КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 октября 2018 года N 799-р


[О реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"]

(с изменениями на 22 апреля 2019 года)

(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.04.2019 N 353-р)




В целях обновления материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование":


1. Утвердить:


комплекс мер по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей (приложение N 1);


концепцию создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей (приложение N 2).


2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики региональным координатором по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН



Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 799-р
     (приложение N 1)



КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ

N

пп

Наименование мероприятия

Срок проведения

1.

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в субъекте Российской Федерации между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики

до 15 марта 2019 года

2.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по реализации национального проекта "Образование" в Чувашской Республике (далее - ведомственный проектный офис)

до 1 марта 2019 года

3.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование"

до 1 марта 2019 года

4.

Согласование с ПО национального проекта кандидатуры на должность руководителя ведомственного проектного офиса

до 1 марта 2019 года

5.

Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

один раз в год начиная с 2019 года

6.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

один раз в 3 года начиная с 2019 года

7.

Утверждение "дорожной карты" создания и функционирования центров образования цифрового и гуманитарного профилей ПО национального проекта и Кабинетом Министров Чувашской Республики

до 15 марта 2019 года



Утверждена
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 799-р
     (приложение N 2)



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ

(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.04.2019 N 353-р)



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия:


а) проблематика и предполагаемые результаты


Совершенствование общеобразовательной системы Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня руководящих и педагогических работников системы образования.


В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и совершенствования содержания и технологий общего образования, в том числе в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданию сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности.


Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в Чувашской Республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", комплекса мер по модернизации системы общего образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики.


В Чувашской Республике на протяжении последних двух десятилетий реализуются инновационные программы и проекты в системе образования как международного, федерального, так и регионального уровней. В Чувашской Республике апробированы инновационные подходы в управлении образовательными системами, организации образовательного процесса и условий обучения (среды), использовании инновационных, в том числе авторских образовательных технологий и методик обучения.


В системе образования полностью сформирована нормативно-правовая база, что обеспечило создание условий для эффективного внедрения ФГОС в системе дошкольного, начального общего, основного общего образования, в том числе для детей с ОВЗ. Основополагающими документами являются Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2018 г. N 531 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования". Утверждены приказами Минобразования Чувашии планы по созданию условий для введения ФГОС начального общего, основного общего, дошкольного образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов широко используются средства билингвального обучения (на русском и чувашском языках) в начальном и основном звене школы. Все инициативы, реализуемые в системе образования, стимулируют инновационную деятельность, а апробация инновационных моделей образования позволяет понимать то, как может и должна быть устроена современная школа. В настоящее время в системе образования Чувашской Республики сформированы комплексные качественные модели, обладающие всеми характеристиками современной модели образовательной организации, которые являются республиканскими "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего их развития. Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Чувашской Республике и реализован в срок и с большой степенью эффективности.


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.04.2019 N 353-р)


Однако наряду с проводимыми инновационными изменениями в системе общего образования Чувашской Республики отмечается наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить продвижение процессов модернизации:

N

пп

Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования

1

2

1.

Разрыв в технологическом оснащении сельских и городских школ по причине интенсивного процесса технологизации и цифровизации, в первую очередь в городской местности, и разница в финансировании общеобразовательных организаций (бюджет и внебюджет), направляемом на обновление материально-технической базы сельских школ (школ малых городов)

2.

Неполное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития школьников современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности

3.

Недостаточно эффективное развитие сетевых моделей, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей для развития метапредметных компетенций и формирования универсальных учебных действий

4.

Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся технологиями и содержанием обучения

5.

Необходимость реализации комплекса мероприятий по переформатированию работы структур на базе общеобразовательных организаций для расширения границ образования и максимального использования возможностей всей республиканской инфраструктуры во всех областях, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей

6.

Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения

7.

Несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях

8.

Отсутствие эффективных трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации школьного образования в области цифрового и современного гуманитарного профилей


Таким образом, одним из основных направлений совершенствования общеобразовательной системы Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы для формирования у учащихся современных технологических и гуманитарных навыков и создания институциональных комплексных моделей для их развития;


б) статистические данные по сети общеобразовательных организаций в сельской местности и малых городах, контингенту обучающихся, кадровому составу:


количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в городской местности, в Чувашской Республике - 81932 человека;


количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в Чувашской Республике - 44112 человек (в том числе в Яльчикском районе - 1832);


количество школ в городской местности - 122;


количество школ в сельской местности и малых городах - 313 (в том числе в Яльчикском районе - 15);


количество педагогов школ, расположенных в городской местности, - 4725;


количество педагогов школ, расположенных в сельской местности и малых городах, - 5788 (в том числе в Яльчикском районе - 233).


В республике созданы условия по созданию сети инновационных школ и партнерств, реализующих инновационные программы и отрабатывающие новые технологии содержания, обучения и воспитания. В республике созданы и активно работают 295 инновационных площадок по отработке новых технологий преподавания предметов на базе общеобразовательных школ, что составляет 62,1% от общего количества школ;


в) информация о повышении квалификации


В Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и управленцев, в 2016/17 учебном году повысили квалификацию 9996 педагогических работников, что составило 26,6% от общего количества педагогов республики, из них 5124 человека (51,3%) прошли курсовое обучение в составе 273 учебных групп, 4872 человека (48,3%) приняли участие в обучающих семинарах.


Плановые показатели учебного года (план - 4600 человек) по охвату слушателей курсовой подготовкой выполнены на 111,4% и на 107,3% - семинарской формой повышения квалификации (план - 4540 человек).


