450,6 тыс. рублей; 2016 год - 9 027 607,9 тыс. рублей; 2017 год - 8 823 076,8 тыс. рублей; 2018 год - 8 971 059,7 тыс. рублей; 2019 год - 9 088 700,9 тыс. рублей; 2020 год - 9 121 028,4 тыс. рублей; 2021 год - 9 121 028,4 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета по годам: 2014 год - 580 120,3 тыс. рублей; 2015 год - 582 676,5 тыс. рублей; 2016 год - 572 028,1 тыс. рублей; 2017 год - 549 516,1 тыс. рублей; 2018 год - 608 083,1 тыс. рублей; 2019 год - 608 083,1 тыс. рублей; 2020 год - 608 083,1 тыс. рублей; 2021 год - 608 083,1 тыс. рублей; иные не запрещенные законодательством источники, в том числе: средства федерального бюджета по годам: 2014 год - 1 335 854,7 тыс. рублей; 2015 год - 1 874 197,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 748 604,3 тыс. рублей; 2017 год - 1 543 732,2 тыс. рублей; 2018 год - 1 656 001,1 тыс. рублей; 2019 год - 1 773 642,3 тыс. рублей; 2020 год - 1 805 969,8 тыс. рублей; 2021 год - 1 805 969,8 тыс. рублей; средства местного бюджета по годам: 2014 год - 30 332,8 тыс. рублей; 2015 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2016 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2017 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2018 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2019 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2020 год - 28 850,0 тыс. рублей; 2021 год - 28 850,0 тыс. рублей; средства бюджетов государственных внебюджетных фондов по годам: 2014 год - 626 713,8 тыс. рублей; 2015 год - 614 601,6 тыс. рублей; 2016 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 622 853,0 тыс. рублей; 2018 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2021 год - 600 000,0 тыс. рублей; средства юридических и физических лиц по годам: 2014 год - 92 588,6 тыс. рублей; 2015 год - 6 878 125,5 тыс. рублей; 2016 год - 6 078 125,5 тыс. рублей; 2017 год - 6 078 125,5 тыс. рублей; 2018 год - 6 078 125,5 тыс. рублей; 2019 год - 6 078 125,5 тыс. рублей; 2020 год - 6 078 125,5 тыс. рублей; 2021 год - 6 078 125,5 тыс. рублей. Объемы ассигнований из федерального, областного и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей этих бюджетов на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | Предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы до 5,4 процента и 1,7 процента экономически активного населения в 2021 году соответственно; выполнение государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан своевременно и в полном объеме; обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда |
Безработица как социальное явление ограничивает темпы социально-экономического развития Кемеровской области в целом и каждого муниципального образования в отдельности, снижает показатели качества жизни населения. Поэтому для предотвращения роста напряженности на рынке труда избрана такая стратегия действий службы занятости населения, которая максимально нацелена на решение проблем незанятого населения.
Период 2011 - 2013 годов характеризовался постепенным ростом уровня занятости населения. Если в 2011 году были заняты 61,1 процента жителей области в возрасте 15 - 72 лет, то спустя два года - 63,7 процента, что значительно выше показателя по Сибирскому федеральному округу - 62 процента, но по-прежнему ниже общероссийского уровня занятости - 64,8 процента. По данным обследования по проблемам занятости, регулярно проводимого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, с 2011 года численность занятых ежегодно увеличивалась опережающими темпами и в 2013 году достигла 1338,4 тыс. человек.
Рост масштабов занятости обусловил сокращение потребности на замещение вакантных мест. Объем банка вакансий, заявленных в службу занятости населения, стал меньше на 7 процентов. Работодатели Кемеровской области были готовы принять на работу 141,8 тыс. работников.
В 2013 году сократилось как число тех, кто въезжал на работу в Кемеровскую область (почти наполовину, до 2,2 тыс. человек), так и число жителей, выезжавших на работу в другие регионы (на 15 процентов, до 6,6 тыс. человек). В целом в Кемеровской области сохраняется динамика сокращения численности жителей в отличие от роста численности россиян, зафиксированного в 2013 году. Только за год население Кемеровской области уменьшилось на 8,4 тыс. человек, преимущественно за счет миграционного оттока (5,9 тыс. человек), а также ввиду естественной убыли населения (2,5 тыс. человек). Таким образом, в Кемеровской области в 2013 году стало меньше жителей и больше работников.
Закономерным следствием обозначенной динамики стало равномерное снижение уровня общей безработицы с 8,1 до 6 процентов экономически активного населения при нестабильности динамики аналогичных показателей в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) и России. За трехлетний период уровень безработицы в Кемеровской области стал меньше на 2,1 пункта, тогда как в России - на 1 пункт, а в СФО показатель сократился лишь на 0,9 процентного пункта. В Кемеровской области в 2013 году безработными были 85,3 тыс. человек - это минимум за историю статистических наблюдений в регионе с начала XXI века.
Рост занятости населения на фоне мер, укрепляющих экономику региона, способствовал сокращению численности граждан, обращающихся за содействием в органы службы занятости населения. В 2013 году состояли на учете в среднем 28 процентов безработных (по методологии Международной организации труда, далее - МОТ), тогда как два года назад - 30 процентов. Общее предложение свободной рабочей силы на регистрируемом рынке труда составило 118 тыс. человек, что почти наполовину меньше показателя двухлетней давности и на 20 процентов меньше по сравнению с 2011 годом.
Статус безработного имели (включая граждан, состоявших на учете на 01.01.2013) 80 тыс. человек. Каждому безработному обеспечивалась социальная поддержка на период активного поиска работы, предусмотренная законодательством Российской Федерации, для снижения социальной напряженности в обществе.
