Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (с изменениями на 24 декабря 2021 года)




ПАСПОРТ муниципальной программы

(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 14.10.2020 N 973)

N

Наименование раздела

Содержание раздела

1

2

3

1

Наименование программы

"Социальная поддержка и обеспечение семейного благополучия населения города Перми" (далее - программа)

2

Ответственный руководитель

Грибанов А.А., заместитель главы администрации города Перми

(в ред. Постановления Администрации г. Перми от 16.06.2021 N 439)

3

Исполнитель программы

департамент социальной политики администрации города Перми (далее - ДСП)

4

Участники программы

ДСП;

департамент транспорта администрации города Перми (далее - ДТ);

департамент дорог и благоустройства администрации города Перми (далее - ДДБ);

департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - ДЭПП);

муниципальные учреждения, подведомственные департаменту образования администрации города Перми (далее - ДО);

муниципальные учреждения, подведомственные департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми (далее - ДКМП);

муниципальные учреждения, подведомственные комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми (далее - КФКС);

администрация Дзержинского района города Перми (далее - АДР);

администрация Индустриального района города Перми (далее - АИР);

администрация Кировского района города Перми (далее - АКР);

администрация Ленинского района города Перми (далее - АЛР);

администрация Мотовилихинского района города Перми (далее - АМР);

администрация Орджоникидзевского района города Перми (далее - АОР);

администрация Свердловского района города Перми (далее - АСР);

администрация поселка Новые Ляды города Перми (далее - АПНЛ);

общественные объединения инвалидов;

общественные организации

5

Характеристика текущего состояния сферы реализации программы

программа разработана в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года, утвержденной решением Пермской городской Думы от 22 апреля 2014 г. N 85, Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2016-2020 годов, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26 апреля 2016 г. N 67 (далее - план мероприятий ССЭР), Закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р, реализует мероприятия в рамках расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывает особенности текущего периода развития города Перми, Пермского края и Российской Федерации.

В соответствии с планом мероприятий ССЭР важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры.

Данная цель реализуется путем решения основных задач:

создание безбарьерной среды для маломобильных граждан;

оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения;

обеспечение социальной безопасности семей с детьми;

пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни;

организация оздоровления и отдыха детей города Перми.

Одной из наиболее важных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности отдельных групп населения, является создание доступной городской инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Население города Перми составляет около 1055403 чел., из них по состоянию на 1 января 2020 г.:

инвалиды - 77362 человека, из них:

дети-инвалиды - 3301 человек;

граждане пожилого возраста - 261924 человека;

беременные женщины, состоящие на учете в женских консультациях, - 6263 человека;

численность детей от 1,5 до 7 лет, находящихся в социально опасном положении, - 401 человек.

На протяжении длительного периода времени при формировании городского пространства не учитывались особенности различных категорий граждан, вызванные ограничениями в передвижении, что привело к формированию городской среды, полностью недоступной для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Сегодня изменить сложившуюся ситуацию в короткие сроки не представляется возможным в связи с необходимостью осуществления достаточно больших материальных вложений и значительного объема работ по адаптации объектов.

За последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону:

на 1 января 2020 г. из 75 маршрутов городских пассажирских перевозок 64 обеспечены транспортными средствами с низким расположением пола, из 1153 единиц транспортных средств 920 низкопольная, и количество таких транспортных средств постоянно увеличивается (2010 год - 31%, 2013 - 47%, 2014 год - 52,1%, 2015 год - 64,3%, 2016 год - 67,7%, 2017 год - 70,8%, 2018 год - 71,6%, 2019 - 79,8%);

растет количество остановочных пунктов городского общественного транспорта, обустроенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий граждан. На 1 января 2020 г. из 1154 остановочных пунктов обустроены с учетом требований доступности 878 единиц;

ремонт улично-дорожной сети выполняется с обязательным учетом требований доступности для инвалидов;

растет доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения для слабовидящих и незрячих граждан. Доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, по итогам 2019 года составила 78% (доля муниципальных светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, составила 78,8%).

Наиболее острой остается проблема приспособления для нужд инвалидов объектов социальной инфраструктуры - зданий, сооружений.

В связи с этим ряд мероприятий программы направлен на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры (муниципальных учреждений), развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социального статуса.

