(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 14.10.2020 N 973)
N | Наименование раздела | Содержание раздела | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | Наименование программы | "Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (далее - программа) | ||||
2 | Ответственный руководитель | Грибанов А.А., заместитель главы администрации города Перми | ||||
(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 16.06.2021 N 439) | ||||||
3 | Исполнитель программы | департамент социальной политики администрации города Перми (далее - ДСП) | ||||
4 | Участники программы | ДСП; департамент транспорта администрации города Перми (далее - ДТ); департамент дорог и благоустройства администрации города Перми (далее - ДДБ); департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - ДЭПП); муниципальные учреждения, подведомственные департаменту образования администрации города Перми (далее - ДО); муниципальные учреждения, подведомственные департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее - ДКМП); муниципальные учреждения, подведомственные комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми (далее - КФКС); администрация Дзержинского района города Перми (далее - АДР); администрация Индустриального района города Перми (далее - АИР); администрация Кировского района города Перми (далее - АКР); администрация Ленинского района города Перми (далее - АЛР); администрация Мотовилихинского района города Перми (далее - АМР); администрация Орджоникидзевского района города Перми (далее - АОР); администрация Свердловского района города Перми (далее - АСР); администрация поселка Новые Ляды города Перми (далее - АПНЛ); общественные объединения инвалидов; общественные организации | ||||
5 | Характеристика текущего состояния сферы реализации программы | программа разработана в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года, утвержденной решением Пермской городской Думы от 22 апреля 2014 г. N 85, Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2016-2020 годов, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26 апреля 2016 г. N 67 (далее - план мероприятий ССЭР), Закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р, реализует мероприятия в рамках расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывает особенности текущего периода развития города Перми, Пермского края и Российской Федерации. В соответствии с планом мероприятий ССЭР важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры. Данная цель реализуется путем решения основных задач: создание безбарьерной среды для маломобильных граждан; оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения; обеспечение социальной безопасности семей с детьми; пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни; организация оздоровления и отдыха детей города Перми. Одной из наиболее важных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности отдельных групп населения, является создание доступной городской инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Население города Перми составляет около 1055403 чел., из них по состоянию на 1 января 2020 г.: инвалиды - 77362 человека, из них: дети-инвалиды - 3301 человек; граждане пожилого возраста - 261924 человека; беременные женщины, состоящие на учете в женских консультациях, - 6263 человека; численность детей от 1,5 до 7 лет, находящихся в социально опасном положении, - 401 человек. На протяжении длительного периода времени при формировании городского пространства не учитывались особенности различных категорий граждан, вызванные ограничениями в передвижении, что привело к формированию городской среды, полностью недоступной для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Сегодня изменить сложившуюся ситуацию в короткие сроки не представляется возможным в связи с необходимостью осуществления достаточно больших материальных вложений и значительного объема работ по адаптации объектов. За последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: на 1 января 2020 г. из 75 маршрутов городских пассажирских перевозок 64 обеспечены транспортными средствами с низким расположением пола, из 1153 единиц транспортных средств 920 низкопольная, и количество таких транспортных средств постоянно увеличивается (2010 год - 31%, 2013 - 47%, 2014 год - 52,1%, 2015 год - 64,3%, 2016 год - 67,7%, 2017 год - 70,8%, 2018 год - 71,6%, 2019 - 79,8%); растет количество остановочных пунктов городского общественного транспорта, обустроенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий граждан. На 1 января 2020 г. из 1154 остановочных пунктов обустроены с учетом требований доступности 878 единиц; ремонт улично-дорожной сети выполняется с обязательным учетом требований доступности для инвалидов; растет доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения для слабовидящих и незрячих граждан. Доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, по итогам 2019 года составила 78% (доля муниципальных светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, составила 78,8%). Наиболее острой остается проблема приспособления для нужд инвалидов объектов социальной инфраструктуры - зданий, сооружений. В связи с этим ряд мероприятий программы направлен на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры (муниципальных учреждений), развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социального статуса. На конец 2019 года доля доступных (частично доступных) муниципальных объектов, в которых размещаются учреждения, функциональные и территориальные органы администрации города Перми, составила 38,5%. В рамках решения задачи плана мероприятий ССЭР на территории города Перми создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к информации. С 2009 года на телеканалах города транслируется передача, освещающая вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельность администрации города Перми в этом направлении. Об оценке эффективности реализуемых мероприятий программы свидетельствует ежегодный рост показателя "Уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных", предусмотренного планом мероприятий ССЭР (2013 год - 62%, 2014 год - 63,2%, 2015 год - 63,6%, 2016 год - 64,8%, 2017 год - 65,8%, 2018 год - 75,3%, 2019 год - 76,7%). В соответствии с планом мероприятий ССЭР сохранены и реализуются дополнительно принятые Пермским городским округом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и адресной социальной муниципальной помощи жителям города Перми: инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях в связи с пожарами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, террористическими актами и трудными жизненными ситуациями, которые они не могут преодолеть самостоятельно. В целях реализация отдельных положений Закона Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в рамках муниципальной программы предусмотрено мероприятие по реализации альтернативной формы предоставления земельных участков - единовременные денежные выплаты, предоставленные многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. По состоянию на 1 июля 2020 г. в реестре многодетных семей в целях получения земельного участка состоит 6987 семей. Реализация муниципальной программы также направлена на решение задачи плана мероприятий ССЭР муниципального образования город Пермь до 2030 года в части повышения социального благополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан. В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, формированию у населения мотивов укрепления семьи и семейных ценностей, создания среды, дружественной к семье и детям. В соответствии с этим в городе Перми на протяжении нескольких лет сохраняется устойчивая тенденция снижения числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП). В 2019 году зафиксировано снижение уровня подростковой преступности на 8%. Вместе с тем, высока доля семей, поставленных на учет в СОП из группы "норма", что свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению фактов детского и семейного неблагополучия, - в среднем около 18% от всех семей, поставленных на учет в СОП. Также сохраняется высокая доля семей, находящихся в СОП длительный период времени, имеющих низкий реабилитационный потенциал, в отношении которых необходима разработка и реализация комплекса специальных мероприятий, - в среднем около 14% семей, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа. Кроме того, около 13% подростков, находящихся в СОП, совершают преступления повторно. Также по итогам 2019 года отмечается незначительное снижение количества попыток суицида несовершеннолетних на 10% (2018 год - 164 попытки суицида, 2019 год - 147 попыток суицида). Снижение завершенных суицидов в 2019 году составило 60% (2018 год - 5 законченных суицидов, 2019 год - 2 законченных суицида). Таким образом, профилактика подростковой преступности, детского и семейного неблагополучия должна быть эффективной за счет развития технологий раннего выявления факторов риска отклоняющегося поведения детей; организации индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, а также оказания необходимой психологической помощи. Программа предусматривает мероприятия, соответствующие направлениям работы в рамках реализации Плана основных мероприятий города Перми до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 16 октября 2019 г. N 698, а также координацию функциональных органов администрации города Перми при реализации мероприятий по оказанию содействия созданию среды, дружественной к семье и детям. Несмотря на наличие отдельных эффективных практик вовлечения детей в общественно значимую деятельность, сохраняется социальная пассивность большинства подростков и семей. Доля родителей, считающих, что в городе Перми созданы условия, благоприятные для семей с детьми, в 2019 году составила 55,4% от числа опрошенных, в результате реализации программы к 2023 году составит 57%. Одним из важнейших принципов