В 2013 году в среднем ежемесячно 23,4 тыс. человек получали пособие по безработице (в 2012 году - 25,5 тыс. человек). Из них в минимальном размере получили 36 процентов, в максимальном размере - 40 процентов. Минимальная величина пособия по безработице составляла 1105 рублей, максимальная - 6370 рублей (с учетом районного коэффициента). Данные размеры пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости в течение отчетного периода в среднем ежемесячно 1,1 тыс. человек получали стипендию (в 2012 году - 1,5 тыс. человек).
Тем не менее наиболее эффективным выходом из состояния безработицы остается трудоустройство или прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования по востребованной на рынке труда профессии с последующим трудоустройством. В течение 2013 года трудоустроено на постоянные рабочие места 27,5 тыс. граждан, на временную работу - 19,8 тыс. человек. Участниками общественных работ стали 5 тыс. граждан.
В то же время 2013 год в отличие от предыдущего характеризовался постепенным увеличением масштабов высвобождения работников, занятых преимущественно в сферах экономической деятельности, определяющих монопрофильность муниципальных образований в Кемеровской области. Так, если в 2012 году численность работников, запланированных работодателями к увольнению по сокращению штатов в связи оптимизацией производства или по причине ликвидации предприятий, сократилась за год почти на 1 тыс. человек (до 2 тыс. человек), то в 2013 году объемы высвобождения возросли более чем двукратно. Только в г. Прокопьевске уволено по обозначенным причинам более 4 тыс. работников.
В декабре 2013 года согласно установленному порядку работодатели проинформировали центры занятости населения (далее - ЦЗН) о предстоящем высвобождении в ближайшие месяцы 5 тыс. работников. В дальнейшем, по предварительным прогнозам, могут вынужденно лишиться работы в различных отраслях экономики еще приблизительно столько же работников. Данный факт свидетельствует о большей вероятности развития сценария, согласно которому реализация комплекса мер по оказанию государственных услуг населению в 2014 году позволит сдержать уровень регистрируемой безработицы, не допустив значительного увеличения показателя по сравнению с 2013 годом. Аналогичным ростом будет характеризоваться и изменение уровня общей безработицы. В последующие годы масштабный выход на рынок труда свободной рабочей силы в результате оптимизации финансовых затрат и численности персонала на предприятиях обусловит более динамичный рост безработицы. К 2020 году ситуация стабилизируется, поскольку на смену ликвидированным малоэффективным рабочим местам будут вводиться новые модернизированные высокопроизводительные рабочие места.
Рынок труда настолько динамичен, что в периоды осложнения экономической ситуации реализация традиционных направлений деятельности службы занятости населения не способна полноценно сдержать рост социальной напряженности. Для выполнения этой цели возникает необходимость в разработке дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, реализация которых предусмотрена на условиях софинансирования из средств федерального и областного бюджетов. С 2009 года ежегодно изменяется перечень категорий граждан, которым оказывается содействие, поскольку привлеченные средства субсидии из федерального бюджета направляются в помощь тем, кто испытывает в данный период времени особые затруднения в поиске работы.
Безработица как социально-экономическое явление возникает по разным причинам, среди которых выделяется и низкое качество рабочих мест, которое приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, а также к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Кемеровская область является тем регионом, где основными видами промышленного производства являются добыча угля, металлургическое производство и химическая промышленность, относящиеся к категории наиболее травмоопасных и вредных производств. Поэтому улучшение условий и охраны труда путем проведения специальной оценки условий труда, осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необходимы для повышения конкурентоспособности рабочих мест. Действия в этом направлении, помимо сохранения здоровья граждан, будут способствовать также привлечению рабочей силы в Кемеровскую область из других регионов, поскольку в 2014 - 2021 годах ожидается сокращение численности экономически активного населения.
За 2012 - 2013 годы население Кемеровской области сократилось на 16,6 тыс. человек. Согласно прогнозным данным Кемеровостата в дальнейшем будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно 0,6 - 0,8 процента ежегодно).
На фоне сохраняющихся негативных естественных процессов движения населения для Кемеровской области возрастает значение миграции населения. На протяжении последних лет миграционные потоки (сумма прибывших и выбывших) имеют нестабильный характер. Внутренняя миграция населения является доминирующим компонентом в миграционных процессах региона, ее объем и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения. Передвижения внутри Кемеровской области, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляют 73 процента.
Одним из вариантов пополнения трудовых ресурсов Кемеровской области и улучшения демографической ситуации может стать привлечение соотечественников, проживающих за рубежом. При этом Кемеровская область способна предоставить переселенцам необходимые условия для адаптации на новом месте жительства. Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования" определены категории граждан, которым предоставляются долгосрочные целевые жилищные займы и социальные выплаты на приобретение жилых помещений из областного бюджета. Получить такой заем или социальную выплату соотечественники смогут после получения гражданства Российской Федерации наравне с другими гражданами. В 2014 - 2015 годах продолжится организация процесса переселения в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, их трудоустройства, обустройства и адаптации на территории вселения. Запланированные меры позволят оказать помощь 3625 участникам Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших в Кемеровскую область и зарегистрированных в Управлении Федеральной миграционной службы по Кемеровской области.
Для ограничения воздействий на сферу занятости негативных факторов и в целях полноценной реализации стратегических планов социально-экономического развития Кемеровской области, исполнения указов Президента Российской Федерации необходимы скоординированные действия социальных партнеров: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций профессионального образования, работодателей, заинтересованных организаций - на основе единого документа - Государственной программы.
Государственная программа должна обеспечить достижение следующих целей:
реализация мер по содействию занятости, обеспечению защиты от безработицы;