На конец 2019 года доля доступных (частично доступных) муниципальных объектов, в которых размещаются учреждения, функциональные и территориальные органы администрации города Перми, составила 38,5%.

В рамках решения задачи плана мероприятий ССЭР на территории города Перми создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к информации. С 2009 года на телеканалах города транслируется передача, освещающая вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельность администрации города Перми в этом направлении.

Об оценке эффективности реализуемых мероприятий программы свидетельствует ежегодный рост показателя "Уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных", предусмотренного планом мероприятий ССЭР (2013 год - 62%, 2014 год - 63,2%, 2015 год - 63,6%, 2016 год - 64,8%, 2017 год - 65,8%, 2018 год - 75,3%, 2019 год - 76,7%).

В соответствии с планом мероприятий ССЭР сохранены и реализуются дополнительно принятые Пермским городским округом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и адресной социальной муниципальной помощи жителям города Перми: инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях в связи с пожарами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, террористическими актами и трудными жизненными ситуациями, которые они не могут преодолеть самостоятельно.

В целях реализация отдельных положений Закона Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в рамках муниципальной программы предусмотрено мероприятие по реализации альтернативной формы предоставления земельных участков - единовременные денежные выплаты, предоставленные многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

По состоянию на 1 июля 2020 г. в реестре многодетных семей в целях получения земельного участка состоит 6987 семей.

Реализация муниципальной программы также направлена на решение задачи плана мероприятий ССЭР муниципального образования город Пермь до 2030 года в части повышения социального благополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан.

В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, формированию у населения мотивов укрепления семьи и семейных ценностей, создания среды, дружественной к семье и детям.

В соответствии с этим в городе Перми на протяжении нескольких лет сохраняется устойчивая тенденция снижения числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП).

В 2019 году зафиксировано снижение уровня подростковой преступности на 8%.

Вместе с тем, высока доля семей, поставленных на учет в СОП из группы "норма", что свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению фактов детского и семейного неблагополучия, - в среднем около 18% от всех семей, поставленных на учет в СОП.

Также сохраняется высокая доля семей, находящихся в СОП длительный период времени, имеющих низкий реабилитационный потенциал, в отношении которых необходима разработка и реализация комплекса специальных мероприятий, - в среднем около 14% семей, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа.

Кроме того, около 13% подростков, находящихся в СОП, совершают преступления повторно.

Также по итогам 2019 года отмечается незначительное снижение количества попыток суицида несовершеннолетних на 10% (2018 год - 164 попытки суицида, 2019 год - 147 попыток суицида). Снижение завершенных суицидов в 2019 году составило 60% (2018 год - 5 законченных суицидов, 2019 год - 2 законченных суицида).

Таким образом, профилактика подростковой преступности, детского и семейного неблагополучия должна быть эффективной за счет развития технологий раннего выявления факторов риска отклоняющегося поведения детей; организации индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, а также оказания необходимой психологической помощи.

Программа предусматривает мероприятия, соответствующие направлениям работы в рамках реализации Плана основных мероприятий города Перми до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 16 октября 2019 г. N 698, а также координацию функциональных органов администрации города Перми при реализации мероприятий по оказанию содействия созданию среды, дружественной к семье и детям.

Несмотря на наличие отдельных эффективных практик вовлечения детей в общественно значимую деятельность, сохраняется социальная пассивность большинства подростков и семей.

Доля родителей, считающих, что в городе Перми созданы условия, благоприятные для семей с детьми, в 2019 году составила 55,4% от числа опрошенных, в результате реализации программы к 2023 году составит 57%.

Одним из важнейших принципов социальной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей.

Реализуемый в городе Перми механизм предоставления сертификата на отдых детей и их оздоровление родителям (законным представителям) позволяет обеспечить эффективную организацию отдыха детей и их оздоровления.

Охват детей города Перми различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2019 году составил 38,4% от общей численности детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет по состоянию на 1 января 2019 года - 123706 чел.

Прогнозная численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет составляет:

2020 год - 126351;

2021 год - 132038;

2022 год - 136280;

2023 год - 141720.

