В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года", с целью развития сети автомобильных дорог Республики Крым:
1. Утвердить Концепцию развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 - 2024 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Нахлупина В.Г.
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2018 - 2024 ГОДЫ
Возрастание роли автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии регионов соответствующим образом обуславливает дальнейшее развитие экономики и повышение качества жизни населения. Значительная доля отраслей экономики ориентирована на первоочередное использование автотранспортных перевозок, которые в наибольшей степени удовлетворяют требованиям "точно в срок" и "от двери до двери", а также обеспечивают приемлемые тарифы для клиентов за счет высокой степени конкуренции автоперевозчиков.
Особенное значение автомобильный транспорт имеет для развития малого и среднего бизнеса, результаты деятельности которого связаны с поставкой небольших партий продукции и услуг значительному количеству потребителей. Роль автомобильного транспорта будет возрастать также по мере развития современных видов торговли и оказания услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Автомобильный транспорт занимает доминирующее положение в перевозках наиболее дорогих и скоропортящихся грузов. От качества работы пассажирского и грузового автомобильного транспорта зависит себестоимость товаров и услуг, производительность труда, конкурентоспособность и эффективность работы всех отраслей экономики страны. При этом скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности реализации экономического потенциала территорий и ресурсов, повышение инвестиционного потенциала регионов и рост качества жизни населения существенно связаны с развитием сети автомобильных дорог.
Для социально-экономического развития Республики Крым деятельность автомобильного транспорта имеет особенно важное значение с учетом географических особенностей региона и значительной доли территории, занятой горным рельефом, что существенно ограничивает возможности развития инфраструктуры других видов транспорта. Важность автомобильного транспорта для социально-экономического развития регионов Крымского полуострова связана также с их экономической специализацией, во многом определяемой уникальными для Российской Федерации природными условиями в сфере агропромышленного комплекса, туристского и оздоровительно-рекреационного бизнеса.
Автомобильные дороги составляют наиболее разветвленную часть транспортной инфраструктуры Республики Крым, выполняющую самые разнообразные задачи от обслуживания межрегиональных перевозок до обеспечения подъезда к предприятиям, учреждениям и домохозяйствам.
Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации привело к изменению темпа и вектора развития региона, вследствие чего появилась необходимость разработки Концепции развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 - 2024 годы, отвечающей новым вызовам, стоящим перед регионом.
Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, внутри- и внешнеэкономических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни граждан. Это обуславливает необходимость создания опорной дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и с отсутствием "узких мест". Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности полуострова в целом.
Формирование рациональной дорожной сети Республики Крым, отвечающей нуждам населения, экономики и бизнеса, обеспечивающей надежное и предсказуемое качество перевозок пассажиров и грузов, должно быть направлено на выполнение следующих основных целей:
- сохранение существующей сети автомобильных дорог, улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, приведение в соответствие с нормативными требованиями;
- повышение безопасности дорожного движения;
- реконструкция автомобильных дорог Республики Крым для увеличения их пропускной способности с учетом перспективного автотранспортного потока и формирования новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию межрегиональных транспортных связей;
- увеличение сроков эксплуатации автомобильных дорог за счет внедрения инновационных технологий при их строительстве и организации контроля и пресечения несанкционированных перевозок тяжеловесных грузов на территории Республики Крым.
Концепция развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 - 2024 годы (далее - Концепция) основывается на:
- Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
- федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. N 352-ЗРК/2017.
Концепция учитывает основные положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также положения федеральных и региональных документов.
Настоящая Концепция, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития дорожной отрасли, должна стать основой для разработки региональных целевых программ развития дорожной сети, планов и показателей деятельности органов управления дорожным хозяйством полуострова и подрядных организаций.
Необходимо отметить, что пребывание Республики Крым в составе Украины обусловило существенное отставание региона в сфере социально-экономического развития, в том числе в части развития транспортного комплекса. В 2015 году на территории региона зарегистрировано 203,5 тыс. транспортных средств, что составляет 88 транспортных средств в расчете на 1000 человек постоянного населения региона. Это почти в 4 раза меньше аналогичного показателя, среднего для Российской Федерации, без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Недостаточное внимание вопросам развития дорожного хозяйства на территории Республики Крым во многом было связано с особенностями формирования нормативной базы и обеспечения функционирования автомобильных дорог общего пользования, а также системы финансирования и планирования дорожной деятельности.
По состоянию на 1 января 2018 г. в Республике Крым протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 6129,3 км. Кроме того, в Республике Крым имеется 8926,8 км автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.
По состоянию на 1 января 2018 г. 89% протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Крым имеют усовершенствованное покрытие. Вместе с тем в связи с многолетним отсутствием достаточного финансирования дорожно-эксплуатационных работ не соответствует нормативным требованиям 80,0% протяженности региональных или межмуниципальных дорог в Республике Крым.
Автомобильные дороги Республики Крым практически на всем протяжении имеют не более двух полос движения. Лишь отдельные участки общей протяженностью 68,4 км в Республике Крым имеют 4 полосы движения. Магистральные и скоростные автомобильные дороги категорий IА и IБ практически отсутствуют. Проезжая часть большинства автомобильных дорог рассчитана на пропуск автомобилей, имеющих нагрузку на ось 6 - 10 тонн, поэтому в условиях растущих транспортных потоков современных тяжелых автомобилей, имеющих нагрузку на ось 11,5 тонны, и наличия затяжных крутых подъемов и спусков на автомобильных дорогах наблюдаются многочисленные деформации и разрушения дорожных одежд, что требует дополнительных затрат на их ремонт и содержание. Ситуация усугубляется фактическим отсутствием системы весогабаритного контроля. На региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах расположены 340 мостов и путепроводов общей протяженностью 8308,0 пог. м. Вместе с тем из указанного количества искусственных сооружений 18 объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии, 80 объектов требуют неотложного ремонта.