социальной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Реализуемый в городе Перми механизм предоставления сертификата на отдых детей и их оздоровление родителям (законным представителям) позволяет обеспечить эффективную организацию отдыха детей и их оздоровления. Охват детей города Перми различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2019 году составил 38,4% от общей численности детей в возрасте от 7 до 18 лет. Численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет по состоянию на 1 января 2019 года - 123706 чел. Прогнозная численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет составляет: 2020 год - 126351; 2021 год - 132038; 2022 год - 136280; 2023 год - 141720. Правовое регулирование реализации программы: Решения Пермской городской Думы: от 24 июня 2008 г. N 219 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат студентам и учащимся города Перми"; от 23 июня 2009 г. N 135 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Перми"; Постановления администрации города Перми: от 29 апреля 2011 г. N 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми"; от 19 ноября 2014 г. N 864 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики" | ||||
6 | Цель программы | повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры | ||||
7 | Перечень подпрограмм и задач | 1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки, содействие в получении социальных услуг отдельным категориям граждан. 1.1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения. 1.1.2. Организация проведения мероприятий социальной направленности для отдельных категорий граждан. 1.2. Создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. 1.2.1. Координация функциональных и территориальных органов администрации города Перми по вопросам повышения уровня доступности городской инфраструктуры. 1.2.2. Взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения. 1.3. Повышение социального благополучия и безопасности семей с детьми. 1.3.1. Обеспечение социальной безопасности семей с детьми. 1.3.2. Пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни. 1.4. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми. 1.4.1. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета Пермского края. 1.4.2. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета города Перми | ||||
8 | Сроки реализации программы | 2019-2023 годы | ||||
9 | Объемы и источники финансирования программы (подпрограммы) | 2019 год план | 2020 год план | 2021 год план | 2022 год план | 2023 год план |
программа, всего (тыс. руб.), в том числе | 361082,309 | 320978,767 | 439686,766 | 416313,100 | 412536,600 | |
бюджет города Перми | 150424,409 | 147726,767 | 198888,766 | 172230,000 | 168453,500 | |
бюджет города Перми <*> | 0,000 | 2823,800 | 3412,800 | 3946,600 | 4089,000 | |
бюджет Пермского края | 210657,900 | 173252,000 | 240798,000 | 244083,100 | 244083,100 | |
подпрограмма 1.1, всего (тыс. руб.), в том числе | 39967,715 | 82649,928 | 112314,714 | 87539,500 | 87539,500 | |
бюджет города Перми | 35936,015 | 79079,328 | 108656,714 | 83881,500 | 83881,500 | |
бюджет города Перми <*> | 0,000 | 2823,800 | 3412,800 | 3946,600 | 4089,000 | |
бюджет Пермского края | 4031,700 | 3570,600 | 3658,000 | 3658,000 | 3658,000 | |
подпрограмма 1.2, всего (тыс. руб.), в том числе | 21295,404 | 18915,371 | 21136,000 | 25216,000 | 21439,500 | |
бюджет города Перми | 21295,404 | 18915,371 | 21136,000 | 25216,000 | 21439,500 | |
подпрограмма 1.3, всего (тыс. руб.), в том числе | 31111,056 | 37283,896 | 41753,446 | 41394,500 | 41394,500 | |
бюджет города Перми | 2098,056 | 1502,496 | 2036,846 | 2067,800 | 2067,800 | |
бюджет Пермского края | 29013,000 | 35781,400 | 39716,600 | 39326,700 | 39326,700 | |
подпрограмма 1.4, всего (тыс. руб.), в том числе | 268708,134 | 182129,572 | 264482,606 | 262163,100 | 262163,100 | |
бюджет города Перми | 91094,934 | 48229,572 | 67059,206 | 61064,700 | 61064,700 | |
бюджет Пермского края | 177613,200 | 133900,000 | 197423,400 | 201098,400 | 201098,400 | |
(п. 9 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2021 N 1219) | ||||||
10 | Показатели конечного результата цели программы, в том числе: | 2019 год план | 2020 год план | 2021 год план | 2022 год план | 2023 год план |
доля лиц, получивших адресную социальную муниципальную помощь и дополнительные меры социальной поддержки, от общего числа обратившихся граждан, имеющих право на их получение, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры, от общей численности опрошенных, % | 67,5 | 68,4 | 68,5 | 68,6 | 68,7 | |
количество семей, находящихся в социально опасном положении, ед. | 802 | 790 | 778 | 776 | 764 | |
доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от общей численности детей данного возраста, % | 37,9 | 33,3 | 34,4 | 33,6 | 32,3 | |
(п. 10 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2021 N 1219) |
________________
* Объем льгот и преференции не учитывается в общем объеме финансирования по подпрограмме.