Правовое регулирование реализации программы:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";

Закон Пермского края от 19 декабря 2006 г. N 44-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности";

Закон Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае";

Закон Пермского края от 4 апреля 2016 г. N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края";

Закон Пермского края от 4 сентября 2017 г. N 121-ПК "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление";

Постановление Правительства Пермского края от 31 марта 2016 г. N 169-п "Об утверждении порядков по реализации государственных полномочий в сфере обеспечения отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае".

Решения Пермской городской Думы:

от 24 июня 2008 г. N 219 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат студентам и учащимся города Перми";

от 23 июня 2009 г. N 135 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Перми";

от 22 сентября 2009 г. N 213 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат за проезд в медицинские организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Перми, для проведения амбулаторного гемодиализа жителям города Перми с хронической почечной недостаточностью".

Постановления администрации города Перми:

от 29 апреля 2011 г. N 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми";

от 19 ноября 2014 г. N 864 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики"

6

Цель программы

повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры

7

Перечень подпрограмм и задач

1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки, содействие в получении социальных услуг отдельным категориям граждан.

1.1.1. Оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения.

1.1.2. Организация проведения мероприятий социальной направленности для отдельных категорий граждан.

1.2. Создание безбарьерной среды для маломобильных граждан.

1.2.1. Координация функциональных и территориальных органов администрации города Перми по вопросам повышения уровня доступности городской инфраструктуры.

1.2.2. Взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

1.3. Повышение социального благополучия и безопасности семей с детьми.

1.3.1. Обеспечение социальной безопасности семей с детьми.

1.3.2. Пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни.

1.4. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми.

1.4.1. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета Пермского края.

1.4.2. Организация оздоровления и отдыха детей города Перми за счет средств бюджета города Перми

8

Сроки реализации программы

2019-2023 годы

9

Объемы и источники финансирования программы (подпрограммы)

2019 год

план

2020 год

план

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

программа, всего (тыс. руб.), в том числе

361082,309

320978,767

439686,766

416313,100

412536,600

бюджет города Перми

150424,409

147726,767

198888,766

172230,000

168453,500

бюджет города Перми <*>

0,000

2823,800

3412,800

3946,600

4089,000

бюджет Пермского края

210657,900

173252,000

240798,000

244083,100

244083,100

подпрограмма 1.1, всего (тыс. руб.), в том числе

39967,715

82649,928

112314,714

87539,500

87539,500

бюджет города Перми

35936,015

79079,328

108656,714

83881,500

83881,500

бюджет города Перми <*>

0,000

2823,800

3412,800

3946,600

4089,000

бюджет Пермского края

4031,700

3570,600

3658,000

3658,000

3658,000

подпрограмма 1.2, всего (тыс. руб.), в том числе

21295,404

18915,371

21136,000

25216,000

21439,500

бюджет города Перми

21295,404

18915,371

21136,000

25216,000

21439,500

подпрограмма 1.3, всего (тыс. руб.), в том числе

31111,056

37283,896

41753,446

41394,500

41394,500

бюджет города Перми

2098,056

1502,496

2036,846

2067,800

2067,800

бюджет Пермского края

29013,000

35781,400

39716,600

39326,700

39326,700

подпрограмма 1.4, всего (тыс. руб.), в том числе

268708,134

182129,572

264482,606

262163,100

262163,100

бюджет города Перми

91094,934

48229,572

67059,206

61064,700

61064,700

бюджет Пермского края

177613,200

133900,000

197423,400

201098,400

201098,400

(п. 9 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2021 N 1219)

10

Показатели конечного результата цели программы, в том числе:

2019 год

план

2020 год

план

2021 год

план

2022 год

план

2023 год

план

доля лиц, получивших адресную социальную муниципальную помощь и дополнительные меры социальной поддержки, от общего числа обратившихся граждан, имеющих право на их получение, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры, от общей численности опрошенных, %

67,5

68,4

68,5

68,6

68,7

количество семей, находящихся в социально опасном положении, ед.

802

790

778

776

764

доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от общей численности детей данного возраста, %

37,9

33,3

34,4

33,6

32,3

(п. 10 в ред. Постановления Администрации г. Перми от 24.12.2021 N 1219)


________________


* Объем льгот и преференции не учитывается в общем объеме финансирования по подпрограмме.