Отсутствие объездных автомобильных дорог вокруг таких исторических центров, как города Саки, Евпатория, Керчь вынуждает использовать улично-дорожную сеть городов для транзитного автомобильного движения. Технические параметры основных улиц исторических и санаторно-курортных центров, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не соответствуют уровням возрастающей транспортной нагрузки, в частности, ввиду сложившейся городской застройки.
Кроме того, согласно результатам диагностики мостовых сооружений, расположенных на региональной и межрегиональной сети автомобильных дорог Республики Крым, выявлено, что из 340 мостов 98 находятся в аварийном или предаварийном состоянии.
На существующих автомобильных дорогах недостаточно развита сеть объектов дорожного сервиса. В Республике Крым функционируют 53 автостанции, вместе с тем крупные грузовые транспортно-логистические центры не сформировались, отсутствуют комплексные объекты дорожного сервиса.
Территория Республики Крым характеризуется наличием опасных природных процессов, повышенной сейсмичностью, активным оползнеобразованием, камнепадными процессами и т.д. В связи с отставанием темпов приведения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями от темпов увеличения объемов обслуживаемых транспортных потоков риск разрушения автомобильных дорог от негативного влияния опасных природных процессов, не зависящих от деятельности органов управления дорожным хозяйством, существенно усиливается. Для ликвидации последствий этих воздействий потребуются дополнительные капитальные вложения, которые не могут быть определены заранее, что существенно затрудняет планирование дорожной деятельности и может привести к необходимости отвлечения запланированных ресурсов от реализации основных мероприятий программ дорожных работ.
Указанные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния и технических характеристик автодорог оказывают существенное негативное влияние на деятельность отраслей экономики региона. Это негативное влияние может существенно возрасти с учетом значительного увеличения интенсивности транспортных потоков после ввода в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив. Вместе с тем ускорение приведения сети автомобильных дорог в нормативное состояние, увеличение пропускной способности, реализация мер по повышению безопасности движения и организации пешеходного движения, создание сети комплексов дорожного сервиса на основных автомобильных дорогах, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки, могут оказать значительное положительное влияние на реализацию потенциала создания на территории Крымского полуострова современного туристическо-курортного комплекса круглогодичного действия высокого класса, повышение инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, будут способствовать повышению занятости населения региона.
На эффективность дорожной деятельности, направленной на развитие дорожной сети и приведение автомобильных дорог в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние в Республике Крым, в существенной степени влияют региональные особенности обеспечения дорожного хозяйства высококачественными дорожно-строительными материалами, обеспечивающими долговечность дорожных конструкций без ухудшения свойств, влияющих на безопасность движения. В связи с недостаточным количеством на территории Крымского полуострова карьеров высокопрочного щебня, а также отсутствием местных предприятий по производству высококачественного дорожного битума требуется их завоз из других регионов, в том числе морским транспортом, что существенно повышает стоимость строительства и ремонта объектов.
Еще одним отрицательным фактором, влияющим на эффективность дорожной деятельности, является недостаточное количество мощных подрядных и проектных организаций, действующих на региональном рынке дорожных работ. В этой связи для создания надежной системы содержания автомобильных дорог, а также реализации долгосрочных программ развития автомобильных дорог необходимо принятие мер, направленных на создание региональных проектных и подрядных компаний, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, необходимыми для реализации дорожных проектов с высоким качеством в достаточно короткие сроки.
В значительной степени проявление вышеуказанных отрицательных факторов связано с отсутствием в течение многих лет стабильного финансирования дорожного хозяйства в необходимом объеме, что не стимулировало подрядные организации к совершенствованию материально-технической базы и использованию труда высококвалифицированных специалистов.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что совокупное число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на региональных автодорогах Республики Крым в настоящее время достигает 38. В числе наиболее опасных дорог такие трассы, как Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта, Алушта - Судак - Феодосия и Ялта - Севастополь.
По данным ГИБДД Республики Крым, основными причинами аварий в Республике Крым выступают: ограниченный обзор, затяжные подъемы и спуски, камнепады, обвалы, сели, превышение скорости, нарушение правил дорожного движения, а также плохая освещенность дорог в вечернее и ночное время суток.
Вследствие недостаточного количества защитных сооружений (сетчатых покрытий скальных выступов, камнеулавливающих барьеров, водоотводных сооружений и прочего), неудовлетворительной системы искусственного электроосвещения на автодорогах Республики Крым число дорожно-транспортных происшествий катастрофически возрастает. Согласно данным ГИБДД РК, за девять месяцев 2016 года произошло 1150 ДТП, в которых погибли 182 человека и 1471 человек получили травмы. За аналогичный период 2017 года количество ДТП возросло на 20% - до 1437 единиц, смертность - на 14,5% (погибло 213 человек), а число пострадавших достигло 1925 человек, что на 23,5% превышает показатель предыдущего года.
Негативное влияние на ситуацию оказывает постоянно возрастающая нагрузка на автодорожную сеть Крыма. В период с 2014 по 2017 год автомобильный парк увеличился на 180%, что значительно сократило долю дорог, соответствующих нормативным требованиям, с 24% в 2014 году до 20% по итогам прошлого года. При сохранении указанной тенденции к 2024 году автомобильный парк возрастет по сравнению с 2013 годом в 2,17 раза.
Без принятия дополнительных мер в области реконструкции, ремонта и содержания дорог Республики Крым ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния всей автодорожной сети региона может принять необратимый характер, а число ДТП и уровень смертности продолжат расти в геометрической прогрессии.
В этой связи для создания опорной дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, в Республике Крым необходима реализация Концепции.