Участие в курсах повышения квалификации и обучающих семинарах городских и сельских педагогов:


городские - 2808 человек, что составляет 57,4% от общего количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации в 2016/17 учебном году, и 21,6% от общего количества работающих педагогов городских образовательных организаций;


сельские - 2064 человека, что составляет 42,6% от общего количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации в 2016/17 учебном году, и 24,3% от общего количества работающих педагогов сельских образовательных организаций.


Наиболее актуальными и востребованными стали семинары по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, дошкольного образования ("Нормативно-правовые основы введения ФГОС", "Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС", "Требования ФГОС к результатам обучения", "Внедрение новых методов обучения в предметных областях" и др.), подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и конкурсах. Особое внимание привлекли семинары по разработке методического обеспечения введения ФГОС (рабочих программ по предмету, новых технологий обучения, программы коррекционной работы, программы внеурочной деятельности и др.), по вопросам инклюзивного образования, организации работы с одаренными детьми, по созданию эффективной системы воспитательной работы и социализации обучающихся.


2. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования


На территории Чувашской Республики реализуется большое количество проектов и программ самого различного уровня. За последние 5 лет в республике внедрены и апробированы следующие значимые инновационные модели, по которым накоплен опыт с возможностью диссеминации в другие регионы:

N

Наименование проекта/мероприятия

Статус проекта/мероприятия

Кол-во участников, в том числе из других регионов

Объем и источник финансирования

Основные результаты

Практическое применение результатов

1

2

3

4

5

6

7

1.

Реализация региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - ФЦПРО) по направлению "Модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования"

2013 год - федеральный бюджет - 23477,1 тыс. рублей; республиканский бюджет Чувашской Республики - 580284,1 тыс. рублей;

2014 год - федеральный бюджет - 20450,9 тыс. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики - 6817 тыс. рублей

средства направлены на оснащение дополнительно созданных мест за счет эффективного использования помещений в функционирующих дошкольных образовательных организациях:

2011 г. - 2955 мест;

2012 г. - 1739 мест;

2013 г. - 3337 мест

созданы дополнительные места в ДОУ, повысилась удовлетворенность общества качеством оказываемых услуг

2.

Всероссийская конференция "Компетентностные практики в образовании" (март 2014 г.)

всероссийский

950

(400)

3 млн. рублей

обсуждены вопросы внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях, проведены мастер-классы, представлены модели отработки метапредметных компетенций, в том числе в системе дополнительного образования, с талантливыми детьми и детьми с ОВЗ

итоги обсуждены на педсоветах, материалы тиражированы и доведены до 100% педагогов, методики апробированы в 100% базовых школ

3.

Реализация проекта по обучению специалистов "Проектирование программы развития образовательной организации в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды" совместно с АНО ДПО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" (2014 - 2015 годы)

всероссийский

105

(5)

3,2 млн. рублей

в рамках проекта прошли обучение 120 человек из 10 организаций (7 ДОУ, 3 школы) по авторской программе Г.Доля "Английская программа развития", закуплены материалы и методика внедрения данной программы в 100% пилотных образовательных организаций

100% обученных получили документ об обучении и внедряют данную программу в образовательных организациях

4.

Проведение в Чувашской Республике первой компетентностной олимпиады школьников совместно с ООО "Открытое образование", ФГБУ "ФИРО", МПГУ и пр. (2013 - 2015 годы)

всероссийский

2000

(900)

8 млн. рублей

республика стала федеральной пилотной площадкой для отработки образовательных событий на основе формирования УУД и метапредметных компетенций. Обучение прошли педагоги и школьники республики и других регионов

в Чувашской Республике накоплен опыт проведения широкомасштабных образовательных событий в рамках реализации ФГОС, опыт работы может быть тиражирован в других регионах

5.

Проект молодежного обмена и международного образовательного сотрудничества с Интернациональным союзом Германии (2000 - 2015 годы)

международный

5000

более 20 млн. рублей

в республике в течение 15 лет осуществляется международное сотрудничество. Ежегодно школьники и педагоги республики проходят стажировки в образовательных организациях Германии по вопросам формирования УУД, предпрофессиональной подготовки, реализации программ

в Чувашской Республике накоплен опыт международного сотрудничества в области образования и культуры, опыт работы может быть тиражирован в других регионах

6.

Реализация республиканской программы в рамках ФЦПРО по мероприятию 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений"

всероссийский

5000

(1900)

более 13 млн. рублей

в 2015 - 2017 годах в республике реализован проект по внедрению новых технологий и содержанию обучения в соответствии с новым ФГОС через создание современной инфраструктуры образовательных организаций и развитие сетевых форм взаимодействия как непременного условия устойчивого развития системы образования Чувашской Республики. В 100% муниципалитетов республики созданы современные информационно-библиотечные центры, пилотные площадки (8), обучено более 5000 педагогических и управленческих работников

в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы

7.

Реализация республиканской программы в рамках ФЦПРО по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения (ШсНРО)"

всероссийский

1000

(400)

более 1,3 млн. рублей - федеральный бюджет, более 150 тыс. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики,

200 тыс. рублей - внебюджетные источники

в 2016 - 2017 годах в республике создана система мер, направленных на поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты, через создание, апробацию и реализацию модельного макета программы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обучено более 2000 человек, в 75% муниципальных образований республики созданы модели комплексной оценки выправления результатов школ, имеющих низкие результаты обучения

в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»